Визуалы, аудиалы, кинестетики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 12713 раз

Библиографическое описание:

Мухортова, Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики / Д. Д. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 787-789. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31787/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье собраны основные теоретические данные по восприятию и трем основным типам восприятия: визуальный тип, аудиальный и кинестетический.

Ключевые слова: восприятие, органы чувств, визуалы, аудиалы, кинестетики.

Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес у разных людей.

Известно, что с рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием, вкусом.

Среди этих пяти, выделяют три самых важных:

‒ слух,

‒ зрение,

‒ осязание.

Данным органам чувств дали названия, слух — это аудиальный способ восприятия, зрение — визуальный, а осязание — кинестетический.

Прежде, чем перейти к описанию визуалов, аудиалов и кинестетиков, стоит ознакомиться с некоторыми моментами из истории развития знания о восприятии, в общем.

О различных способах восприятия мира, стали говорить с давних времен. Считается, что все началось с философов у которых появились мысли об особенностях восприятия того или иного человека, произошло это примерно с 6го века до н. э.

В будущем тема восприятия все больше заинтересовывала философов, ученых, психологов, социологов и т. д. Различными видами восприятия, занимались такие известные личности, как: Выготский Л. С., Кравков С. В., Люшер М., Вертгеймер М, Осгуд Ч., Лурия А. Р., Дружинина В. Н., Рубинштейн С. П., Майерс Д. Э. и многие другие.

Расцвет изучения восприятия пришелся на 19–20 век и неспроста, в данный период активно стала развиваться социальная психология, исследователи стали проводить различные эксперименты, стали создавать тесты, цель которых заключалась в выявлении различий в восприятии у людей.

Что же такое восприятие?

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.

Существует не один подход к изучению восприятия. В развитие восприятия свой вклад вложили, например, следующие подходы:

Структуралистский — сторонники данного подхода воспринимали восприятие, как комбинацию отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы.

Гештальт-психология выступала за то, что восприятие — это только целостный механизм.

Конструктивистский подход, обращал внимание на активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Восприятие, это не просто констатация самого факта воздействия раздражителя. Идея была основана на том, что воспринимаемое в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем прошлом опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании.

Экологический подход, данный подход был разработан Джеймсом Дж. Гибсоном и относится к зрительному восприятию. Он сделал предположение о том, что внутренние мыслительные процессы играют в зрительном восприятии небольшую роль, либо вовсе в нем не участвуют. Зрительный образ, который видит человек, содержит в себе всю необходимую информацию, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке.

Информационный подход — основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. Окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагается, что есть характеристики, например, как форма или очертания которые требуют дополнительной обработки получаемой информации.

Нейрофизиологический подход — восприятие может восприниматься только с позиций нейрофизиологии.

Остановимся на этих подходах, они являются самыми основными.

Вернемся к визуалам, аудиалам и кенестетикам. У каждого человека преобладает, какой-то один из этих способов восприятия, конечно, может идти и совмещение, но даже в таком случае, обычно человек говорит, что таким-то способом мне легче воспринимать внешний мир. Идеально, когда сам человек может переключаться с одного способа на другой, на лекции использует аудиальный тип восприятия, при рисовании визуальный, а при подборе ниток для вязания мягкого пледа, кинестетический.

Разберем подробнее в чем особенности, того или иного типа.

‒ Визуальный тип восприятия

Эти люди воспринимают мир чаще всего через глаза. Конечно, это не значит, что они не воспринимают информацию через другие органы восприятия, просто для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Они легко составляют рассказ по картинке или описывают, что увидели. Обычно они прекрасно умеют всё систематизировать. Для работы им нужны отработанные схемы и алгоритмы, без этого им сложно включиться в рабочий процесс. Наглядность для них это все.

‒ Аудиальный тип восприятия

Придают большое значение словам, музыке и вообще любым звукам, которые несут для них положительное или отрицательное. Чаще всего они обладают красноречивостью, хорошей памятью и острым слухом. Для разговора им не нужно видеть человека, главное ля них это слышать. Такие люди любят поговорить. Им сложно сосредоточиться в шумных местах.

‒ Кинестетический тип восприятия

Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь, например им не важно, как выглядит, какая-либо вещь, им важно, чтобы она была удобной и приятной на ощупь. Они ценят прикосновения и дружеские объятия. Такие люди достаточно чувствительны, но не каждому они откроют свой внутренний мир. Им легко все воспринимать на ощупь, вкус и даже запах. Им так же важна практика, если они хотят, что-то понять. Если аудиал может прослушать лекцию и все понять, а визуал прочитать или посмотреть схемы и разобраться во всем, то кинестетикам важно все опробовать на практике.

Тип восприятия можно выявить не одним способом, для этого созданы различные тесты, но даже без тестов можно определить с каким типом восприятия тот или иной человек.

Частенько люди употребляют определенные слова и фразы, которые стали относить к тому или иному типу восприятия, например:

Визуал: Я вижу, что; видите ли; а давайте рассмотрим; видно, что и другие фразы, которые связаны со зрительным восприятием.

Аудиал: Я вас слушаю; звучит заманчиво; я хочу вам сказать; это звучит как; давайте обсудим это и многие другие фразы, связанные со слуховой деятельностью

Кинестетик: Я чувствую что; не давите на меня; дело движется; холодает и другие, главное, что фразы связаны с чувствами и телесными ощущениями

Невербальные признаки, так же могут выдать человека с тем или иным типом восприятия, например:

Взгляд у визуалов при общении направлен вверх, они смотрят на собеседника, отмечая детали лица и положение тела, для этого они становятся подальше, чтобы иметь хороший обзор. Почти всегда свои речи сопровождают активной жестикуляцией.

Аудиалы смотрят перед собой, при разговоре любят наклонить голову вбок, чтобы лучше слышать.

Кинестетики любят поближе подходить к человеку, прикоснуться к своему собеседнику, чаще всего при разговоре они смотрят вниз.Нет никакой активной жестикуляции, только плавные и размеренные движения.

В последнее время стали выделять еще одну группу людей с типом восприятия, который основан на логике, это дигиталы или дискреты. Такие люди воспринимают, прежде всего, логику. Им важно все систематизировать, добраться до самой сути, разобрать все на молекулы, а потом на атомы. Им не важна картинка, а также звук, им не важно, как это на ощупь. Для них важнее, получить отчего-либо информацию, такую, как: что это может дать или в чем цель существования того или этого. Частенько они произносят такие фразы, как: следовательно; логично; интересно, а что если...; правильно ли я понимаю, что...; насколько это обоснованно; зачем мы это делаем; а почему именно так.

Еще раз стоит повторить, что люди не обладают только одним типом восприятия, в человеке всегда есть все, просто, какими-то ему легко пользоваться, а какими-то нет. Существуют различные способы, которые помогают развить все три основных вида восприятия, чтобы в будущем человек мог легко переключаться с одного на другой.

Считается, что легче всего развить все три канала восприятия через творчество, например:

‒ Визуалу, изначально можно вспомнить, какой-нибудь предмет, например картину Пабло Пикассо «Натюрморт с фруктами», далее хорошо представить и попробовать рассказать о ней, как расположены предметы, какие цвета и оттенки использует художник, говорить сначала медленно, потом быстро, менять интонацию, тем самым развивается аудиальный канал. Для развития кинестетического типа восприятия, нужно не просто рассказать, а представить, какие фрукты на ощупь, на вкус, какая поверхность у графина гладкая или шероховатая.

‒ Аудиулу, лучше сначала рассказать о картине, рассказать, какие предметы, какие они на ощупь, вкус, а потом все это изобразить.

‒ Кинестетику будет легче начать с развития визуального канала восприятия, например, нарисовать картину, а потом рассказать о ней.

Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, восприятие, зрительное восприятие, дополнительная обработка, кинестетический тип восприятия, орган чувств, ощупь, подход, способ восприятия, фраза.


Похожие статьи

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал.

Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной...

Попытки структурировать чувственное восприятие у человека, дифференцировать виды ощущений, восприятия и представлений, выявить их

Эти игры предназначены для развития зрительной, слуховой, кинестетической, вкусовой, обонятельной модальностей восприятия.

Развитие тактильных ощущений у детей | Статья в сборнике...

- органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование.

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Испытуемым предлагают ответить на 48 вопросов, результатом которого происходит выяснение ведущего типа восприятия информации: визуальный тип (таблица 1), аудиальный тип (таблица 2), кинестетический тип (таблица 3).

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Рис. 2. Виды восприятия человека. Получая информацию при помощи органов чувств, мозг кодирует её

Величины трех отрезков являются показателями внутренней стратегии (иерархии) работы визуально-аудиально-кинестетического восприятия и обработки информации.

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Следовательно, именно способ передачи/восприятия учебного содержания должен послужить основанием для дифференциации обучения.

В нашем случае мы рассматриваем 4: визуальную (В), кинестетическую (К), аудиальную (А) и дигитальную (Д), т. к. остальные...

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

6) кинестетическое восприятие. Также выделяют восприятия

Чтобы определить генетическую модальность (способ) восприятия ребёнка, необходимо научиться читать его мысли по жестам, видеть движения глаз и слышать слова, присущее визуалу, аудиалу и...

Психологические особенности восприятия незрячих

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причём доминирование зрения (возникающее как в фило, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьёзные нарушения его функций...

Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения...

б) те, которые воспринимают значение слов. 3. Кинестетическая. Система делится на внутреннюю кинестетику и внешнюю.

С позиции применения нейролингвистического программирования, определив один из наиболее приоритетных типов восприятия конкретного...

Похожие статьи

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал.

Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной...

Попытки структурировать чувственное восприятие у человека, дифференцировать виды ощущений, восприятия и представлений, выявить их

Эти игры предназначены для развития зрительной, слуховой, кинестетической, вкусовой, обонятельной модальностей восприятия.

Развитие тактильных ощущений у детей | Статья в сборнике...

- органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование.

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Испытуемым предлагают ответить на 48 вопросов, результатом которого происходит выяснение ведущего типа восприятия информации: визуальный тип (таблица 1), аудиальный тип (таблица 2), кинестетический тип (таблица 3).

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Рис. 2. Виды восприятия человека. Получая информацию при помощи органов чувств, мозг кодирует её

Величины трех отрезков являются показателями внутренней стратегии (иерархии) работы визуально-аудиально-кинестетического восприятия и обработки информации.

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Следовательно, именно способ передачи/восприятия учебного содержания должен послужить основанием для дифференциации обучения.

В нашем случае мы рассматриваем 4: визуальную (В), кинестетическую (К), аудиальную (А) и дигитальную (Д), т. к. остальные...

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

6) кинестетическое восприятие. Также выделяют восприятия

Чтобы определить генетическую модальность (способ) восприятия ребёнка, необходимо научиться читать его мысли по жестам, видеть движения глаз и слышать слова, присущее визуалу, аудиалу и...

Психологические особенности восприятия незрячих

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причём доминирование зрения (возникающее как в фило, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьёзные нарушения его функций...

Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения...

б) те, которые воспринимают значение слов. 3. Кинестетическая. Система делится на внутреннюю кинестетику и внешнюю.

С позиции применения нейролингвистического программирования, определив один из наиболее приоритетных типов восприятия конкретного...

Задать вопрос