К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании / Л. К. Фортова, О. В. Михалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 926-928. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31314/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, компетентностный подход, модернизация

Необходимость модернизации современного профессионального образования детерминирована присоединением России к Болонской конвенции и, как следствие этого процесса, интеграцией в систему мирового образовательного пространства. Современное образование должно быть обогащено инновационными формами, методами и средствами, а также педагогическими технологиями.

Практика высшей профессиональной школы активно использует модернизированные технологии, основанные на компетентностном подходе, помогающих в организации и диагностике результатов образовательного процесса.

Нормативный документ «Стратегии модернизации содержания образования» (2001), Концепция модернизации российского образования до 2010 года трактуют понятие «компетентность» как более объемное по сравнению с симбиозом знаний, умений и навыков. Структура подхода включает познавательную, операционально-технологическую, мотивационную, этико-культурологическую, социальную и бихевиористическую составляющие.

Известные педагоги и психологи с разных ракурсов освещали проблему компетентностного подхода: с точки зрения технологии формирования профессиональной компетентности Л. Л. Никитина, основополагающие характеристики компетентности нашли отражение в исследованиях О. А. Булавенко, профессиональная компетентность как качество образования раскрыта в работах А. А. Дорофеева, компетенция в современном обществе проанализирована в трудах Дж. Равена, компетенция как новая парадигма результатов образования представлена И. А. Зимней, инновационная модель профессиональной подготовки специалистов в рамках компетентностного подхода аргументирована Ю. Г. Татур и В. Д. Шадриковым.

Анализ компетентностного подхода инициирует обращение к дефинициям «компетентность» и «компетенция». В Словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «компетентный» трактуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области, правомочный, имеющий право на осуществление определенного вида деятельности, квалифицированный, профессиональный» и соотнесено с дефиницией специалист(1). «Компетентность» Словарь трактует, как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Можно предположить, что понятие компетентность позволяет ассоциировать его с характерологическими особенностями специалиста, имеющего знания и опыт профессиональной деятельности.

Словарь иностранных слов рассматривает термин компетенцию как осведомленность, владение какими-либо знаниями. Опытом и способностью осуществлять его. (2).

И. А. Зимняя соотносит термин «компетенция» с потенциальным психологическим новообразованием, представленным знаниями, представлениями, программами (алгоритмы действий, акмеологические системы), выявляющиеся в компетентностях человека. (3)

Анализируя дефиницию «компетенции», необходимо обратить внимание на их классификацию в психолого-педагогической литературе, акцентировав несколько направлений. И. А. Зимняя выделила 10 компетенций, исходя из методологического постулата, что человек- это субъект коммуникации, реализующийся в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, компетентность человека имеет вектор аксиологического развития и входит в структуру профессионализма. 10 компетенций выделены в три блока: личностные (относящиеся к самому себе как к личности, субъекту деятельности, коммуникации); социальные компетенции, соотносимые с социальным взаимодействием индивида и общественного ареала и деятельностные компетенции, относящиеся к собственной деятельности человека. (3).

В контексте нашего исследования определенный интерес представляет классификация, предложенная В. П. Колесовым, выделившим личностные компетенции и компетенции межличностной коммуникации как основополагающие для развития выпускников в новой социокультурной действительности (4).

Анализ исследований В. И. Андреева, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадрикова, нормативных документов по проблеме модернизации современного высшего профессионального образования показал, что социально-личностные компетенции представлены во всех классификациях и определены как социально-личностные (В. Д. Шадриков), коммуникативные компетенции социального взаимодействия (И. А. Зимняя), компетенции в области общественных отношений(Ю. Г. Татур), личностные и компетенции межличностной коммуникации (И. П. Колесов), личностные и межличностные компетенции (В. И. Андреев).

Межкультурная коммуникативная компетенция, входящая в группу социально- личностных компетенций, нашла свое отражение в трудах отечественных ученых, исходя из ряда направлений: концепции диалога культур в образовании и в обучении иностранным языкам (В. С. Библер, С. Ю. Курганов, В. В. Сафонова, Е. И. Пассов); базисные основания межкультурной и языковой коммуникации (Е. М. Верещагин, Г. В. Елизарова; Э. П. Шубин); формирования социокультурной компетенции обучаемых (В. Г. Воробьев, А. В. Литвинов); формирования межкультурной компетенции (И. А. Зимняя, С. В. Муравьева, И. С. Соловьева, Т. В. Парфенова, Т. М. Пермякова, Т. А. Ткаченко); межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки (И. Л. Плужник). Анализируя работы специалистов в области межкультурной коммуникативной компетенции, мы делаем вывод, что исследуемый феномен — это интегральное личностное образование, представленное: общекультурным (компетентность в сфере общекультурологических знаний и акмеологических ценностей. Присутствующих в глобальном мире); социокультурным (наличие умений межличностного словесного общения с представителями разных этносов, соблюдение деонтологических и этических вербальных норм); лингвосоциокультурный, включающий осведомленность в лексико-грамматических единицах, присущих языковой культуре разных этносов, их грамотное использование в процессе общения.

Межкультурные коммуникативные компетенции студентов помогают им в профессиональной подготовке, а также способствуют успешной социализации и адаптации. Современный этап развития высшей школы требует выпускников, способных общаться на разных языках, владеть навыками вербальной и невербальной коммуникациями.

Современная геокультурная ситуация инициирует возможность и необходимость владеть межкультурной коммуникативной компетенцией. Немаловажную роль в этом играет язык, выступающий инструментом, фасилитирующим взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных лингвоэтносообществ. Роль иностранного языка в пррфессиональной подготовке студентов очевидна. Преподаватель, проходящий стажировку в стране, носителе языка, приобретает информацию о другой культуре, традициях, ценностях и через призму личного восприятия, осознанно и компетентно доносит ее до студентов в рамках лекционных, семинарских занятий, коллоквиумов, круглых столов, дискуссионных аквариумов.

Нам представляется, что международные отделы вузов должны иметь лингвистические центры, которые осуществляют лингвокультуроведческую подготовку студентов к стажировке за рубежом. Лингвистический центр должен помочь студентам приобрести необходимый арсенал лексики, а также расширить свои знания о культуре другой страны, в которой они будут не только проходить стажировку, но и общаться.

Нам представляется, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции наиболее интенсивно осуществляется в рамках ролевых и деловых игр, помогающих воспринимать и понимать иноязычную культуру, а также в самостоятельной работе студентов, в поиске страноведческого материала в сети Интернет, в результате чего строятся и презентируются проекты с их последующим обсуждением.

Разнообразная палитра методов, приемов подачи материала инициирует моделирование социокультурного пространства, формирует у студентов представления об окружающем мире и детерминации своего места в нем.

Выполняя задания, связанные с глубоким изучением другой культуры, студенты ассоциируют изученный материал с реалиями российской культуры. Происходит диалог культур, вследствие чего формируется межкультурная коммуникативная компетенция, минимизирующая возникающие проблемы, неизбежные в реалиях межкультурной коммуникации.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М..Русский язык.1984–815 с.
  2. Словарь иностранных слов. М: Изд-во иностранной литературы, 1997.-586 с.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования // Педагогика, 2003.-№ 3.- С.34–42
  4. Колесов В. П. О классификациях компетенций // Высшее образование сегодня,2000.-№ 2 — С.20–22
  5. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004, № 3.-С.20–26
  6. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8.-С. 26–31
  7. Муреева С. В. Развитие межкультурной компетенции будущих юристов при изучении классической латыни.-Автореферат дисс.канд.пед. наук.-Саратов, 2001.-23 с.
  8. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки.- Автореферат дисс. док.пед.наук. — Тюмень, 2003.-46 с.
  9. Ткаченко Т. А. Формирование межкультурной компетенции как фактора профессионального самоопределения будущего специалиста.- Автореферат дисс. канд. пед.наук. — Саратов, 2005.-23 с.
  10. Парфенова Т. А. Формирование межкультурной компетентности студентов вузов в процессе учебно- игровой деятельности. Автореферат дисс. канд пед. наук. — Саратов, 2006.-С.20
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, межкультурная коммуникативная компетенция, компетентность человека, межличностная коммуникация, подготовка студентов, подход, профессиональная компетентность, современное профессиональное образование.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в

Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Профессиональная компетенция приобретается в ходе обучения и обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности.

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

В современных условиях реформирования образования курс взят на применение компетентностного подхода, в том числе и в высшем профессиональном образовании, поскольку он «усиливает собственно практико-ориентированность образования...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения...

Формирование профессионально-коммуникативной...

Таким образом, под определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов среднего профессионального образования понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, компетенция, технология обучения.

Keywords: intercultural communication, competence, education technology. Основная цель профессионального образованияподготовка квалифицированного конкурентоспособного...

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» «Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, конструктивизм, принципы обучения.

Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2013. — № 6 (53).

Методические условия формирования коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

- по мнению В.И. Жукова, «коммуникативная компетентность» – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в

Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Профессиональная компетенция приобретается в ходе обучения и обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности.

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

В современных условиях реформирования образования курс взят на применение компетентностного подхода, в том числе и в высшем профессиональном образовании, поскольку он «усиливает собственно практико-ориентированность образования...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения...

Формирование профессионально-коммуникативной...

Таким образом, под определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов среднего профессионального образования понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, компетенция, технология обучения.

Keywords: intercultural communication, competence, education technology. Основная цель профессионального образованияподготовка квалифицированного конкурентоспособного...

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» «Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, конструктивизм, принципы обучения.

Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2013. — № 6 (53).

Методические условия формирования коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

- по мнению В.И. Жукова, «коммуникативная компетентность» – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в

Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Профессиональная компетенция приобретается в ходе обучения и обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности.

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

В современных условиях реформирования образования курс взят на применение компетентностного подхода, в том числе и в высшем профессиональном образовании, поскольку он «усиливает собственно практико-ориентированность образования...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения...

Формирование профессионально-коммуникативной...

Таким образом, под определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов среднего профессионального образования понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, компетенция, технология обучения.

Keywords: intercultural communication, competence, education technology. Основная цель профессионального образованияподготовка квалифицированного конкурентоспособного...

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» «Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, конструктивизм, принципы обучения.

Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2013. — № 6 (53).

Методические условия формирования коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

- по мнению В.И. Жукова, «коммуникативная компетентность» – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в

Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Профессиональная компетенция приобретается в ходе обучения и обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности.

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

В современных условиях реформирования образования курс взят на применение компетентностного подхода, в том числе и в высшем профессиональном образовании, поскольку он «усиливает собственно практико-ориентированность образования...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения...

Формирование профессионально-коммуникативной...

Таким образом, под определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов среднего профессионального образования понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, компетенция, технология обучения.

Keywords: intercultural communication, competence, education technology. Основная цель профессионального образованияподготовка квалифицированного конкурентоспособного...

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» «Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, конструктивизм, принципы обучения.

Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2013. — № 6 (53).

Методические условия формирования коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

- по мнению В.И. Жукова, «коммуникативная компетентность» – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении...

Задать вопрос