Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Спецвыпуск
11.06.2016
1179
Поделиться
Библиографическое описание
Похорукова, М. Ю. Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова, В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.3 (115.3). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31347/.


Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения используется методология SADT (Structured Analysis and Design Technique), позволяющая описать работу, основные функции любой информационной системы [2, c. 18] и состоящая из следующих нотаций [5, с. 3]:

 IDEF0 отражает структуру и функции системы, а также связывающие их потоки информации и объекты [1];

 IDEF1 применяется для построения информационной модели, описывающей структуру и содержание потоков информации, необходимых для поддержки функций системы;

 IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени функций, информации и ресурсов системы;

 IDEF3, которая позволяет описать логическую структуру информационных потоков, взаимоотношений между операциями и объектами [4, с.50].

Методология IDEF0 получила наибольшее распространение, позволяя представить систему в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, описывающих реализуемые процессы, операции и действия. Разработка моделей требует использования следующих синтаксических компонентов: блоки (функции, процессы, операции) и стрелки (данные или объекты, связанные с функциями). Эти компоненты должны располагаться на диаграмме в соответствии с установленными правилами: «входные данные» преобразуются в результате выполнения функции в «выходные данные»; стрелки «управление» определяют требования к реализации процесса, а «механизмы» – инструменты или средства, поддерживающие его выполнение.

Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения первоначально были сформулированы следующие требования, то есть основные свойства системы:

1) предоставление информации о профессиях, должностных обязанностях, требованиях к образованию и возможных вакансиях;

2) использование разнообразных профориентационных тестов для проведения диагностики для определения интересов, предпочтений, знаний, умений и способностей пользователя, необходимых для той или иной сферы профессиональной деятельности;

3) интерпретация результатов проведенного тестирования;

4) получение качественных рекомендаций по выбору подходящей профессии;

5) предоставление информации о направлениях подготовки в учебных заведениях и о вакансиях рынка труда;

6) организация удаленного доступа к системе;

7) предоставление возможности для анализа результатов профессионального самоопределения.

Главное назначение рассматриваемой системы – это предоставление дистанционной, доступной и качественной поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда.

Построение функциональной модели системы начинается с разработки диаграммы верхнего уровня, которая представляет собой общее или абстрактное описание объекта моделирования и содержит наиболее важные его свойства. Диаграмма информационной системы профессионального самоопределения представлена на рис. 1:

Рис. 1. Диаграмма реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии

Как видно из рис. 1 основными пользователями системы являются:

– администратор, который осуществляет добавление и редактирование данных и управляет учетными записями пользователей;

– соискатель – пользователь, которому необходима квалифицированная помощь при выборе профессии или направления подготовки;

– работодатель, предоставляющий актуальные вакансии и требования к той или иной должности.

Исходные данные для организации поддержки процесса профессионального самоопределения:

– личные данные соискателя, его профессионально-значимые качества: предпочтения, интересы, склонности и умения;

– направления подготовки, то есть компетенции, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах;

– профессии, должностные обязанности которых описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

В результате реализации процесса профессионального самоопределения в информационной системе пользователю предоставляются рекомендации по выбору будущей профессии, соответствующие его профессиональными качествам, установленным в ходе диагностики, и потребностями рынка труда.

Для решения задач профориентационной диагностики и консультирования в системе используются соответственно механизм автоматизации тестовых методик, предоставляющий возможность выбора нескольких тестов и осуществляющий сбор ответов пользователя, и механизм обработки и представлении результатов диагностики в виде графа подходящих профессий и направлений подготовки.

Функциональные блоки диаграммы IDEF0 могут быть разбиты (декомпозированы) на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм, которые называются дочерними и позволяют детализировать какие-либо процессы на необходимом уровне. На рисунке 2 представлена декомпозиция диаграммы верхнего уровня, отражающая проведение таких процедур как просвещение, диагностика и консультирование пользователей по выбору профессии:

Рис. 2. Диаграмма автоматизируемых профориентационных процедур

Дальнейшая декомпозиция процесса реализации профориентационного просвещения позволяет описать последовательность выполняемых процедур для предоставления пользователю расширенной информации о современном мире профессий (рис. 3):

Рис. 3. Диаграмма реализации профориентационного просвещения

Реализация профориентационной диагностики заключается в автоматизации профориентационных методик, которые позволяют определить профессиональные качества и подобрать в соответствии с ними подходящие профессии (рис. 4):

Рис. 4. Диаграмма процесса профориентационной диагностики

Как видно из представленного рисунка, профориентационная диагностика в системе с целью выявления профессиональных качеств пользователей осуществляется с использованием тестов по профориентации и представляет собой последовательность выполнения следующих операций:

1) пользователь выбирает одну или несколько методик для тестирования;

2) осуществляется запрос к базе данных, чтобы выбрать вопросы и ответы указанных пользователем тестов;

3) по результатам выполнения запроса пользователю предоставляется список вопросов и возможные варианты ответов на них; в случае выбора нескольких методик для диагностики вопросы показываются последовательно одного теста за другим;

4) если пользователь ответил на все предложенные вопросы (это необходимо для получения достоверного результата) и подтвердил завершение тестирования, формируются результаты теста путем подсчета наибольшего значения среди выбранных ответов.

Следующим процессом в информационной системе является профориентационное консультирование, которое заключается в формировании рекомендаций для принятия пользователем решения о выборе будущей профессии. Ключевая особенность данной процедуры состоит в предоставлении расширенной информации о подходящих профессиях: кроме должностных обязанностей указываются возможные вакансии на предприятиях и рекомендуемые варианты получения необходимого для освоения профессии образования (рис.5):

Рис. 5. Диаграмма процесса профориентационного консультирования

Более подробно процесс формирования и представления списка подходящих профессий представлен на рисунке 6 с использованием нотации IDEF3:

Рис.6. Диаграмма процесса представления списка подходящих профессий

Разработанные функциональные модели демонстрируют реализацию процедур профессионального просвещения, диагностики и консультирования пользователей таким образом, чтобы способствовать наиболее качественному, осознанному и правильному принятию решения о выборе сферы профессиональной деятельности. Представленные диаграммы являются основой для программной реализации информационной системы профессионального самоопределения, описанной в работе [3].

Литература:

  1. ГОСТ IDEF 0–2000. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. Издание официальное. – М.: 2000. – 75 с.
  2. Дэвид А. Марка, Клемент Л. МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. – М.: МетаТехнология, 1993. – 240 с.
  3. Макарова, М.Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М.Ю. Макарова, А.В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. – 2014. – № 11. – C. 1-12. –URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
  4. Маклаков, C.B. BPWin и ERWin. CASE-средства разработка информационных систем Текст. / C.B. Маклаков 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001 - 304с.
  5. Ester, M. A Density-Based Algorithm for Discovering Clusters in Large Spatial Databases with Noise / M. Ester, H.-P. Kriegel, J. Sander, X. Xu // In Proc. ACM SIGMOD Int. Conf. onManagementofData, Portland, OR, 1996. – pp. 226-231.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный