Методика анализа производства и реализации продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 5693 раза

Библиографическое описание:

Бакиева, И. А. Методика анализа производства и реализации продукции / И. А. Бакиева, И. Ф. Урманбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 611-614. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29978/ (дата обращения: 19.04.2024).



Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции.

В докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год отмечено:

«…нами осуществлена огромная по масштабам и глубине работа по обновлению и реформированию страны, достижению стабильных и устойчивых темпов роста и макроэкономической сбалансированности экономики». В 2015 году валовой внутренний продукт страны возрос на 8 процентов, объем производства промышленной продукции — на 8 процентов, сельскохозяйственной — на 7. Годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6 процента, то есть в пределах прогнозных параметров.

Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014–2015 годов и прогнозам роста на 2016–2017 годы. В 2015 году Узбекистан стал одной из 14 стран, получивших награды за достижение Целей развития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государствами — членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)»[1].

Главным ориентиром для нас, сказал Президент Ислам Каримов, «должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности».

Рис. 1. Показатели выпуска продукции

Основными задачами анализа производства иреализации продукции являются:

‒ Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

‒ Определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;

‒ Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

‒ Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Производство продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объемными показателями являются валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.

По подавляющему большинству элементов товарная продукция совпадает с составом валовой продукции. В товарную продукцию не входят: изменение остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственной выработки; стоимость переработанного сырья заказчика; внутренний оборот, отражаемый в ряде отраслей промышленности в валовой продукции. Исключением являются текстильная и некоторые другие отрасли промышленности, где в товарную продукцию включаются и полуфабрикаты, например пряжа и суровье на текстильных комбинатах. Это вызывается, в частности, необходимостью сопоставления себестоимости продукции (включающей все затраты по переделам) с ее стоимостью по оптовым ценам.

Таким образом, под товарной продукцией мы понимаем готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных); включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Анализ объема производства начинается с изучения динамики выпуска и реализация продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 1

Динамика производства иреализация продукции

Год

Объем производства продукции втекущих ценах, тыс. сум

Индекс цен

Объем производства вценах базисного года

Темпы роста,%

Объем реализации вценах базисного года

Темпы роста,%

базисные

цепные

базисные

цепные

ххх1

33615

1,00

33615

100

100

33345

100

100

ххх2

41178

1,25

32942

98,0

98,0

33010

99,0

99,0

ххх3

51744

1,22

33930

100,9

103,0

33670

101,0

102,0

ххх4

63500

1,18

35287

104,9

104,0

35354

106,0

105,0

ххх5

77400

1,15

37402

111,2

106,0

37475

112,4

106,0

ххх6

100320

1,20

40380

120,1

108,0

39350

118,,0

105,0

Для расширения этой задачи объема производства и реализации продукции должны быт выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цены базисного периода.

Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему. Из таблицы видно, что за последние пять лет объем производства вырос на 20,1 %, а объем реализации — на 18,0 %. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:

ТП==

ТП = =1,037=103,7 %;

ТП =103,7–100=3,7 %

Соответственно темп роста и прироста объема реализованной продукции составил:

ТР= 1,18 =1,0336 %;

ТР= 103,36 -100=3,36 %

Анализ объемов производства по основным номенклатурным позициям проводится также в стоимостных, натуральных показателях. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

‒ Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных — изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

‒ Темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных — изменение объемов продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

Порядок оценки выполнения плана выпуска основных видов продукции по поставкам в количестве, по срокам и номенклатуре (ассортименту) в соответствии с заключенными договорами производится сопоставлением фактического объема поставок нарастающим итогом с начала года с плановым. При этом в фактическую поставку засчитываются суммы в пределах плана.

Процент выполнения плана по реализации продукции с учетом обязательств по поставкам определяется по следующей формуле:

Kn = (Nº−Nn)∙100/Nº

где, Knискомый процент выполнения плана договорных обязательств, %

Nº — объем продукции по бизнес-плану для заключения договоров, тыс. сум.

Nn — недопоставка продукции по договорам, тыс. сум.

Рыночный характер экономики и цель производства обуславливают необходимость выполнения плана не только по объему выпуска продукции и качеству, но и по ассортименту и структуре.

Показателем, характеризующим выполнение плана выпуска продукции по ассортименту, является коэффициент ассортиментности, который исчисляется по формуле:

Расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, не более базового (планового, прошлого периода). Кроме ассортимента состав продукции характеризует ее структура — удельный вес изделий в общем объеме выпуска продукции.

При анализе устанавливают причины структурных сдвигов и их влияние на показатели объема и качества продукции, себестоимости, прибыли. Влияние изменения структуры продукции на ее объем определяется путем учета изменения трудоемкости, т. е. разница в уровнях выполнения плана по выпуску в оптовых ценах и по трудоемкости умножается на плановую стоимость продукции в оптовых ценах.

Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

Качество продукции:

‒ обобщающие;

‒ индивидуальные;

‒ косвенные;

На объем выпуска продукции и ее реализацию большое влияние оказывает ритмичность производства. Этот показатель характеризует уровень равномерного выпуска продукции в течение отчетных периодов (года, квартала, месяца, недели, суток), рациональность использования закрепленных за предприятием ресурсов, эффективность производства. Ритмичность характеризуется коэффициентом ритмичности, исчисляемым по формуле:

К = 1 — [(Уф-Уп)/ Уп]

где Уф, Уп — фактический и плановый удельный вес выпуска продукции в последнем месяце квартала в общем объеме выпуска продукции за квартал, или в четвертом квартале в общем объеме выпуска продукции за год, %. Более точно ритмичность работы предприятия характеризуют показатели выпуска продукции по декадам. Ритмичность работы предприятия в целом обеспечивается ритмичностью работы его основных производственных подразделений. Поэтому показатель ритмичности следует определять в разрезе этих подразделений.

При этом необходимо устанавливать причины неритмичной работы (перебои в снабжении сырьем и основными материалами, отсутствие необходимого задела незавершенного производства, сверхплановые простои оборудования).


[1] Доклад Президента И.А.Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. «Правда Востока» 2016г. 16 января.

Основные термины (генерируются автоматически): реализация продукции, темп роста, товарная продукция, валовая продукция, качество продукции, незавершенное производство, общий объем выпуска продукции, объем, показатель, реализованная продукция.


Похожие статьи

Анализ производства и реализации продукции

Основные этапы анализа производства и реализации продукции: анализ объема продукции: анализ объема производства включает в себя изучение динамики валовой и товарной продукции, а также расчета индексов их роста и прироста

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Чистый доход (выручка от реализации) = Показатель структуры реализованной продукции (услуг) * Объем реализации * Переменные расходы на производство единицы продукции (услуг)

Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции...

товарная продукция – это “объём готовой продукции в денежном выражении, произведённой на промышленных и с.-х. предприятиях и подготовленной для реализации”[1]; реализованная продукция – это “продукция...

Оценка резервов увеличения объема продукции на основе...

Увеличение объема реализации продукции является одним из факторов повышения прибыли.

У них возникают трудности с выпуском продукции. Поэтому одной из важнейших задач стоящей перед ними является, выявления резервов выпуска продукции.

Учётно-аналитическое обеспечение процесса производства...

Процесс производства и продажи готовой продукции является одним из самых сложных в отношении учетно-аналитического обеспечения, что обусловлено целым рядом факторов, среди которых определение учетной цены как в натуральных и стоимостных показателях...

Факторный анализ энергоемкости выпускаемой продукции

В данном случае VВПобщ — общий объем выпущенной продукции. Топливно-энергетические ресурсы, потребляемые предприятием, можно разделить на два основных вида: тепловую и электрическую энергию.

Методы анализа товарной политики винодельческих предприятий

В качестве показателей используются: объем сбыта, прибыль и валовая маржа.

В результате полученной матрицы, та продукция, которая является «звездой» характеризуется высокими объемами реализации и темпами роста.

Задание 1. Анализ производства и продажи продукции...

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции...

Особенности анализа себестоимости продукции в условиях...

- маржинальный доход на единицу продукции, руб.; - доля i-го вида продукции. Показатель ТНП, рассчитанный по формуле (1)

Многофакторная модель безубыточности производства и реализации продукции (формула 9): (9). где - общий критический объем продаж

Похожие статьи

Анализ производства и реализации продукции

Основные этапы анализа производства и реализации продукции: анализ объема продукции: анализ объема производства включает в себя изучение динамики валовой и товарной продукции, а также расчета индексов их роста и прироста

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Чистый доход (выручка от реализации) = Показатель структуры реализованной продукции (услуг) * Объем реализации * Переменные расходы на производство единицы продукции (услуг)

Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции...

товарная продукция – это “объём готовой продукции в денежном выражении, произведённой на промышленных и с.-х. предприятиях и подготовленной для реализации”[1]; реализованная продукция – это “продукция...

Оценка резервов увеличения объема продукции на основе...

Увеличение объема реализации продукции является одним из факторов повышения прибыли.

У них возникают трудности с выпуском продукции. Поэтому одной из важнейших задач стоящей перед ними является, выявления резервов выпуска продукции.

Учётно-аналитическое обеспечение процесса производства...

Процесс производства и продажи готовой продукции является одним из самых сложных в отношении учетно-аналитического обеспечения, что обусловлено целым рядом факторов, среди которых определение учетной цены как в натуральных и стоимостных показателях...

Факторный анализ энергоемкости выпускаемой продукции

В данном случае VВПобщ — общий объем выпущенной продукции. Топливно-энергетические ресурсы, потребляемые предприятием, можно разделить на два основных вида: тепловую и электрическую энергию.

Методы анализа товарной политики винодельческих предприятий

В качестве показателей используются: объем сбыта, прибыль и валовая маржа.

В результате полученной матрицы, та продукция, которая является «звездой» характеризуется высокими объемами реализации и темпами роста.

Задание 1. Анализ производства и продажи продукции...

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции...

Особенности анализа себестоимости продукции в условиях...

- маржинальный доход на единицу продукции, руб.; - доля i-го вида продукции. Показатель ТНП, рассчитанный по формуле (1)

Многофакторная модель безубыточности производства и реализации продукции (формула 9): (9). где - общий критический объем продаж

Задать вопрос