Направления совершенствования кадровой политики ОАО «ВМТП» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Полищук, М. С. Направления совершенствования кадровой политики ОАО «ВМТП» / М. С. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1415-1418. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31292/ (дата обращения: 26.04.2024).



Дальневосточный федеральный округ (ДФО) территориально является самым большим федеральным округом России, занимающим 36,08 % площади всей страны, однако по численности населения на его долю приходится только 5 %. Уникальное геополитическое положение, в том числе наличие сухопутных границ с КНР и КНДР, а так же морских границ с Японией и США делает Дальневосточный федеральный округ перспективной инвестиционной площадкой для развития экономических и культурных связей со странами-партнерами.

Новый виток прямых инвестиций в развитие ДФО связан с введением в 2015 году Федерального закона о свободном порте Владивосток [1], портовой зоне, пользующейся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования. Однако, несмотря на столь выгодное геополитическое расположение, огромную территориальную протяжённость, богатые природные ресурсы, устойчивый экономический рост — в Дальневосточном федеральном округе нет ни одного города-миллионника. Всего два города (Владивосток и Хабаровск) попадают в категорию населённых пунктов с численностью населения свыше 500 тыс. жителей. Порог в 100 тыс. жителей превысили только 8 городов ДФО (Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Уссурийск, Находка, Артём). Остальные относительно населённые пункты варьируют в диапазоне от 10 тыс. до 100 тыс. человек.

Благодаря государственным мерам поддержки, в частности за счет начисления северных надбавок и районных коэффициентов — средние зарплата, пенсия и доход населения ДФО выше среднероссийских показателей. Однако из-за высокой интенсивности и тяжести работы в особых климатических условиях районов Крайнего севера и приравненных к ним территориях, а также более высокого уровня цен, низкой обеспеченности товарной массой — в целом уровень жизни населения ДФО ниже, чем в среднем по России. В результате миграционный отток населения, в особенности молодежи и высококвалифицированных специалистов, является основной причиной демографических потерь, что существенно влияет на производительность предприятий и организаций, осуществляющих свою экономическую деятельность на территории ДФО.

Являясь частью Дальневосточного федерального округа, Приморский край оказывает значительное влияние на социально- экономическое развитие макрорегиона. Одним из инструментов реализации политики динамичного развития региона является создание Свободного порта Владивосток. Проект призван решить такие глобальные задачи, как: закрепление населения на территории Дальневосточного Региона, увеличение уровня занятости населения, а также повышения уровня социально-экономического развития. Более того, создание особых условий для предпринимательских структур может стать толчком к повышению предпринимательской активности дальневосточного региона в целом.

Однако, если стратегия развития морской отрасли определена на уровне государства, то политика ОАО «ВМТП» (Владивостокского морского торгового порта), отражающая принципы, методы, способы и технологии достижения поставленных стратегических целей — это зона ответственности нынешних руководителей организации.

За свою более чем вековую историю Владивостокский морской торговый порт сформировал приоритетные направления как внешней социальной политики, так и внутренних социальных программ.

Так, например, ОАО «ВМТП» многие десятилетия уделяло особое внимание поддержке образовательных учреждений ― Муниципального образовательного учреждения школы № 6, которую и сейчас посещают в первую очередь дети портовиков, а также Морскому государственному университету им. адм. Г. И. Невельского ― его выпускники в основном и работают на самых разных должностях Владивостокского морского торгового порта. Кроме того, ОАО «ВМТП» оказывает содействие и финансовую поддержку развитию физкультуры и спорта как среди компаний Владивостокского морского торгового порта, так и среди населения территории, прилегающей к предприятию: организует спартакиады и турниры по мини-футболу среди школьных команд Фрунзенского района города Владивостока [2].

Внутренняя социальная политику ОАО «ВМТП» имеет два вектора развития: во-первых, социальное партнерство профсоюза организации с профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации; во-вторых, социальная поддержка ветеранов, неработающих пенсионеров ОАО «ВМТП» и программа финансовой помощи в критических ситуациях [3].

Бесспорно, социальная политика является важной частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Но в связи с тем, что нынешняя концепция развития организации ориентирована на наращивание конкурентных преимуществ, прежде всего, за счет усиления кадрового потенциала организации, то и вполне заметным стало смещение приоритетов с социальной политики на кадровую политику организации. В частности, значительные перемены и пересмотры «политик» произошли в 2014 году, что нашло отражение в новом коллективном договоре. Так, например, были убраны пункты оказания материальной помощи средней школе № 6 г. Владивостока, помощи работникам, нуждающимся в жилье. Отредактированы пункты материальной помощи семьям с детьми, на сегодняшний момент оказывается помощь семьям с тремя и более детьми, ранее помощь предоставлялась семьям с двумя и более детьми.

При этом, в стратегии развития 2016 года появились пункты, связанные с созданием по инициативе ОАО «ВМТП» Центра подготовки кадров для предприятий портовой отрасли Дальневосточного региона РФ и повышение эффективности расходов на обучение и профессиональное развитие персонала в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом.

Любое профессиональное можно охарактеризовать как социальный с стороны — развитие личности , накопление использование знаний, навыков; другой стороны – это такое социально-профессиональной которое позволяет оперативно реагировать происходящие изменения обществе и действительно усилить кадровый потенциал организации.

Применение программно-целевого управления в процессе профессионального развития работников позволяет: прогнозировать ежегодную потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке работников по направлениям, видам, формам и продолжительности обучения; прогнозировать ожидаемую результативность дополнительного профессионального образования; разрабатывать этапы реализации программ развития, перечень мероприятий, показатели, позволяющие оценивать ход и результаты их реализации, а также нормативы профессионального развития.

Для решения региональной проблемы привлечения и удержания молодежи, перспективным направлением дальнейшего развития кадровой политики ОАО «ВМТП» видится реализация принципа системы непрерывного обучения. Такая система включает в себя следующие уровни профессионального образования: начальное (рабочая квалификация), среднее (квалификации рабочий, техники, мастера), высшее (инженер-технолог, работники), повышение квалификации. Система предполагает, что работник, принятый на предприятие после получения любого уровня образования имеет возможность профессионального развития или повышения профессионального уровня.

К сожалению, пропускной режим не позволяет ОАО «ВМТП» проводить открытые экскурсии не территории порта для школьников с целью повышения престижа отрасли и привлечения в вузы на обучение инженерно-техническим, морским и портовым специальностям. Но съемка профессионального рекламного ролика, отражающего всю мощь, объемы и перспективы компании вполне может стать аналогом традиционной экскурсии и оказать неоценимую помощь при проведении профориентационной работы и участии в ярмарках вакансий и Днях открытых дверей.

Однако на этом профориентационная работа не заканчивается. Профориентацию надо проводить и на уровне студентов профильных направлений подготовки. Необходимо уделять особое внимание тем студентам, которые собираются связать свою жизнь с будущей профессией, предоставлять им места практик и стажировок на предприятиях и в отделах, входящих в структуру ОАО «ВМТП», чтобы ребята почувствовали вкус к работе.

Не менее важным направлением подготовки квалифицированных кадров может стать целевое обучение. Основная задача которого — целенаправленная и заблаговременная подготовка кадрового резерва компании. Целевой набор — это один из способов поступления в вуз на бюджетное обучение. Основная особенность поступления в вуз по целевому приему заключается в том, что абитуриент подает в приемную комиссию вуза, вместе со стандартным пакетом документов, договор о целевом обучении с конкретным предприятием. При этом абитуриент не участвует в общем конкурсе, а участвует в отборе по отдельному конкурсу для «целевиков», проходит собеседование с представителем организации. Право на участие в конкурсе на целевые места имеют все абитуриенты, имеющие среднее полное образование или среднее профессиональное образование.

Преимущества целевого приема и обучения очевидны: если для работодателя целевое обучение — это гарантия получения специалистов, обладающих нужным набором знаний, практическими навыками и необходимыми профессиональными качествами, то для будущих работников — это прекрасная возможность близкого знакомства с компанией, ее требованиями, корпоративной культурой. Специалисты могут «узнать» профессию и понять, подходит ли им эта сфера деятельности и стоит ли с ней связывать свое будущее. И, разумеется, целевое обучение является и гарантией трудоустройства на предприятие. Выпускник целевой подготовки обязан отработать установленный срок на предприятии, с которым был заключен договор о целевом обучении.

Следующий шаг — построение системы адаптации и развития молодых специалистов. Приходя в организацию, молодой специалист сталкивается с огромным количеством проблем и трудностей, основная масса которых связана именно с отсутствием информации о системе работы, правил и порядков которые уже существуют в организации, а так же необходимостью «влиться» в корпоративную культуру организации.

Именно поэтому так важно создание в организации позитивной, адекватной и эффективной корпоративной культуры, которая бы характеризовалась так:

  1. Сотрудники воспринимают себя как элемент системы. Такое понимание должно достигаться работниками еще в первые месяцы работы в организации.
  2. Сотрудники осознанно и добровольно принимают личную ответственность за общий продукт совместной деятельности организации. То есть каждый работник выполняет свои обязательства не только потому, что это нужно и потому что в обратном случае он понесет ответственность, а потому что понимает важность своей работы, чувствую интерес к ней.
  3. Сотрудники должны видеть положительную связь профессиональной деятельности и личностного/ профессионального развития. Важно подчеркнуть успешность сотрудника, дать ему основания для самоуважения и уважения среди коллег
  4. Сотрудник должен постоянно подтверждать свою причастность к организации через корпоративную символику, фирменные атрибуты. Особую роль в подтверждении причастности к корпоративной культуре организации играет корпоративная одежда либо её элементы; средства индивидуализации с фирменными знаками — визитки, ежедневники, бейджики, пропуска; членство в профсоюзе и т. д. [4].

Внедрение системы наставничества так же можно считать одним из путей к выходу из печальной перспективы остаться без квалифицированных работников. Среди молодежи необходима пропаганда и реклама специальностей, которые в настоящее время являются наиболее дефицитными [5].

Для процесса подготовки кадров, повышения квалификации сотрудников ОАО «ВМТП» в учебном центре предлагается тесное сотрудничество с вузами и научными организациями, включающие в себя следующие формы партнерства.

  1. Осуществление научно-технического прогнозирования. Предприятие заинтересовано в ежегодной актуализации прогнозов развития портовой отрасли. С этой целью предлагается проводить мероприятия по привлечению к данной работе научно-интеллектуального потенциала вузов. Наиболее востребованными темами для осуществления совместного с вузом прогнозирования тенденций научно-технического развития портовой отрасли являются: прогнозирование приоритетов грузоотправителей и их сочетание с развитием морской портовой инфраструктуры; прогнозирование направлений развития рынка услуг морской портовой инфраструктуры; прогнозирование сценариев развития систем комплексной безопасности морской портовой инфраструктуры (в сфере обеспечения безопасности мореплавания; в сфере обеспечения антитеррористической безопасности; в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды).
  2. Формирование механизмов обмена научно-технической и маркетинговой информацией, а именно: совместное проведение маркетинговых исследований для выявления потребностей в проведении НИОКР по определенным направлениям деятельности организации — создание и развитие совместных электронных информационно-образовательных ресурсов (баз знаний).
  3. Осуществление научно-технического сотрудничества: определение перечня потенциальных совместных проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития ОАО «ВМТП», в которых возможно участие вузов и научных организаций. Приоритетные направления сотрудничества ОАО «ВМТП» с вузами и научными организациями в части проведения НИОКР: проектирование, строительство и эксплуатация морских портов; внедрение энергосберегающих технологий; обеспечение экологической безопасности; внедрение информационных технологий; управление знаниями.

Оптимизация процессов повышение квалификации, переподготовки кадров предполагает развитие профессиональных узкоспециализированных стандартов для работников портов в соответствии с современными реалиями.

образом смещение политики организации с социального на кадровый акцента затрагивает большой пласт работы по привлечению и удержанию именно молодого поколения для работы в портовой отрасли.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» — путь доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/
  2. Внешняя социальная политика ОАО «ВМТП» — путь доступа: http://www.vmtp.ru/o-kompanii/sotsialnaya-otvetstvennost/vneshnie-sotsialnye-programmy
  3. Внутренние социальные программы ОАО «ВМТП» — путь доступа: http://www.vmtp.ru/o-kompanii/sotsialnaya-otvetstvennost/vnutrennie-sotsialnye-programmy
  4. Якимова З. В., Супцарел И. А. Корпоративная культура: как инструмент привлечения и удержания персонала //Тезисы докладов второй региональной научно-практической конференции «Управление персоналом: как привлечь, удержать и мотивировать ценных сотрудников – 2011». 27 октября 2011 г. — Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. С. 46–50.
  5. Якимова З. В., Вакулич Ю. Е. Феномен кадрового дефицита: Характерные признаки, причины возникновения, последствия. Сборник докладов третьей межрегиональной научно-практической конференции «Управление персоналом: как привлечь, удержать и мотивировать ценных сотрудников» 11–12 декабря 2012 г. — Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. С. 133–137.
Основные термины (генерируются автоматически): целевое обучение, владивосток, Владивостокский морской торговый порт, портовая отрасль, морская портовая инфраструктура, повышение квалификации, предприятие, профессиональное развитие, Дальневосточный федеральный округ, Свободный порт.


Похожие статьи

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития.

Финансовая нагрузка по созданию портовой инфраструктуры будет распределяться между бюджетными и внебюджетными источниками с...

Свободный порт Владивосток как фактор повышения...

Свободный порт Владивосток — это порто-франко (особая портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования), получивший свой закрепленный статус с 12 октября 2015 года.

ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Приморский край, городской округ Владивостокский, Владивосток, ул. Стрельникова, 9.

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы. В октябре 2015 года вступил в силу

В целом упрощение портового режима в регионе должно привести к прогрессу в экономической деятельности Приморского края.

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Например, Жередий Ю. В. в своей диссертации предложила ряд существенных мер по изменению управления конкурентоспособности морских портов и консультировала работу по внедрению данных предложений в работе торгового порта города Владивосток [1].

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Порты Дальневосточного федерального обеспечивают более 17 % всех морских страны. На протяжении 5,6 миль побережья Востока расположены 22 торговых и 10 рыбных Основную роль играют три транспортных Владивостокский, Находкинский

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

Использование свободного порта Владивосток может привести к росту иностранных инвестиций в пищевую промышленность Приморья и, как следствие

в Дальневосточном регионе наоснове ускоренного социально-экономического развития территории.

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития.

Финансовая нагрузка по созданию портовой инфраструктуры будет распределяться между бюджетными и внебюджетными источниками с...

Свободный порт Владивосток как фактор повышения...

Свободный порт Владивосток — это порто-франко (особая портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования), получивший свой закрепленный статус с 12 октября 2015 года.

ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Приморский край, городской округ Владивостокский, Владивосток, ул. Стрельникова, 9.

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы. В октябре 2015 года вступил в силу

В целом упрощение портового режима в регионе должно привести к прогрессу в экономической деятельности Приморского края.

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Например, Жередий Ю. В. в своей диссертации предложила ряд существенных мер по изменению управления конкурентоспособности морских портов и консультировала работу по внедрению данных предложений в работе торгового порта города Владивосток [1].

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Порты Дальневосточного федерального обеспечивают более 17 % всех морских страны. На протяжении 5,6 миль побережья Востока расположены 22 торговых и 10 рыбных Основную роль играют три транспортных Владивостокский, Находкинский

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

Использование свободного порта Владивосток может привести к росту иностранных инвестиций в пищевую промышленность Приморья и, как следствие

в Дальневосточном регионе наоснове ускоренного социально-экономического развития территории.

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них.

Похожие статьи

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития.

Финансовая нагрузка по созданию портовой инфраструктуры будет распределяться между бюджетными и внебюджетными источниками с...

Свободный порт Владивосток как фактор повышения...

Свободный порт Владивосток — это порто-франко (особая портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования), получивший свой закрепленный статус с 12 октября 2015 года.

ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Приморский край, городской округ Владивостокский, Владивосток, ул. Стрельникова, 9.

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы. В октябре 2015 года вступил в силу

В целом упрощение портового режима в регионе должно привести к прогрессу в экономической деятельности Приморского края.

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Например, Жередий Ю. В. в своей диссертации предложила ряд существенных мер по изменению управления конкурентоспособности морских портов и консультировала работу по внедрению данных предложений в работе торгового порта города Владивосток [1].

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Порты Дальневосточного федерального обеспечивают более 17 % всех морских страны. На протяжении 5,6 миль побережья Востока расположены 22 торговых и 10 рыбных Основную роль играют три транспортных Владивостокский, Находкинский

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

Использование свободного порта Владивосток может привести к росту иностранных инвестиций в пищевую промышленность Приморья и, как следствие

в Дальневосточном регионе наоснове ускоренного социально-экономического развития территории.

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития.

Финансовая нагрузка по созданию портовой инфраструктуры будет распределяться между бюджетными и внебюджетными источниками с...

Свободный порт Владивосток как фактор повышения...

Свободный порт Владивосток — это порто-франко (особая портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования), получивший свой закрепленный статус с 12 октября 2015 года.

ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Приморский край, городской округ Владивостокский, Владивосток, ул. Стрельникова, 9.

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы. В октябре 2015 года вступил в силу

В целом упрощение портового режима в регионе должно привести к прогрессу в экономической деятельности Приморского края.

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Например, Жередий Ю. В. в своей диссертации предложила ряд существенных мер по изменению управления конкурентоспособности морских портов и консультировала работу по внедрению данных предложений в работе торгового порта города Владивосток [1].

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Порты Дальневосточного федерального обеспечивают более 17 % всех морских страны. На протяжении 5,6 миль побережья Востока расположены 22 торговых и 10 рыбных Основную роль играют три транспортных Владивостокский, Находкинский

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

Использование свободного порта Владивосток может привести к росту иностранных инвестиций в пищевую промышленность Приморья и, как следствие

в Дальневосточном регионе наоснове ускоренного социально-экономического развития территории.

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них.

Задать вопрос