Основные методы формообразования при разработке моделей швейных изделий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сайитова, У. С. Основные методы формообразования при разработке моделей швейных изделий / У. С. Сайитова, Ш. Н. Нутфуллаева, Л. Н. Нутфуллаева, С. Р. Алимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29983/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассмотрены основные факторы формообразования швейных изделий в процессе создании конструкции одежды, при влажно-тепловой обработке, формовочные свойства материалов и различные их комбинации. Даны рекомендации по выбору элементов формообразования для изготовления одежды.

Показатели качество продукции в соответствии с ГОСТом представляют собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Прежде чем оценивать качество продукции, необходимо определить те свойства и показатели, которые следует принимать во внимание для его оценки в различных общественно-экономических процессах. Продукция в процессах ее создания, обращения и потребления существует в шести основных формах: 1) объекта прогнозирования и разработки; 2) объекта перспективного и текущего планирования; 3) овеществленного объекта (предмета) труда в производстве; 4) законченного производством продукта труда; 5) товара; 6) предмета потребления.

Всему известно, производство и потребление, как две стороны единого процесса, взаимосвязанные и обусловливающие друг друга. Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно. … Только в потреблении продукт становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; таким образом, продукт в отличие от простого предмета природы, оказывается пригодным, становится продуктом только в потреблении [1].

Главной формой существования промышленной продукции является, последняя форма — форма предмета потребления, потребительная стоимость. Следовательно, судить о наиболее существенных свойствах продукции необходимо в первую очередь по характеристикам качества конечного продукта — предмета потребления, исходя из требований человека — потребителя. К ним относятся, прежде всего, показатели свойств, связанных с удовлетворением определенных общественных потребностей людей (полезности, удобства, красоты), как потребительная стоимость в общественном масштабе. Эти показатели могут быть условно объединены под общим названием потребительских или человеческих. Мудрое изречение древнегреческого храма: «Человек есть мера всех вещей», сохранило значение до наших дней и стало одним из определяющих принципов при современной оценке качества промышленной продукции.

Одно из основных элементов качества одежды является — его форма,

По исследованию [2] формы одежды выделяют четыре аспекта: 1) ткань, фактура, цвет, декор, линии, отделки, видимые швы; 2) степень свободы одежды, выражающаяся в степени ее прилегания к фигуре в различных точках; 3) структура, как геометрическая внутренняя характеристика формы; 4) пластическая форма фигуры человека. Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями [2].

Формы современной одежды сложны и многообразны, а их создание достигается не только расчленением монолитной формы на части определенного геометрического вида, но и формообразованием отдельных деталей.

Формообразование кроеной одежды — это процесс создания объемных форм, основанный на способности ее материалов под действием деформаций изгиба, растяжения и смятия создавать пространственную форму.

Способ формообразования деталей зависит от конфигурации поверхности участка (вогнутости или выпуклости), свойств материалов, направления моды и т. д. Различают основные три метода формообразования деталей: конструктивный (механический); с использованием формовочных свойств материалов (физико-механический) и комбинированный (Рис.1.).

Конструктивный метод является более распространенным и универсальным способом. Этот метод обеспечивает получение объемной формы деталей за счет их полного или частичного членения материала на части конструктивными, конструктивно-декоративными линиями и вытачками [2].

Достоинство метода — возможность получения поверхности формы любой сложности из любых материалов с высокой точностью воспроизведения. Для этого метода характерно устойчивое закрепление практически любой формы и ее формоустойчивость в эксплуатации. Для реализации его не требуется сложного специального оборудования. Вследствие этого конструктивным средствам нередко отдается предпочтение при создании объемных форм различных изделий [3].

Формообразование с использованием формовочных свойств материалов (физико-механический) — этот метод обеспечивает получение объемной формы за счет сетчатой структуры текстильных материалов, их драпируемости или изгибания (распрямления) нитей. Чтобы создавать подлинно художественные, гармоничные формы изделий, устойчивые в эксплуатации, при рациональных материальных и трудовых затратах на изготовление этих изделий, надо правильно использовать свойства материалов.

Формообразование за счет подвижности сетчатой структуры материала основано на сгибании поверхности ткаными материалами. В них под воздействием внешних сил прямоугольные ячейки, образованные нитями основы и утка, приобретают форму параллелограмма, что обеспечивает получение объемной формы. Для сохранения полученной формы по краям деталей необходимо проложить кромки, прокладки или швы, при этом одна из деталей, входящих в шов, не должна иметь посадки.

Ограничения использования данного способа формообразования обусловлены способностью материалов, изменять угол между нитями основы и утка до определенного предела (величина максимального угла перекоса равна 10–150), а также способностью материалов со временем релаксировать за счет перераспределения углов. В связи с последним замечанием целесообразно не проводить формообразование на опорных поверхностях [3].

Создание объемной формы за счет драпируемости материалов, т. е. за счет способности материалов изгибаться в складках, драпировках, при этом принимая определенную пространственную форму. Ограничения применения данного способа обусловлены свойствами материалов и декоративностью поверхности [3]. Принципы формообразования на геометрических моделях характерны и для реальных деталей одежды.

Характер членения одежды на составные части определяется: сложностью поверхностей одежды и тела человека (поверхность относится к классу неразвертываемых, поэтому членение ее неизбежно); традициями конструирования; особенностями конкретной модели; требованиями художественной выразительности. Одежда с помощью удачно выбранных линий членения может подчеркнуть достоинства фигуры человека или скрывать ее недостатки, корректировать пропорции частей формы; трудностями технологической обработки материала. Так, в пальто приталенной формы для обеспечения эффекта вводится членение по линии талии. Учитывается направление нити основы. На полочке и спинке нити основы должны идти в одном направлении — продольном, для этого вводится членение по плечевому участку; шириной и другими свойствами материала. При изготовлении изделий из узких материалов приходится делать дополнительные членения одежды, усложняя общую форму. Ограниченная площадь натуральных кож заставляет проектировать большие детали (спинку, полочку, пальто) из двух-трех частей, вводят членения по линии груди, талии или бедер, которые включают еще и элементы формообразования.

Кроме перечисленных выше факторов должны быть учтены жесткость, драпируемость, осыпаемость и другие свойства конкретного материала, определяющие его способность к формообразованию. Этот метод нецелесообразно использовать в материалах, отличающихся высокой раздвижкой в швах и прорубаемостью. Этот метод увеличивает трудоемкость изготовления изделия [3].

Формообразование с использованием пластических свойств волокон (физико-механический) основано на термопластических свойствах волокон, т. е. изменении размеров волокон под воздействием тепла, влаги и давления на молекулярную структуру волокон. Технологические средства формообразования [3]:

– Проектирование деформаций по срезам деталей (посадка, растяжение) и закрепление их с помощью ВТО (сутюживание, оттягивание);

– ВТО наиболее часто используют при работе над формой верхнее одежды из шерстяных тканей, когда хотят избежать применение видимых членений (вытачки). Например, для создания выпуклости деталей спинки в области лопаток ткань сутюживают по плечевому срезу и со стороны проймы. Возможен другой вариант: оттягивают ткань по сгибу на участке лопаток;

– Изменения угла между нитями основы и утки (раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих сил);

– Использование каркасных элементов (плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки и т. д.).

Ограничение в использовании данного метода обусловлено термопластическими свойствами волокна. Достоинством метода является возможность формирования многослойных пакетов. Учитывая, что с течением времени может произойти релаксация материалов, целесообразно применять данный метод для формирования участков изделия, соответствующих опорным поверхностям.

В формообразовании современной одежды доминирует комбинированный способ, который представляет собой сочетание всех трех рассмотренных способов. В этом случае удается добиться высокой точности воспроизведения формы и устойчивости ее в эксплуатации. Комбинированный метод формообразования основан на одновременном использовании нескольких методов.

Литература:

  1. Коблякова Е. Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. Москва. Легкая и пищевая промышленность. 1984. С.33–34
  2. Коблякова Е. Б., Ивлева Г. С., Романов В. Е. и другие. Конструирование одежды с элементами САПР. Учебник для вузов. Москва. Легпромбытиздат. 1988. С.84–85
  3. Л. П. Шершнева, Л. В. Ларкина. Конструирование одежды: Теория и практика. Учебное пособие. Москва. ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. С.69–72
Основные термины (генерируются автоматически): материал, нить основы, объемная форма, формообразование, формовочное свойство материалов, свойство материалов, промышленная продукция, членение, ткань, способность материалов, создание, современная одежда, пространственная форма, достоинство метода, производство, предмет потребления, потребление, потребительная стоимость, качество продукции.


Похожие статьи

Свойства материалов, учитывающиеся при проектировании...

Как известно, формовочная способность — это способность материала к формообразованию и к формозакреплению. Если формовочная способность ткани плохая, гладкая объемная форма может быть получена только конструктивным путем...

К вопросу о влиянии свойств текстильных материалов на...

В статье описываются основные методы влияние свойств текстильных материалов на процесс формообразования одежды. Ключевые слова: толщина, геометрический вид, ширина, свойства ткани, текстиль, поверхностная плотность, прочность, удлинение, износостойкость...

Форма и общие вопросы формообразования в дизайне

Форма — понятие материальное, ряд свойств материи формирует ее внешнюю выразительность.

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского искусства.

Принципы и методы художественного проектирования меховых...

Проектирование, технология пошива являются наиболее ответственными этапами в жизненном цикле изделий, определяющие качество будущей продукции, экономическую эффективность ее производства и потребления.

Алгоритмы и методы трансформации промышленных изделий...

Это продукция станкостроения, транспорта, вооружения. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы “Б” – предметов потребления.

Трансформация – свойство объектов предметно-пространственного мира изменять свои первоначальные формы и параметры в...

Совершенствование процесса проектирования одежды на основе...

В отличие от предприятий массового промышленного производства, швейные предприятия сферы быта и услуг характеризуются оперативной готовностью к изготовлению изделий различной сложности, новой моды, из новых материалов, на любую фигуру...

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Ключевые слова: массовое производство одежды, модная индустрия, потребление, инновационные технологии изготовления бесшовной одежды. Индустрия моды, основной целью которой является формирование у потребителей «модного» образа продукции с целью ее...

Теоретические основы формирования профессиональных...

В настоящее время художественное проектирование костюма стало важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды.

При этом существует два направления: новое в классике и новое в форме. Первое касается применения современных материалов и...

Изучение процесса влажно-тепловой обработки тканей

Влажно-тепловая обработка основана на свойствах высокополимерных материалов, служащих сырьем для изготовления одежды, изменять

Применяя второй способ, можно воспроизвести требуемую форму изделия при минимальном членении его на детали, что значительно...

Похожие статьи

Свойства материалов, учитывающиеся при проектировании...

Как известно, формовочная способность — это способность материала к формообразованию и к формозакреплению. Если формовочная способность ткани плохая, гладкая объемная форма может быть получена только конструктивным путем...

К вопросу о влиянии свойств текстильных материалов на...

В статье описываются основные методы влияние свойств текстильных материалов на процесс формообразования одежды. Ключевые слова: толщина, геометрический вид, ширина, свойства ткани, текстиль, поверхностная плотность, прочность, удлинение, износостойкость...

Форма и общие вопросы формообразования в дизайне

Форма — понятие материальное, ряд свойств материи формирует ее внешнюю выразительность.

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского искусства.

Принципы и методы художественного проектирования меховых...

Проектирование, технология пошива являются наиболее ответственными этапами в жизненном цикле изделий, определяющие качество будущей продукции, экономическую эффективность ее производства и потребления.

Алгоритмы и методы трансформации промышленных изделий...

Это продукция станкостроения, транспорта, вооружения. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы “Б” – предметов потребления.

Трансформация – свойство объектов предметно-пространственного мира изменять свои первоначальные формы и параметры в...

Совершенствование процесса проектирования одежды на основе...

В отличие от предприятий массового промышленного производства, швейные предприятия сферы быта и услуг характеризуются оперативной готовностью к изготовлению изделий различной сложности, новой моды, из новых материалов, на любую фигуру...

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Ключевые слова: массовое производство одежды, модная индустрия, потребление, инновационные технологии изготовления бесшовной одежды. Индустрия моды, основной целью которой является формирование у потребителей «модного» образа продукции с целью ее...

Теоретические основы формирования профессиональных...

В настоящее время художественное проектирование костюма стало важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды.

При этом существует два направления: новое в классике и новое в форме. Первое касается применения современных материалов и...

Изучение процесса влажно-тепловой обработки тканей

Влажно-тепловая обработка основана на свойствах высокополимерных материалов, служащих сырьем для изготовления одежды, изменять

Применяя второй способ, можно воспроизвести требуемую форму изделия при минимальном членении его на детали, что значительно...

Задать вопрос