Оценка конкурентоспособности товара индексным методом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.06.2016

Статья просмотрена: 2221 раз

Библиографическое описание:

Коцкая, О. О. Оценка конкурентоспособности товара индексным методом / О. О. Коцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1319-1321. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31531/ (дата обращения: 25.04.2024).



Чаще всего, оценка показателя конкурентоспособности осуществляется по техническим и экономическим показателям товара с использованием индексного метода. Индекс —это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве.

Сущность метода.

  1. Выбирается объект исследования, приводится описание его прямого назначения. Из числа выбранных продуктов-конкурентов выбирается базовый объект, с которым будут сравниваться все другие товары. Считается, что его коэффициент конкурентоспособности равен 1. Те продукты, у которых коэффициент конкурентоспособности превысит 1, будут считаться более конкурентоспособными, чем базовый.
  2. Приводится описание заказчика исследования и формулировка цели исследования.
  3. Выбираются продукты — конкуренты.
  4. Выбирается система признаков, характеристик, свойств или показателей, характеризующих объект исследования и сравниваемых между собой.

Характеристики делят на две группы признаков:

− экономические параметры: стоимость или цена приобретения, стоимость использования или эксплуатационные затраты. Если эксплуатационные характеристики товара предполагают нагрев при работе с большой потребляемой мощностью, то эксплуатационные затраты составят 60 -80 % от цены приобретения.

Если товар сам нагревается, но не предполагает в качестве функции нагрев — эксплуатационные затраты составят 30–50 % от цены приобретения. На прочие товары, потребляющие электроэнергию и предполагающие использование сопутствующих товаров, затраты на содержание и обслуживание должны быть в объеме до 25 %.

− технические параметры: технические, технологические, управленческие, которые задаются либо количественно (натуральные показатели), либо качественно (бальная оценка). Они могут быть неравнозначны между собой, в этом случае каждый из них характеризуется значимостью.

  1. Коэффициенты значимости (весовые коэффициенты) могут быть определены либо экспертным путем, либо при помощи метода учета неравнозначности признаков.
  2. Расчет коэффициента конкурентоспособности (К) можно провести следующим образом.

Приступая к анализу конкретных возможностей вывода проектируемого или имеющегося изделия на рынок, предприятие должно по возможности более точно дать количественную оценку конкурентоспособности своего товара и параметрических показателей.

Теперь рассмотрим применение метода на конкретном примере:

  1. Объект исследования: Пароварка.

Описание назначения: Приготовлении пищи на пару.

  1. Заказчик: магазин бытовой техники.

Цель у заказчика: выявить наиболее конкурентоспособный товар.

  1. Производители:

А;

Б;

В;

Г;

Д.

  1. Выбор характеристик.
  1. технические (таблица 1):

− объем чаши, л.;

− резервуар для воды, л.;

− максимальная потребляемая мощность, Вт;

− чаша для риса, л.;

− количество ярусов, шт.;

− таймер выключения, мин.;

− длина шнура,3 м.;

− вес, кг.

  1. экономические (таблица 2):

− цена, руб.;

− эксплуатационные затраты, (50 % от цены товара) руб.

Таблица 1

Технические характеристики

Производители

А

Б

В

Г

Д

qi

ф

б

ф

б

ф

б

ф

б

ф

б

Объем чаши

2,3

2

3

3

2,0

1

3,1

4

3,5

5

0.1

Резервуар для воды

1,0

4

1,1

5

1,0

4

1

4

1,1

5

0.13

Максимальная потребляемая мощность

650

5

900

2

800

4

850

3

900

2

0.11

Чаша для риса, л

0,5

4

0,8

5

0,5

4

0,8

5

0,8

5

0.13

Количество ярусов, шт.

3

5

3

5

2

4

2

4

3

5

0.15

Таймер выключения, мин.

60

5

60

5

60

5

60

5

60

5

0.17

Длина шнура, м.

0,9

2

1

3

1,2

5

1

3

1,05

4

0.11

Вес, кг.

1,5

5

1,8

3

1,6

4

2,3

1

2,2

2

0.1

Таблица 2

Экономические характеристики

Параметры

А

Б

В

Г

Д

Цена, руб.

1690

2020

1490

3290

3990

Эксплуатационные затраты, руб.

845

1010

745

1645

1995

Оценка конкурентоспособности товара:

К =In*

Для расчета технического параметра используем формулу:

Для расчета экономического параметра используем формулу:

Базовый товар –пароварка фирмы А.

  1. Б

Iт.п.=0,1*3/2,3+0,13*1,1/1,0+0,11*650/900+0,13*0,8/0,5+0,15*3/3+0,17*60/60+0,11*1/0,9+0,1*1,5/1,8= 1, 0864

Iэ.п= (2020+1010)/(1690+845)=1,1953

K= 1,0864/1,19530=0,909

  1. В

Iт.п.=0,1*2,0/2,3+0,13*1,0/1,0+0,11*650/800+0,13*0,5/0,5+0,15*2/3+0,17*60/60+0,11*1,2/0,9+0,1*1,5/1,6=0,9467

Iэ.п= (1490+745)/(1690+845)=0,8817

K= 0,9467/0,8817=1,074

  1. Г

Iт.п.=0,1*3,1/2,3+0,13*1/1,0+0,11*650/850+0,13*0,8/0,5+0,15*2/3+0,17*60/60+0,11*1/0,9+0,1*1,5/2,3=1,0143

Iэ.п= (3290+1645)/(1690+845)=1,9467

K= 1,0143/1,9467=0,521

  1. Д

Iт.п.=0,1*3,5/2,3+0,13*1,1/1,0+0,11*650/900+0,13*0,8/0,5+0,15*3/3+0,17*60/60+0,11*1,05/0,9+0,1*1,5/2,2=1,0991

Iэ.п= (3990+1995)/(1690+845)=2,3609

K= 1,0991/2,3609=0,466

Таким образом, товар фирмы «В» в результате анализа признан самым конкурентоспособным, так как имеет коэффициент конкурентоспособности равный 1,074›1. Товар обладает высокими показателями по следующим характеристикам: максимальная потребляемая мощность, таймер выключения, длина шнура.

Второе место занимает товар фирмы «Б». Товар имеет высокие показатели по следующим характеристикам: резервуар для воды, чаша для риса, количество ярусов, таймер выключения.

Товары фирм «Г» и «Д» занимают 3 и 4 места и имеют приблизительно равные коэффициенты конкурентоспособности 0,521 и 0,466 соответственно. Товары имеют низкие показатели по следующим характеристикам: максимальная потребляемая мощность, вес. Несмотря на это товары имеют высокие оценки в следующих характеристиках: объем чаши, резервуар для воды, чаша для риса.

Основные термины (генерируются автоматически): максимальная потребляемая мощность, таймер выключения, длина шнура, коэффициент конкурентоспособности, товар, характеристика, цена приобретения, затрата, показатель, чаша.


Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) товара.

- конкурентоспособность товара (качество товара, цена товара).

Пример расчета параметров ветроэнергетической установки для...

Мощность электроприборов и мгновенная потребляемая мощность.

Максимальная пиковая мощность за сутки Pв = 14570 Вт.

Диаметр, на котором расположены фундаменты растяжек (диаметр растяжек) Dр находится через длину мачты h (рис. 2.1)

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара

Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты

Цпр - цена приобретения; Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок...

Исследование показателей поведения потребителей...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на

Таблица 5. Основные характеристики сегмента рынка.

вечер пятницы и вечер субботы (с 18:00 до 24:00) в это время в клубе установлена максимальная цена в 750 рублей/час.

Факторный анализ энергоемкости выпускаемой продукции

На достижение этого показателя влияет множество факторов, среди которых одним из

достигают уровня до 40–50 %, отечественные предприятия стремятся к снижению затрат и повышению уровня своей конкурентоспособности.

Мощность. Время работы. Отопление.

Сравнительный анализ способов энергообеспечения...

Затраты на приобретение оборудования, установку и введение в эксплуатацию ВЭУ [1]

действующих с 01.07.2016 на территории Омска и Омской области);PС – максимальная потребляемая мощность

0,2 – коэффициент, учитывающий зарплату рабочих.

Квалиметрический анализ конкурентоспособности предприятия

- специализация на товаре или индивидуальных заказах потребителей

- сумма весов свойств конкурентоспособности одного уровня есть величина постоянная, равная единице.

Для характеристики вклада каждого из показателей в формирование оценки...

Определение мощности СЭУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Коэффициент общей полноты: где: L – расчетная длина судна, м; B

где: – потребляемая мощность судна-прототипа. Требуемая мощность, кВт

Определение базовых свойств умной ветроэлектростанции малой мощности с наиболее эффективными характеристиками.

Эффективность ценообразования как фактор... | Молодой ученый

Библиографическое описание: Дивеева С. А. Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

1. Цена устанавливается ниже экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) меньше единицы (Р/С<1) .

Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) товара.

- конкурентоспособность товара (качество товара, цена товара).

Пример расчета параметров ветроэнергетической установки для...

Мощность электроприборов и мгновенная потребляемая мощность.

Максимальная пиковая мощность за сутки Pв = 14570 Вт.

Диаметр, на котором расположены фундаменты растяжек (диаметр растяжек) Dр находится через длину мачты h (рис. 2.1)

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара

Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты

Цпр - цена приобретения; Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок...

Исследование показателей поведения потребителей...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на

Таблица 5. Основные характеристики сегмента рынка.

вечер пятницы и вечер субботы (с 18:00 до 24:00) в это время в клубе установлена максимальная цена в 750 рублей/час.

Факторный анализ энергоемкости выпускаемой продукции

На достижение этого показателя влияет множество факторов, среди которых одним из

достигают уровня до 40–50 %, отечественные предприятия стремятся к снижению затрат и повышению уровня своей конкурентоспособности.

Мощность. Время работы. Отопление.

Сравнительный анализ способов энергообеспечения...

Затраты на приобретение оборудования, установку и введение в эксплуатацию ВЭУ [1]

действующих с 01.07.2016 на территории Омска и Омской области);PС – максимальная потребляемая мощность

0,2 – коэффициент, учитывающий зарплату рабочих.

Квалиметрический анализ конкурентоспособности предприятия

- специализация на товаре или индивидуальных заказах потребителей

- сумма весов свойств конкурентоспособности одного уровня есть величина постоянная, равная единице.

Для характеристики вклада каждого из показателей в формирование оценки...

Определение мощности СЭУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Коэффициент общей полноты: где: L – расчетная длина судна, м; B

где: – потребляемая мощность судна-прототипа. Требуемая мощность, кВт

Определение базовых свойств умной ветроэлектростанции малой мощности с наиболее эффективными характеристиками.

Эффективность ценообразования как фактор... | Молодой ученый

Библиографическое описание: Дивеева С. А. Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

1. Цена устанавливается ниже экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) меньше единицы (Р/С<1) .

Задать вопрос