Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аужанова, Г. Г. Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других? / Г. Г. Аужанова, К. Р. Оразалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.4 (114.4). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29964/ (дата обращения: 25.04.2024).



«Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференциальной". [1. стр. 3]

В начале учебного года при работе с текстом с учениками 7 «В» класса возникла проблема: они не знают стили речи. Самым трудным оказалось определение публицистического стиля. Поэтому мы решили обратить внимание на данную проблему, чтобы научить наших учеников отличать публицистический стиль от других через лексические особенности текста.

Причины обращения к данной теме:

- разные уровни владения русским языком, соответственно у некоторых учеников при работе с текстом возникают проблемы с его пониманием;

- недостаточно времени на уроке для отработки всех навыков работы с текстом разных стилей.

С чего же мы начинали свое исследование?

Для того чтобы исследование было продуктивным, мы провели анкетирование с целью выявления количества детей, затрудняющихся в определении стилей речи.

Вопросы

да

нет

Знаешь ли ты, сколько стилей есть в русском языке?

4

16

Знаешь ли ты опознавательные признаки стилей?

1

19

Сможешь ли ты привести не менее 3-х доказательств при определении стиля текста?

0

20

Сможешь ли ты составить текст или высказывание публицистического стиля?

0

20

Знаешь ли ты жанры публицистического стиля?

2

18

Из диаграммы видно, что на начало нашего исследования результаты неудовлетворительны: из 20 учеников знают стили речи 20 % (4 уч.), а 80% (14 уч.) не знают.

Следующим нашим этапом в исследовании стало изучение необходимого материала: статьи, различные методы и приемы при работе с текстом, конспекты уроков…

Далее мы из накопленного материала отбирали то, что подходило нам, адаптировали под себя, а за тем апробировали на уроках.

Итогом нашей деятельности стало следующее:

-серия последовательных уроков с использованием приемов, которые способствовали бы формированию умения у учеников находить опознавательные признаки публицистического стиля;

- сборник «Лексика публицистического стиля», в котором вместе с ребятами собрали слова, характерные для изучаемого стиля;

- приемы (карточки), адаптированные для учащихся 7 класса;

- повышение качества знаний учащихся в ходе формативного и суммативного оцениваний.

На первых уроках с учениками подробно рассматривали лексические особенности публицистического стиля.

7 класс. Раздел 5. Одежда

(Фрагмент текста)

Одежда для подростка – муки родителя

Правильный выбор детской одежды дело непростое. Однако, и без того нелегкая доля мамы значительно осложняется когда чадо вступает в подростковый возраст.

Современный тинейджер… Бывает, смотришь на такого подростка и диву даешься. Его нестандартный вид говорит сам за себя. Широкие штаны, грубые замшевые кеды, рюкзак за спиной, тату, бусы до пупка, наушники, да раскованная походка — незаменимые атрибуты молодежи, называющей себя тинейджерами.

Подростки стремительно гоняться за самой модной одеждой для того лишь, чтобы создать себе новый имидж и впечатлить своих собратьев. Подростки вступают между собой в соревнование за право произвести на окружающих впечатление первым. Подростки готовы на все, чтобы привлечь внимание остальных молодых людей в своем окружении. Таким образом, в подростковой моде уместно всё, как путь самовыражения, глобализации мысли и полной демократии…

Задания:

  1. Прочитайте заголовку статьи и спрогнозируйте её содержание.
  2. Определите тему статьи___________________________
  3. Определите стиль ____________________
  4. Выделите в тексте слова, словосочетания и фразеологизмы, характерные для данного стиля.
  5. Сделайте вывод____________________________________

Карточка «О чем говорит заголовок?»

  1. Прочитайте предложенные заголовки газет и спрогнозируйте содержание статьи.
  2. Сделайте вывод, вставляя подходящие слова.

Заголовок позволяет__________________ содержание, во многом от ______________зависит, прочтут или не прочтут заметку или статью, заинтересуются ли данной темой. Таким образом, заголовок _________________________функцию. Как рекламный ____________умещает океан информации в одну «ударную строку», так и заголовок _____________суть заметки.

Слова для вставки: заголовка, слоган, отражает, спрогнозировать,выполняет рекламную

В ходе работы над заданием можно опираться на следующую схему [2]:

Фрагмент из сборника «Лексика публицистического стиля»:

Живое чувство — это настоящее, искреннее чувство, которое сильно проявляется;

Элита – лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки Lib;

Пирог власти – привлекательная область власти;

Итак, в результате нашего исследования мы пришли к следующему выводу:

изучение стиля через его лексическое содержание приводит к тому, что у учеников развивается стилистическая зоркость; они овладевают умением определять эмоционально - оценочную окраску слов; формируется навык построения связного высказывания, относящегося к определенному стилю, жанру, обогащается словарный запас; к тому же еще развиваются их познавательные способности.

Литература:

  1. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.- стр. 3
  2. И. Н. Добротина, Работа над публицистическим стилем, электронный ресурс, http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601113
Основные термины (генерируются автоматически): публицистический стиль, стиль речи, заголовок, подросток, русский язык, стиль, текст, ученик.


Похожие статьи

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского...

Необходимость работы над публицистическим стилем в средних классах обусловлена прежде всего задачами развития устной и письменной речи учащихся. «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов...

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

Ключевые слова: публицистический текст, публицистический функциональный стиль, вопросы жанровой дифференциации публицистического текста, рекламные тексты

«Стиль массовой коммуникации— это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи.

Классификация функциональных стилей речи (теоретический...)

Ключевые слова: функциональный стиль языка,научный стиль языка, официально-деловой стиль языка, публицистический стиль языка, газетный стиль языка, художественный стиль языка.

Блохина Н. Г. Современный русский язык. Текст. Стили речи.

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг другу, т. к. все функциональные разновидности языка «принадлежат в первую очередь речи; как функциональное имеют выход в язык».

азетно-публицистический стиль.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

По стилевой принадлежности различают тексты разговорного стиля, научного, официально-делового, публицистического, художественного.

а) На уроках русского языка текст — средство обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого возраста — свой уровень...

Развитие нравственных качеств подростков в процессе работы...

Следующий шаг предтекстового этапа – работа с заголовком. При работе с заголовком для начала

Также ученик может изложить содержание текста сначала на русском языке, затем на

Англоязычные публицистические тексты несут в себе необходимый объем и смысл...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Лексические черты публицистического стиля | Статья в журнале...

публицистический стиль, газетно-публицистический стиль, газетный текст, слово, публицистика, употребление слова, переносное значение, яркая оценочная окраска, DEMO, выражение оценки.

Похожие статьи

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского...

Необходимость работы над публицистическим стилем в средних классах обусловлена прежде всего задачами развития устной и письменной речи учащихся. «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов...

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

Ключевые слова: публицистический текст, публицистический функциональный стиль, вопросы жанровой дифференциации публицистического текста, рекламные тексты

«Стиль массовой коммуникации— это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи.

Классификация функциональных стилей речи (теоретический...)

Ключевые слова: функциональный стиль языка,научный стиль языка, официально-деловой стиль языка, публицистический стиль языка, газетный стиль языка, художественный стиль языка.

Блохина Н. Г. Современный русский язык. Текст. Стили речи.

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг другу, т. к. все функциональные разновидности языка «принадлежат в первую очередь речи; как функциональное имеют выход в язык».

азетно-публицистический стиль.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

По стилевой принадлежности различают тексты разговорного стиля, научного, официально-делового, публицистического, художественного.

а) На уроках русского языка текст — средство обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого возраста — свой уровень...

Развитие нравственных качеств подростков в процессе работы...

Следующий шаг предтекстового этапа – работа с заголовком. При работе с заголовком для начала

Также ученик может изложить содержание текста сначала на русском языке, затем на

Англоязычные публицистические тексты несут в себе необходимый объем и смысл...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Лексические черты публицистического стиля | Статья в журнале...

публицистический стиль, газетно-публицистический стиль, газетный текст, слово, публицистика, употребление слова, переносное значение, яркая оценочная окраска, DEMO, выражение оценки.

Задать вопрос