Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, Л. В. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы» / Л. В. Попова, Г. Г. Привалова, Е. В. Русских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 911-913. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31506/ (дата обращения: 19.04.2024).



По доминирующей деятельности:

практико-ориентированный

По количеству участников:

коллективный

Характер контактов:

среди родителей дошкольного образовательного учреждения

По продолжительности:

долгосрочный (2015–2016 учебный год)

Заявитель:

родители дошкольного образовательного учреждения

Анализ ситуации

В настоящее время ни для кого не секрет, что с каждым годом, всё острее встаёт вопрос о воспитании и обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Прежде всего, стоит отметить, необходимость формирования мотивации к речевым играм и занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстранённые сведения о том, каким образом осуществляется коррекционная работа.

Проблема втом, что у родителей низкий уровень педагогической компетентности в вопросах организации речевого развития детей.

Созрела необходимость настроить и привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития ребёнка, а также научить родителей играть с детьми в речевые игры.

Таким образом, выше обозначенная проблема требует выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что итоге приведёт к созданию единого пространства развития каждого ребёнка.

Построить диалог между семьёй и воспитателями — одна из актуальных задач полноценного развития ребёнка.

Многолетняя практика убеждает, что пассивные методы весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы как родительский клуб.

Так был запущен проект родительского клуба «Непоседы». Участниками этого клуба являются педагоги, родители и дети старшей логопедической группы.

Цель Проектаповысить уровень педагогической компетентности родителей, установить отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей через проектную деятельность родительского клуба «Непоседы».

Задачи Проекта:

выявить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития ребёнка путём анкетирования;

разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию родительского клуба «Непоседы»;

сформировать единое пространство социального развития ребёнка между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

способствовать включению родителей в коррекционный процесс в позиции активный родитель;

повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

создать картотеку игр для занятий родителей с детьми в семейных условиях.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях ДОУ.

Предмет проектной деятельности — организация работы родительского клуба «Непоседы».

Гипотеза Проекта заключается в предположении, что создание родительского клуба на базе ДОУ повысит эффективность взаимодействие семьи и детского сада в вопросах развития речи, а также повысит статус ДОУ среди родителей.

Практическая значимость Проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована воспитателями.

Предполагаемый результат

‒ повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

‒ родители принимают позицию «активного родителя»;

‒ преодоление возникающих определённых трудностей в организации взаимодействия со своим ребёнком;

‒ активное включение в коррекционно-развивающий процесс родителей;

‒ увеличение времени совместного пребывания родителей и детей, а так же развитие коммуникативных способностей, творческого потенциала семьи, взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Эффективность данных результатов

Для детей

‒ положительная динамика речевого развития;

‒ успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

‒ индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для родителей

положительная оценка деятельности ДОУ;

готовность и желание сотрудничать с ДОУ;

‒ использование знаний по развитию речи детей в семейных условиях.

Для педагогов

‒ заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

‒ удовлетворённость собственной деятельностью;

‒ качественно организованная система повышения квалификации;

‒ учёт положительной динамики по развитию речи детей при аттестации педагогов.

Для ДОУ

‒ благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

‒ повышенный статус ДОУ.

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

‒ анкетирование родителей:

‒ выпуск информационных листов;

‒ папки-передвижки;

‒ сбор методических материалов к картотеке «Речевые игры», «Пальчиковые игры», «Лексические темы»;

‒ разработка Перспективного плана Родительского клуба «Непоседы» на 2015–2016 учебный год.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение и внедрение инновационных форм и методов работы с родителями в условиях ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников через организацию Родительского клуба «Непоседы»:

‒ Родительская встреча «Здравствуйте, родители» (сентябрь 20150)

‒ Семейная гостиная «День бабушек и дедушек» (октябрь 2015)

‒ Развлечение «Новогодний калейдоскоп» (январь 2016)

‒ Военно-спортивный праздник «День защитника Отечества» (февраль 2016)

‒ Консультация «Пальчиковый игротренинг» (март 2016)

‒ Логопедическая викторина «Говорилки» (апрель 2016)

‒ Итоговая встреча «Хроника одного года» (май-июнь 2016)

  1. Представление картотеки: «Речевые игры», «Пальчиковые игры», «Лексические темы».
  2. Выпуск буклетов «Игровые приёмы в речевом развитии детей».

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия:

1. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам речевого развития детей через:

‒ опрос,

‒ наблюдение за детьми,

‒ мониторинг,

‒ отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Непоседы» и на официальном сайте ДОУ.

Диагностический инструментарий. Вкачестве диагностических методов в ходе реализации проекта применялись:

‒ анкетирование родителей, опрос,

‒ наблюдение за детьми, мониторинг.

Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта оценивается по следующим показателям:

‒ изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам ДОУ, как показатель роста знаний о воспитании и развитии речи детей, желания их совершенствовать;

‒ рост посещаемости родителями мероприятий по логопедическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей в речевом развитии детей;

‒ проявление у родителей осознанного отношения к развитию речи ребенка, анализу своих достижений и ошибок. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности по развитию речи;

‒ положительное общественное мнение родителей о речевом воспитании дошкольников в ДОУ.

Конечный продукт.

Проект нацелен на активное внедрение в практическую деятельность инновационных форм работы с родителями. В результате проектной деятельности разработаны следующие продукты:

‒ анкеты для родителей (ознакомительная, контрольный срез, итоговая);

‒ перспективный план работы родительского клуба в рамках проекта;

‒ конспекты — сценарии работы родительского клуба с медиа-приложениями;

‒ информационно-методические листы и буклеты для родителей;

‒ публикация «Родительский клуб, как эффективная форма социально-образовательного партнерства в ДОУ»;

‒ презентация работы родительского клуба.

В результате реализации проекта Родительского клуба «Непоседы» реализовались все предполагаемые задачи и были достигнуты желаемые результаты. Так по данным опроса:

‒ 90 % родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей,

‒ у детей повысился уровень речевого развития на 57 %,

‒ 100 % родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях,

‒ приняли позицию «активного родителя» 82 %,

‒ 85 % родителей научились выполнять задания из картотек: «Речевые игры», «Пальчиковые игры», «Лексические темы».

Родителям, которые посещали Родительский клуб «Непоседы», были предложены информационные листы и буклеты — памятки.

Для педагогов реализация проекта способствовала обобщению и анализу результатов работы, подготовке материалов для публикации и пакета документов для участия в конкурсе методических разработок.

Дальнейшее развитие проекта. Авторский проект прошел этап апробации, что позволяет в дальнейшем распространить его на другие детские сады.

Литература:

  1. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
  2. Баринова Н. М., Гладкова Ю. А. Детско — родительский клуб// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011.
  3. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
  5. Ерошенко В. Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
  6. Козина Л. Ю. Инновация — необходимость сегодняшнего дня. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.
  7. Лобанок Т. С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
  8. Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л. И. Лукина. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И. В. Никишина. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  10. Осечкина Л. И. Семейный и родительский клуб в детском саду. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера 2012.
  11. Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
  12. Попова Л. Н.; Гонтаревская М. Н. Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, речевое развитие детей, родительский клуб, III, проектная деятельность, развитие речи детей, игра, педагогическая компетентность родителей, ребенок, речевое развитие.


Похожие статьи

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.

Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

Организация работы по формированию процесса речевого...

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития

родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, форма работы, речевое развитие детей, учебная деятельность, старший дошкольный возраст, речевое общение, игра.

Проектно-исследовательский метод как средство...

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

Анализ речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста показал, что родителям требуется помощь учителя-логопеда, так как воспитание детей с предпосылками к нарушениям речи требует особой родительской компетентности, т. е...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.

Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

Организация работы по формированию процесса речевого...

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития

родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, форма работы, речевое развитие детей, учебная деятельность, старший дошкольный возраст, речевое общение, игра.

Проектно-исследовательский метод как средство...

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

Анализ речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста показал, что родителям требуется помощь учителя-логопеда, так как воспитание детей с предпосылками к нарушениям речи требует особой родительской компетентности, т. е...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Похожие статьи

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.

Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

Организация работы по формированию процесса речевого...

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития

родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, форма работы, речевое развитие детей, учебная деятельность, старший дошкольный возраст, речевое общение, игра.

Проектно-исследовательский метод как средство...

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

Анализ речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста показал, что родителям требуется помощь учителя-логопеда, так как воспитание детей с предпосылками к нарушениям речи требует особой родительской компетентности, т. е...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Формирование инициативы и самостоятельности у детей...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.

Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

Организация работы по формированию процесса речевого...

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития

родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, форма работы, речевое развитие детей, учебная деятельность, старший дошкольный возраст, речевое общение, игра.

Проектно-исследовательский метод как средство...

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

Анализ речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста показал, что родителям требуется помощь учителя-логопеда, так как воспитание детей с предпосылками к нарушениям речи требует особой родительской компетентности, т. е...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Задать вопрос