Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова, Е. С. Березникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32013/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье описан опыт психо-коррекционной работы в условиях сенсорной среды, на примере «особых» детей. Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта. Данная статья будет интересна для психологов, логопедов, учителей- дефектологов, студентов психологов, воспитателей, а также для тех, кто непосредственно работает с детьми с ОВЗ.

Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.

Первое появление сенсорных комнат относится к 1970 году. Врачи голландских реабилитационных центров для работы с больными ДЦП или имеющими какие-либо психоневрологические расстройства начали использовать комнаты со специальным оснащением — световыми панно и фонтанчиками, мерцающими лампочками и массажерами, расслабляющими релакс-креслами и другим необычным оборудованием. Анализ опыта, накопленного специалистами при применении таких, на первый взгляд, «странных» методов лечения, дал просто поразительные результаты — оказалось, что эффект, получаемый от применения подобных комнат, оказался неожиданно высоким.Успешный опыт голландских ученых был с интересом воспринят в мировом сообществе, и ученые Великобритании предложили расширить диапазон использования сенсорных комнат — для лечения больных, а также для их реабилитации, так необходимой людям после перенесенных сильных стрессов, а также с целью профилактики развития у них неврозов. В настоящее время эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России [2; c. 5].

В комплексе с психокоррекционными занятиями в своей работе мы используем кусочек волшебства — нашу сенсорную комнату, в которой работаем по учебно- методическому пособию «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья» под редакцией Баряевой Л. Б.

Актуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.

Актуальность занятий в сенсорной комнате заключается в:

– развитии сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом;

– снятии тревожных состояний;

– развитии всех форм чувствительности.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.

Задачи, решаемые в ходе коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;

6) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

После комплексного обследования всеми специалистами нашего детского сада определяются показания к занятиям в сенсорной комнате для детей, имеющих:

1) неврозы и неврозоподобные состояния;

2) задержки психомоторного и речевого развития;

3) аутизм;

4) адаптационные расстройства.

Сенсорная комната — это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната развивает:

– мотивацию здорового поведения;

– способствует становлению основного типа мышления;

– развивает знания об окружающем мире;

– стимулирует творческую активность.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [3; c. 13].

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того,

во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;

во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;

в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи [2; c.14].

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Каждый ребёнок чувствует себя в ней частью особого волшебного мира, где всё возможно...

Нашу сенсорную комнату посещают 18 детей с со сложной структурой дефекта, интеллектуальной недостаточностью, психическими расстройствами, детским аутизмом, синдромом Дауна.

Световой стол способствует развитию воображения, созданию положительного эмоционального настроя, снятию психоэмоционального напряжения, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга. На занятиях мы используем такие методы как: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование мизинцем, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулака.

Чтобы развивать тактильную чувствительность и вестибулярный аппарат мы используем сухой бассейн, во время занятий создаётся положительный эмоциональный настрой, происходит эффект закаливания, укрепление мышц опорно- двигательного аппарата, снятие мышечного тонуса. В сухом бассейне происходит массаж всего тела. Может показаться, что занятие — это весёлая игра. На самом же деле, чтобы выполнить упражнения, необходимо приложить максимум физических усилий. В работе мы используем упражнения: воронки, ныряем, перекаты, велосипед.

Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату — это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений, Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем.

Для снятия стресса и напряжения, развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения мы используем Фибероптические нити. Дети перебирают волокна, рассматривают их, учатся заплетать косы, расслабляются.

Пузырьковые колонны с рыбками способствуют зарядке положительными эмоциями, развитию коммуникативных навыков, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию цветового восприятия, обладают релаксационным эффектом.

Настенное зеркало сультрафиолетовой подсветкой стимулирует тактильные ощущения, снимает стресс, создаёт позитивный настрой, развивает коммуникативные навыки и эмоционально- волевую сферу. С настенным зеркалом мы используем игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».

Фонтан со светящимся шаром мы используем для развития слуховой и зрительной чувствительности, способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя во время занятия.

Рис. 1. Показатели развития эмоционально- волевой сферы

Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Выводы:

Можно отметить, что после посещения Сенсорной комнаты уровень агрессии, тревожности, снижается. А такие показатели как память, внимание, мышление, восприятие, мелкая моторика наоборот повышаются.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.

Рис. 2. Результативность коррекционно- развивающей работы в СК

Влияние эффектов сенсорной комнаты способствует:

– созданию у детей ощущения защищенности;

– спокойствия;

– уверенности в себе;

– богатство положительных эмоций.

Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты — дополнительный и эффективный инструмент для развития детей.

Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, сенсорная комната — это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Таким образом, можно подвести итог всего вышесказанного, сенсорная комната позволяет дополнительно проводить психолого- педагогическое сопровождение особых детей альтернативным путём, при этом формируя у них позитивный настрой, творческую искру психическое и физическое здоровье.

Литература:

  1. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. 2006 г.
  2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г.
  3. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.
  4. Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате. Thefantasticworld.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, ребенок, развитие, психоэмоциональное напряжение, волевая сфера, детский сад, настенное зеркало, положительный эмоциональный настрой, сухой бассейн, творческая активность.


Похожие статьи

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое...

Ключевые слова: сенсорная комната, эмоциональное развитие, релаксация, психотерапия, комплексная коррекция.

- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности.

Работа психолога с детьми с ОВЗ в темной сенсорной комнате

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития

Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с аллергическими заболеваниями...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Необходима эмоциональная включенность специалиста в детскую деятельность, личная обращенность к конкретному ребенку.

Попадая в сенсорную комнату,ребенок, как правило, проявляет познавательную активность, проявляет инициативу и заинтересованность.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

При этом, это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения.

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности, на

Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. № 4,с.20–27.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья...

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие...

Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих...

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое...

Ключевые слова: сенсорная комната, эмоциональное развитие, релаксация, психотерапия, комплексная коррекция.

- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности.

Работа психолога с детьми с ОВЗ в темной сенсорной комнате

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития

Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с аллергическими заболеваниями...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Необходима эмоциональная включенность специалиста в детскую деятельность, личная обращенность к конкретному ребенку.

Попадая в сенсорную комнату,ребенок, как правило, проявляет познавательную активность, проявляет инициативу и заинтересованность.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

При этом, это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения.

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности, на

Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. № 4,с.20–27.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья...

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие...

Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих...

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое...

Ключевые слова: сенсорная комната, эмоциональное развитие, релаксация, психотерапия, комплексная коррекция.

- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности.

Работа психолога с детьми с ОВЗ в темной сенсорной комнате

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития

Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с аллергическими заболеваниями...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Необходима эмоциональная включенность специалиста в детскую деятельность, личная обращенность к конкретному ребенку.

Попадая в сенсорную комнату,ребенок, как правило, проявляет познавательную активность, проявляет инициативу и заинтересованность.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

При этом, это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения.

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности, на

Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. № 4,с.20–27.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья...

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие...

Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих...

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое...

Ключевые слова: сенсорная комната, эмоциональное развитие, релаксация, психотерапия, комплексная коррекция.

- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности.

Работа психолога с детьми с ОВЗ в темной сенсорной комнате

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития

Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с аллергическими заболеваниями...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Необходима эмоциональная включенность специалиста в детскую деятельность, личная обращенность к конкретному ребенку.

Попадая в сенсорную комнату,ребенок, как правило, проявляет познавательную активность, проявляет инициативу и заинтересованность.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

При этом, это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения.

Таким образом, театрализованно-игровая деятельность обладаетвозможностями не только развития эмоционально- волевой сферы...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности, на

Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. № 4,с.20–27.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья...

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие...

Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих...

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задать вопрос