Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрченко, Т. В. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ / Т. В. Юрченко, Ю. В. Черницова, И. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31996/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. В каждом дошкольном учреждении, в том или ином виде, осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад — семья». Совместная деятельность взрослого и детей — не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации. На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Но в силу разных обстоятельств, родители вместе с детьми не являются активными посетителями музеев. Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении было решено создать собственные музеи, пусть и маленькие.

Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят музею иную роль в воспитательно-образовательном процессе и, в этом случае, его деятельность направлена на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве [1, с.46].

Первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, по мнению Б. А. Столярова, «стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех её уровнях — от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практики в этой области». В основу программы положена установка на восприятие, как процесс непрерывного контакта с окружающим миром. Эта установка позволяет сформировать у ребёнка представление о музее, как о части окружающей его среды, а также об изобразительном искусстве, как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

– образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

– развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

– просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

– воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

В то же время, данная тема остаётся недостаточно изученной, что подчеркивает ее актуальность и стимулирует для дальнейшей работы по поиску инновационных форм работы по созданию музейной среды в образовательном пространстве ДОУ, вовлечению детей и родителей в целостный образовательный процесс.

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть образовательного процесса:

– является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

– способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

– помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Создание мини-музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как родительские гостиные, консультации, индивидуальная работа.
  2. При выборе помещения необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
  3. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
  4. Оформление мини-музея.
  5. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и родителей с экспонатами.
  6. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
  7. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

При создании мини-музея необходимо придерживаться следующих принципов:

– Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

– Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

– Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребенка языком.

– Принцип партнерства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок».

– Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

– Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

– Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Выбор темы мини-музея осуществляется исходя из интересов детей, инициативы педагогов, умеющих увлечь и заинтересовать всех участников, выстроить перспективу работы мини — музея. Исходя из опыта создания мини-музеев можно сказать, что эффективность работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.

Для расположения мини — музея можно использовать различные части групповых комнат. Наиболее оптимальным размещением экспонатов в мини-музее является размещение их на разных уровнях. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полки, ширмы, стенды, мебель разной величины. Сбором и созданием экспонатов для мини-музеев могут заниматься и дети, и родители, и педагоги. Важное место в работе мини-музея занимают, конечно, экскурсии. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея разнообразные. Это проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

В настоящее время в детском саду функционирует три мини-музея:

  1. Мини-музей «Русская изба». В него вошли такие предметы — экспонаты, как русская печь, сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта — прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских народных костюмах и др. Посетив такой мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница — узорница», «Народные умельцы», «Светлый праздник — Пасха», «Рождество Христово», «Сказки у русской печки». Создание мини-музея «Русская изба» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.

C:\Users\Сергей и Ира\Desktop\DSCN5469.JPG

  1. Мини-музей «Кукол», предлагает знакомство как с народными куклами, такими как кукла-Пеленашка», тряпичными куклами, так и с современными куклами, сделанными из различных материалов. В работе по сбору и созданию экспонатов принимали участие дети и их родители. В ходе организации мини-музея была организована детско-родительская площадка «Любим в куклы мы играть», проведён мастер-класса по изготовлению куклы-Пеленашки.

E:\статьи в журнал\музей 1\DSC00152.JPG

  1. Мини-музей «Мульти-пульти», создание которого позволило на новом уровне пробудить у детей интерес к мультипликационному искусству, объединить педагогов, детей и родителей общим захватывающим делом сбора и создания экспонатов, подготовкой тематических экспозиций и развлечений под общим названием «Союзмультфильм представляет». В мини-музее представлена возможность «погрузиться» в волшебный, добрый, захватывающий мир мультипликации, в котором представлены экспонаты из добрых, советских мультфильмов: «Ну, погоди!», «Аленький цветочек», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Котёнок по имени Гав», «Винни Пух» и др., размещена фото-галерея известных художников-мультипликаторов, актёров озвучивающих мультфильмы. Открытие мини-музея сопровождалось ярким, детским костюмированным представлением «В гостях у героев мультфильмов».

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Каждый наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Литература:

  1. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008.
  2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.
  3. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.
  4. Рыжова Н,А., Логинова Л. В., ДанюковаА.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
  5. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10.
  6. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, создание мини-музея, дошкольное учреждение, музей, музейная среда, создание экспонатов, экспонат, детская деятельность.


Похожие статьи

Система работы с детьми и родителями по организации...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

«Принципы создания мини-музея

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный...»

- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников. Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности.

Проектирование психологически безопасной образовательной...

Создание мини-музея состояло из нескольких этапов.

Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Распространены в детских садах мини-музеи.

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развитие художественного восприятия детей старшего...

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ)...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и...

Система работы с детьми и родителями по организации...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

«Принципы создания мини-музея

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный...»

- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников. Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности.

Проектирование психологически безопасной образовательной...

Создание мини-музея состояло из нескольких этапов.

Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Распространены в детских садах мини-музеи.

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развитие художественного восприятия детей старшего...

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ)...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и...

Похожие статьи

Система работы с детьми и родителями по организации...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

«Принципы создания мини-музея

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный...»

- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников. Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности.

Проектирование психологически безопасной образовательной...

Создание мини-музея состояло из нескольких этапов.

Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Распространены в детских садах мини-музеи.

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развитие художественного восприятия детей старшего...

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ)...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и...

Система работы с детьми и родителями по организации...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

«Принципы создания мини-музея

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный...»

- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников. Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности.

Проектирование психологически безопасной образовательной...

Создание мини-музея состояло из нескольких этапов.

Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Распространены в детских садах мини-музеи.

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развитие художественного восприятия детей старшего...

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ)...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и...

Задать вопрос