Практические аспекты реализации текущего контроля на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Платонова, Д. А. Практические аспекты реализации текущего контроля на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами» / Д. А. Платонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31515/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одним из ключевых аспектов построения эффективной системы обучения, направленной на формирование специалистов высокого профессионального уровня, является система контроля усвоения знаний и формирования компетенций. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей внедрения бально-рейтинговой системы (БРС) в высшие учебные заведения, имеющие заочную форму обучения. Автором формулируются две основные проблемы указанного процесса и предлагаются стратегии их преодоления.

Согласно закону РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», федеральному закону от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовым положениям об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, приказом Министерства образования РФ от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов», письму Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 15-55-357ин/15 «О введении примерного положения об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» БРС предполагает организацию в каждом семестре текущего (промежуточного) контроля по всем изучаемым дисциплинам (учебным модулям). Текущий контроль состоит из оценки результатов работы студентов по всем видам занятий, предусмотренных учебным планом для каждой дисциплины.

Текущий (промежуточный) контроль предназначен для контроля и оценки:

 качества усвоения студентами теоретических разделов дисциплины;

 знаний, умений и навыков, полученных на практических занятиях по дисциплине;

 самостоятельной работы студентов.

Рейтинговый балл по каждой дисциплине складывается из баллов, набранных студентом при выполнении всех видов учебных работ (лабораторных, практических, самостоятельных работ и др.), а также баллов, полученных за знания по теоретической части дисциплины. Балл, полученный студентом за знания по теоретической части, может складываться из баллов, полученных студентом по формам текущего контроля и итоговому экзамену.

Текущий (промежуточный) контроль по дисциплине должен осуществляться в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результат, достигнутый студентом в ходе опроса, оценивается в баллах по методике, утверждаемой кафедрой, за которой закреплена дисциплина. По итогам текущего контроля и результатам итоговой аттестации по дисциплине формируется рейтинговый балл по данной дисциплине.

Одним из ключевых отличий заочной формы обучения, является распределение часов на аудиторную и самостоятельную работу. Так, например, по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» общая трудоемкость в часах составляет 144 часа, из них на аудиторные занятия согласно учебному плану выделяется 16 часов, а на самостоятельную работу студентов 119 часов. Подробнее объем учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1, 2

3, 4

5, 6

7

Аудиторные занятия (всего)

16

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

8

8

Практические занятия (ПЗ)

8

8

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

119

В том числе:

-

-

-

-

-

Подготовка к практическим занятиям

24

Выполнение практических заданий в рабочей тетради

20

Анализ бизнес - кейсов

25

Подготовка к тестовым опросам

30

Подготовка к зачету

20

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

9

Экз.

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

4

Таким образом, введение текущего (промежуточного) контроля сопряжено с определенными трудностями. График учебного процесса для заочной формы обучения предполагает длительность сессий порядка трех – четырех недель. При этом аудиторные занятия по одной дисциплине начитываются блоком, то есть не распределяются на весь учебный семестр по определенному графику, например, раз в неделю, а распределяются на два дня по восемь аудиторных часов. Проводить проверку усвоения знаний и формирования компетенций текущим контролем между первым и вторым днем изучения дисциплины нецелесообразно. В качестве решения данного затруднения авторами предлагается проводить текущей контроль между сессиями. Так, если установочные лекции по учебной дисциплине были проведены в осеннюю сессию, то за месяц до начала весенней сессии, в которой будет проводиться аттестация по данной дисциплине, студентами сдаются выполненные самостоятельные и практические задания. Сдача работ может осуществляться либо через учебную часть, либо непосредственно преподавателю, если в вузе внедрена система дистанционного обучения. Перечень практических и самостоятельных заданий определяется в соответствии с ФГОС и утвержденным учебным планом и представлен в учебно-методическом комплексе по дисциплине.

Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные разделы дисциплины, подлежащие контролю (контрольные точки), и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине.

При формировании рейтинговой оценки по дисциплине необходимо:

 общий балл распределить между всеми контролируемыми видами занятий;

 для каждого вида занятий определить относительный вклад каждого контролируемого раздела (темы) в общий балл по виду контроля;

 установить четкие критерии оценки по каждому виду занятий.

Рассмотрим процесс распределения баллов текущего контроля и определения шкал рейтинговой оценки на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами».

За 16 аудиторных часов, выделяемых на дисциплину (таблица 1) необходимо определиться с научной и методической базой дисциплины, изучить основные теории и сформировать основные представления студентов о:

 принципах организации служб управления персоналом и их функциях;

 технологии управления персоналом, включая оценку потребности в персонале, отбор, найм, увольнение, передвижение, аттестацию, развитие, мотивацию персонала;

 подсистемах управления трудовыми ресурсами в организации;

 принципах организации кадровой работы;

 методах и формах обучения персонала;

 методах контроля деятельности персонала;

 составе, функциях и возможности использования информационных технологий для решения задач управления персоналом.

В результате освоения дисциплины у студентов должны сформироваться следующие компетенции.

Содержание компетенции

Код компетенции

(ОК -№ п/п)

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

ОК-20

- способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-10

- способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании

ПК-12

- способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации

ПК-16

- знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению

ПК-22

- владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления

ПК-33

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

ПК-37

- владение техниками финансового планирования и прогнозирования

ПК-45

Для этого целесообразным является распределить темы дисциплины по самостоятельной и аудиторной нагрузке следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего

Раздел 1. Основные функции управления персоналом

1.

Функция отбора и подбора персонала

2

9

11

2.

Функция социализации персонала

10

10

3.

Функция обучения персонала

2

8

10

4.

Функция контроля и оценки персонала

2

8

10

5.

Функция мотивации кадров

2

10

12

Раздел 2. Управление социально – психологическими процессами

6.

Медиация и управления организационными конфликтами

11

11

7.

Корпоративная культура

2

12

14

8.

Управление социально – психологическими процессами

2

10

12

Раздел 3. Система управления персоналом

9.

Создание кадрового резерва

14

14

10.

Кадровая политика

2

11

13

11.

Эффективность системы управления персоналом

2

12

14

ИТОГО:

8

8

119

144

Следующий этап в разработке текущего бально-рейтингового контроля заключается в написании технологической карты аудиторных занятий. На данном этапе проявляется вторая сложность, характерная только для заочной формы обучения. Основная проблема составления технологической карты занятия заключается в том, что при взаимодействии с преподавателем в ходе практических занятий студенты усваивают только принцип выполнения заданий и решают начальные смыслообразующие задания. Выполнение всего перечня практических заданий, предусмотренных учебной дисциплиной, является основой самостоятельной работы студента. В учебно-методический комплекс дисциплины включена рабочая тетрадь, содержащая весь перечень заданий для самостоятельной работы студента с методическими указаниями по их выполнению. Наличие верно заполненной рабочей тетради служит допуском для сдачи экзамена и получения баллов.

Таким образом, для заочной формы обучения является целесообразным составлять технологическую карту не каждого занятия в отдельности, а всей учебной дисциплины. По дисциплине «Управление человеческими ресурсами» распределение баллов по видам работ представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение баллов по видам работ, выполняемых студентами

Виды работ

Баллы

1. Подготовка докладов и презентаций

7

2. Разработка проектов (выполнение практических заданий)

20

3. Участие в конференциях

18

4. Написание рефератов

5

5. Выполнение тестов

10

6. Участие в групповых дискуссиях

8

7. Заполнение рабочей тетради

22

Для дисциплин с итоговым экзаменом рейтинговая оценка студента может складываться из баллов, набранных по формам текущего (промежуточного) контроля, баллов, набранных за экзамен, и премиальных баллов. В нормативных документах максимальную сумму баллов за текущий контроль по дисциплине с итоговым экзаменом рекомендуется устанавливать не более 60. Для дисциплины «Управление человеческими ресурсами» к текущему контролю относиться: разработка проектов (выполнение практических заданий) – 20 баллов, заполнение рабочей тетради – 22 балла и участие в групповых дискуссиях – 8 баллов. За посещение аудиторных занятий студенту присваивается 10 баллов.

Балл занятия = вес блока (10 баллов) /общее количество аудиторных занятий

Количество снимаемых баллов = количество пропущенных занятий * балл занятия.

Текущий балл студента по посещаемости = 10 баллов – общее количество баллов,

снимаемых за пропуски занятий.

За выполнение студентами творческих работ, углубляющих знания по данной дисциплине (эссе, доклады, обзорные рефераты и пр.) могут начисляться дополнительные (премиальные) аттестационные баллы. Премиальные баллы не учитываются в сумме баллов текущего контроля и не превышают 40. По дисциплине «Управление человеческими ресурсами» к премиальным аттестационным баллам относятся: подготовка докладов и презентаций – 5 баллов, участие в конференциях – 20 баллов и написание рефератов – 5 баллов. Зачет работ производится за неделю до проведения экзамена. В случае если студент не набрал за текущий контроль максимальное количество баллов, премиальные работы не зачитываются.

Формирование баллов за итоговый экзамен по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» включает выполнение тестов – 10 баллов и устный ответ по билетам – от 10 до 30 баллов. Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Если к моменту проведения итогового экзамена с учетом дополнительных премиальных баллов (до 40) студент набирает такое количество баллов, которое достаточно для получения оценки «отлично» (86-100), «хорошо» (73-85), они могут быть по его желанию выставлены ему в ведомость и в зачетную книжку без проведения итогового экзамена.

Выставление оценок за экзамен производится в период сессии. Устранение задолженности по отдельным контролируемым темам дисциплины в рамках текущего контроля (контрольным точкам) проводится в форме контрольного опроса по материалам тем дисциплины, по которым студент имеет задолженность. Контрольный опрос по этим темам проводится в течение семестра преподавателем, который ведет занятия с данными студентами по данной дисциплине, в часы дополнительных занятий или консультаций, установленных в расписании.

Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контролю, аттестуется по дисциплине неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Устранение задолженности по текущему контролю для допуска студента на экзамен проводится в дни индивидуальных консультаций преподавателя.

Студент, получивший по результатам текущего контроля и экзамена рейтинговую оценку по дисциплине менее 60 баллов, аттестуется неудовлетворительно, и ему предоставляется возможность ликвидировать задолженность по дисциплине в дни переэкзаменовок или по индивидуальному графику, установленному учебным отделом филиала.

Основные термины (генерируются автоматически): текущий контроль, балл, дисциплина, итоговый экзамен, студент, вид занятий, занятие, заочная форма обучения, рейтинговая оценка, рабочая тетрадь.


Похожие статьи

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра

В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2).

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

Балльно-рейтинговая система позволяет студентам: - понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

балл, студент, Беларусь, балльно-рейтинговая система, Преподаватель, дневное отделение, итоговая оценка, рейтинговый регламент, рубежный контроль, образовательный процесс.

Формы контроля знаний студентов педагогических вузов

Все чаще на занятиях используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания студентов...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Библиографическое описание: Некрасова С. В. Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

‒ учет результативности отдельного этапа процесса обучения; ‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Использование компьютерного тестирования для промежуточной...

т.д. Задания для тестирования разрабатывались сотрудниками ВолгГТУ, проводящими занятия не только с заочниками, но и со студентами дневного отделения (кафедры информатики

Тестирование проводилось среди студентов 1–3-х курсов заочной формы обучения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Отмечая недостатки, устного контроля и оценки результатов обучения, исследователи указывает на способы снижения отрицательного влияния.

Исследователи [3;10] отмечает два недостатка письменного метода контроля в виде ответов на вопросы: отсутствие...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра

В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2).

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

Балльно-рейтинговая система позволяет студентам: - понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

балл, студент, Беларусь, балльно-рейтинговая система, Преподаватель, дневное отделение, итоговая оценка, рейтинговый регламент, рубежный контроль, образовательный процесс.

Формы контроля знаний студентов педагогических вузов

Все чаще на занятиях используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания студентов...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Библиографическое описание: Некрасова С. В. Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

‒ учет результативности отдельного этапа процесса обучения; ‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Использование компьютерного тестирования для промежуточной...

т.д. Задания для тестирования разрабатывались сотрудниками ВолгГТУ, проводящими занятия не только с заочниками, но и со студентами дневного отделения (кафедры информатики

Тестирование проводилось среди студентов 1–3-х курсов заочной формы обучения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Отмечая недостатки, устного контроля и оценки результатов обучения, исследователи указывает на способы снижения отрицательного влияния.

Исследователи [3;10] отмечает два недостатка письменного метода контроля в виде ответов на вопросы: отсутствие...

Похожие статьи

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра

В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2).

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

Балльно-рейтинговая система позволяет студентам: - понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

балл, студент, Беларусь, балльно-рейтинговая система, Преподаватель, дневное отделение, итоговая оценка, рейтинговый регламент, рубежный контроль, образовательный процесс.

Формы контроля знаний студентов педагогических вузов

Все чаще на занятиях используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания студентов...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Библиографическое описание: Некрасова С. В. Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

‒ учет результативности отдельного этапа процесса обучения; ‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Использование компьютерного тестирования для промежуточной...

т.д. Задания для тестирования разрабатывались сотрудниками ВолгГТУ, проводящими занятия не только с заочниками, но и со студентами дневного отделения (кафедры информатики

Тестирование проводилось среди студентов 1–3-х курсов заочной формы обучения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Отмечая недостатки, устного контроля и оценки результатов обучения, исследователи указывает на способы снижения отрицательного влияния.

Исследователи [3;10] отмечает два недостатка письменного метода контроля в виде ответов на вопросы: отсутствие...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра

В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2).

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов...

В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

Балльно-рейтинговая система позволяет студентам: - понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

балл, студент, Беларусь, балльно-рейтинговая система, Преподаватель, дневное отделение, итоговая оценка, рейтинговый регламент, рубежный контроль, образовательный процесс.

Формы контроля знаний студентов педагогических вузов

Все чаще на занятиях используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания студентов...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Библиографическое описание: Некрасова С. В. Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

‒ учет результативности отдельного этапа процесса обучения; ‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Использование компьютерного тестирования для промежуточной...

т.д. Задания для тестирования разрабатывались сотрудниками ВолгГТУ, проводящими занятия не только с заочниками, но и со студентами дневного отделения (кафедры информатики

Тестирование проводилось среди студентов 1–3-х курсов заочной формы обучения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Отмечая недостатки, устного контроля и оценки результатов обучения, исследователи указывает на способы снижения отрицательного влияния.

Исследователи [3;10] отмечает два недостатка письменного метода контроля в виде ответов на вопросы: отсутствие...

Задать вопрос