Особенности субъективного восприятия времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 14.05.2016

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Косолапова, К. Н. Особенности субъективного восприятия времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью / К. Н. Косолапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1357-1362. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29916/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются особенности восприятия психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов, на основе результатов, полученных с помощью методики семантического дифференциала времени. Проведен анализ выраженности факторов восприятия времени среди исследуемых выборок, а также рассмотрены особенности взаимосвязи некоторых факторов внутри каждой из исследуемых групп. Выделены различия в оценке активности, эмоциональнойокраски времени, величины и ощущаемости времени у педагогов различной формы занятости.

Ключевые слова: психологическое время, восприятие времени, педагогическая деятельность, педагоги-репетиторы, педагоги государственных учреждений.

Отличительной особенностью психологического времени является его субъективность. В субъективном пространстве длительность времени является переменной величиной: переживание длительности времени зависит от ряда факторов социальной и душевной жизни субъекта, под влиянием которых психологическое время может ускорять или замедлять свой ход, становиться насыщенным, емким, ярким или пустым, тянущимся и замирающим [3].

Е. И. Головаха и А. А. Кроник в рамках причинно-целевой концепции психологического времени личности отмечают, что психологическое время формирует непосредственное переживание и концептуальное осмысление объективных временных отношений между событиями различного масштаба [2, с.41].

Особенности психологического времени влияют не только на саму структуру личности, но и также на отдельные ее аспекты повседневного взаимодействия с окружающим миром. Рассматривая сущность и особенности деятельности педагогов, необходимо отметить, что педагогическая деятельность требует от профессионала определенного уровня компетентности в организации собственного времени, которая, в первую очередь, определяется особенностями субъективного восприятия времени личностью.

На современном этапе развития общества педагогическая деятельность в сфере образования представлена в виде двух основных направлений: в рамках государственной образовательной системы и частной педагогической практики. Осуществление педагогической деятельности в организации и как индивидуального предпринимателя предполагает и различную организацию времени профессиональной деятельности. В связи с этим мы полагаем, что у педагогов разной формы занятости (государственных образовательных учреждений и занимающихся частной педагогической деятельностью) существуют различия в субъективном восприятии времени.

Для решения поставленной задачи были привлечены педагоги, работающие в государственных образовательных учреждениях (n=20) и педагоги-репетиторы (n=20) в возрасте от 35 до 50 лет, имеющие общий стаж педагогической деятельности от 10 лет. В качестве инструмента исследования использовалась «Методика семантического дифференциала времени» (СДВ) Л. И. Вассермана, О. Н. Кузнецова, В. А. Ташлыкова. Методика содержит 25 полярных шкал, на основе которых выделено 5 факторов: активность времени; эмоциональная окраска времени; величина времени; структура времени; ощущаемость времени. На каждой шкале полярные значения представлены прилагательными-антонимами, в известной мере метафорически характеризующими время. Оценка значения понятия по шкалам СДВ испытуемым позволяет поместить время в точку семантического пространства, оценить понятийные структуры испытуемых, например «прошлое», «настоящее» и «будущее». При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в зависимости от его индивидуального опыта и эмоционального состояния [1].

В результате обработки данных нами были получены средние значения по указанным факторам внутри каждой из выборок. На рис.1 представлены средние значения по факторам психологического времени в выборках педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов в рамках оценки настоящего времени.

Рис. 1. Средние значения по факторам психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов при оценке настоящего времени

Можно отметить, что в отношении большинства из рассматриваемых факторов в выборке педагогов-репетиторов отмечаются наиболее высокие показатели, и только по двум факторам наблюдается иная ситуация — в отношении фактора активности и структуры времени. Оценка достоверности различий проводилось с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты статистического сравнения данных показали различия в показателях по фактору активности времени (t=4,5) у педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов статистически значимы на уровне p=0,01. На основании этого, можно сделать вывод о том, что время у педагогов государственных учреждений отличается наибольшей активностью, насыщенностью и наполненностью. Это может быть связано с тем, что профессиональная деятельность педагогов государственных учреждений регламентирована планами работ, в соответствии с которыми осуществляется вся профессиональная деятельность. Педагоги, осуществляющие частную профессиональную деятельность, могут самостоятельно простраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся объемом работы. Так, если у педагогов государственных учреждений заказчиком на оказание услуг является государство и стандарт образования, то у педагогов-репетиторов в этой роли выступают частные лица с конкретными образовательными и педагогическими запросами. Именно поэтому педагоги государственных учреждений стабильно обеспечены определенным объемом работы, что определяет переживания времени как более активное, динамичное. Педагоги-репетиторы способны чувствовать активность времени только тогда, когда существует определенный объем работ, при выполнении которого чувствуется наполненность и динамичность времени.

По фактору эмоциональной окраски времени отмечается, что в выборке педагогов-репетиторов показатели по данному фактору в 5 раз выше, чем в выборке педагогов государственных учреждений. С помощью статистического анализа были выявлены различия поданной шкале (t=4,8) на уровне p=0,01. При анализе индивидуальных показателей педагогов государственных учреждений было отмечено, что у некоторых исследуемых данной выборки имеются отрицательные значения по данному фактору, что свидетельствует о восприятии времени как печального, тревожного, серого и туманного. Такое представление характерно для лиц с выраженной внутренней напряженностью, неудовлетворенностью актуальной ситуацией, возможно, депрессивным состоянием [1]. Одновременно с этим, среди педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью, отрицательных значений по данному фактору времени не выявлено. Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что педагоги-репетиторы получают наибольшее эмоциональное удовлетворение в процессе осуществления профессиональной деятельности, чем педагоги государственных образовательных учреждений.

Кроме этого, необходимо отметить, что при оценке взаимосвязи показателей по факторам времени у педагогов-репетиторов с помощью ранговой корреляции Спирмена была выявлена статистически значимая взаимосвязь фактора «активность» и фактора «эмоциональная окраска» (rs=0,49 при р=0,05). На основании этого можем утверждать, что именно определенный уровень активности времени способен придавать данным испытуемым положительный эмоциональный окрас психологическому времени.

В отношении фактора величины времени также отмечается, что у педагогов-репетиторов показатели по данному фактору (М=5,8) намного выше, чем у педагогов государственных учреждений (М=1,6), обнаружены статистически значимые различия (t = 4.9 при p=0,01). При низких показателях по данному фактору можно говорить о более низком мотивационном потенциале и преимущественно негативном эмоциональном состоянии испытуемых. Таким образом, это еще раз подтверждает вывод о том, что среди педагогов государственных учреждений наиболее часто отмечается негативное эмоциональное состояние в процессе выполнения профессиональной деятельности.

При оценке взаимосвязи показателей по факторам времени с помощью ранговой корреляции Спирмена у педагогов государственных учреждений была выявлена статистически значимая взаимосвязь фактора «активность» и фактора «величина времени» (rs= -0,721 при р=0,01). Связь сильная, обратная. Данный факт свидетельствует о том, что при наличии высоких показателей по фактору «активность» у педагогов государственных учреждений отмечаются низкие показатели по фактору «величина». Таким образом, педагоги государственных учреждений при высокой насыщенности и активности деятельности усматривают во внешних и внутренних условиях труднопреодолимые препятствия для удовлетворения актуальных потребностей, что может приводить к потере смысловой наполненности и личностной значимости происходящего в настоящем времени.

Фактор структуры времени отражает степень преобладания у испытуемых ощущения прогнозируемости жизненных ситуаций, структурированности, подконтрольности событий, а также относительной логической стройности внутренней жизни. В отношении данного фактора в средних значениях имеются незначительные различия в исследуемых выборках. В результате статистического сравнения показателей по данному фактору у педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов значимых различий не обнаружилось.

По фактору ощущаемости времени отмечается, что у педагогов-репетиторов средний показатель более чем в 4 раза превышает аналогичный показатель по данному фактору среди педагогов государственных учреждений, обнаружены статистически значимые различия (t = 6.7 при p=0,01). Данный фактор характеризует степень выраженности психологической связи обследуемого с соответствующим периодом времени, вовлеченность в актуальные события жизни. Так, у педагогов государственных учреждений отмечаются низкие показатели по данному фактору, что свидетельствует о нарушении психологической связи обследуемого с действительностью, которое сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию, потерей ощущения личностной значимости происходящего [1]. У педагогов-репетиторов в большинстве своем отмечаются высокие показатели по данному фактору, что говорит о высокой чувствительности в отношении реальности при значительной «ощущаемости» психологического времени, об ощущении испытуемыми себя активными участниками происходящего. Это может объясняться тем, что педагоги, осуществляющие частную педагогическую деятельность, обладают наибольшей самостоятельностью и свободой выбора, которую осознают, это и помогает им полноценно вовлекаться в процесс педагогической деятельности.

Проанализируем также факторы восприятия времени испытуемыми в рамках оценки прошедшего времени (рис.2).

Рис.2. Средние значения по факторам психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов при оценке прошедшего времени

Как видно из рис. 2 показатели факторов времени в рамках оценки прошлого имеют схожую картину, как и при оценке испытуемыми настоящего времени: среди педагогов государственных учреждений отмечается значительное преобладание активности восприятия времени в сравнении с аналогичным показателем у педагогов-репетиторов, а также показатель фактора «структура» является несколько выше, чем у педагогов-репетиторов. Показатели факторов «Эмоциональная окраска времени», «Величина времени», «Ощущаемость времени» среди педагогов-репетиторов в оценке прошедшего времени являются выше аналогичных показателей среди педагогов государственных учреждений.

В рамках прошедшего времени мы также проанализировали наличие значимых взаимосвязей показателей по факторам времени с помощью ранговой корреляции Спирмена. Среди педагогов государственных учреждений была выявлена статистически значимая взаимосвязь фактора «активность» и фактора «величина времени» (rs= -0,758 при р=0,01). Так же, как и при оценке факторов в настоящем времени, данная взаимосвязь является сильной и обратной, т. е. при наличии высоких показателей по фактору «Активность» у педагогов государственных учреждений отмечаются низкие показатели по фактору «Величина». Таким образом, как в настоящем, так и в прошлом времени педагоги государственных учреждений воспринимают время как активное и насыщенное, испытывая одновременно с этим ощущение недостатка «пространства» в психологическом времени, что является следствием некоторой внутренней скованности и фрустрированности.

В выборке педагогов-репетиторов нами была выявлена статистически значимая взаимосвязь таких факторов времени как «Величина» и «Ощущаемость» (rs= -0,523 при р=0,05). Связь средняя, обратная. Таким образом, при высоких показателях по фактору «Величина» у педагогов-репетиторов отмечаются более низкие показатели по фактору «Ощущаемость времени». Педагоги-репетиторы, испытывая ощущение внутренней свободы, не переживая давления внешних факторов, способных блокировать удовлетворение актуальных потребностей, склонны к переживанию нарушения психологической связи с действительностью, недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию прошлого. Иными словами, педагоги-репетиторы, оценивая прошлые результаты своей деятельности через категории времени склонны переживать состояние недостаточной включенности в актуальные ситуации прошлого, при том что объем времени был достаточным. Это может быть связано с тем, что педагоги-репетиторы, обладая наибольшим запасом времени склонны нерационально его использовать, не включаться в ситуацию полноценно, оставаясь «сторонним наблюдателем за собственной жизнью».

Далее обратимся к анализу факторов восприятия времени испытуемыми исследуемых выборок в рамках оценки будущего времени (рис.3).

Рис. 3. Средние значения по факторам психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов при оценке будущего времени

Как видно из рис.3, активность времени в будущем педагоги государственных учреждений оценивают значительно выше, чем педагоги-репетиторы. В отношении структуры времени педагоги государственных учреждений оценивают данный фактор в будущем несколько выше, чем репетиторы. Таким образом, можем сделать вывод, что педагоги государственных учреждений уверены в насыщенности своей профессиональной деятельности в будущем, а также имеют более ясные и упорядоченные представления о будущем, чувствуют наибольшее преобладание структурированности событий, чем педагоги-репетиторы.

В отношении фактора эмоциональной окраски времени можем отметить, что педагоги государственных учреждений прогнозируют на будущее снижение показателя по данному фактору. Это свидетельствует о пессимистическом взгляде в будущее, о снижении удовлетворенности от результатов собственной деятельности. Среди педагогов-репетиторов снижения по данному фактору не наблюдается. Кроме этого, у педагогов государственных учреждений при оценке фактора «Величина времени» в будущем времени, отмечаются отрицательные показатели. Данное обстоятельство снова подтверждает факт ожидания негативного будущего у данной категории испытуемых, которое будет проявляться в острой нехватке времени, низком мотивационном потенциале и преимущественно негативном эмоциональном состоянии.

По фактору ощущаемости времени у педагогов государственных учреждений также отмечаются отрицательные показатели в рамках оценки будущего времени. Данный факт свидетельствует о том, что испытуемые данной группы ожидают в будущем нарушение у себя психологической связи с действительностью, которое может быть сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию.

Так, в целом можно говорить о том, что педагоги государственных учреждений имеют по большей части негативные ожидания о будущей профессиональной деятельности в категориях времени: прогнозируют негативную эмоциональную окраску времени, недостаток величины времени и его ощущаемости.

По результатам оценки показателей испытуемых полученных при помощи методики семантического дифференциала времени, нами выявлены некоторые особенности субъективного восприятия психологического времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью. Так, основными особенностями восприятия времени у педагогов-репетиторов мы можем назвать низкую активность времени, позитивную эмоциональную окраску времени, большой объем времени и достаточно высокую степень ощущаемости времени. С повышением уровня активности времени у педагогов-репетиторов отмечается наиболее высокий (положительный) эмоциональный окрас психологического времени. Педагоги-репетиторы, оценивая прошлые результаты своей деятельности склонны переживать состояние недостаточной вовлеченности в актуальные ситуации прошлого, при достаточном объеме (величине) времени.

Педагоги государственных учреждений характеризуются такими особенностями восприятия времени как высокая активность времени, негативная эмоциональная окраска времени (особенно в рамках оценки будущего), дефицит величины и ощущаемости времени. Как в рамках настоящего, так и прошедшего времени у педагогов государственных учреждений при высокой насыщенности и активности деятельности отмечается ощущение труднопреодолимых препятствий для удовлетворения актуальных потребностей.

Таким образом, на основе представленных результатов можно сделать вывод, что у педагогов разной формы занятости (государственных образовательных учреждений и занимающихся частной педагогической деятельностью) существуют различия в субъективном восприятии времени, что может оказывать значительное влияние на отдельные аспекты процесса организации профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Вассерман Л. И., Кузнецов О. Н., Ташлыков В. А. и др. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей. — СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. 2005. — 43 c.
  2. Головаха Е. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути: техника каузометрии // Мотивация личности: феноменология, механизмы и закономерности формирования. — М.: НИИ общ. педагогики АНП СССР, 1982. — С. 99–108.
  3. Ральникова И. А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научного психологического исследования // Известия Алтайского Государственного Университета. — 2001. — № 2. — С. 15–21.
Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, педагог, психологическое время, время, показатель, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, активность времени, психологическое время педагогов, частная педагогическая деятельность.


Ключевые слова

психологическое время, Педагогическая деятельность, восприятие времени, педагоги-репетиторы, педагоги государственных учреждений., педагоги государственных учреждений

Похожие статьи

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности...

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, положительное отношение, социально-психологическое взаимодействие, педагог, трудовая активность, показатель удовлетворенности...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Профессиональная деятельность педагога в школе. Автор: Станченко Елена Николаевна.

В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Состояние психолого-педагогической адаптации педагогов...

Актуальность проблемы формирования психолого-педагогической адаптации педагогов, приступающих к профессиональной деятельности заключается в том, что модернизация образовательной системы Российской Федерации поставила перед школой целый ряд новых...

Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Основные направления профессиональной деятельности психолога в учреждении системы образования (психодиагностика, психологическая помощь и реабилитация, психологическое консультирование, психологическое просвещение, профилактическая работа...

Исследовательская деятельность как одна из форм...

Истинная исследовательская деятельность будет присутствовать в профессиональной деятельности педагога лишь в том случае, если у него сформирована мотивация к ней.

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

социальный педагог, профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность, социальная сфера, профессиональное самосознание, социальная работа...

Система формирования профессионально-педагогической...

профессионально-педагогическая направленность, профессиональная направленность, педагогическая направленность, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, процесс формирования...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Требования к профессиональной деятельности педагога. его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области...

Похожие статьи

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности...

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, положительное отношение, социально-психологическое взаимодействие, педагог, трудовая активность, показатель удовлетворенности...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Профессиональная деятельность педагога в школе. Автор: Станченко Елена Николаевна.

В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Состояние психолого-педагогической адаптации педагогов...

Актуальность проблемы формирования психолого-педагогической адаптации педагогов, приступающих к профессиональной деятельности заключается в том, что модернизация образовательной системы Российской Федерации поставила перед школой целый ряд новых...

Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Основные направления профессиональной деятельности психолога в учреждении системы образования (психодиагностика, психологическая помощь и реабилитация, психологическое консультирование, психологическое просвещение, профилактическая работа...

Исследовательская деятельность как одна из форм...

Истинная исследовательская деятельность будет присутствовать в профессиональной деятельности педагога лишь в том случае, если у него сформирована мотивация к ней.

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

социальный педагог, профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность, социальная сфера, профессиональное самосознание, социальная работа...

Система формирования профессионально-педагогической...

профессионально-педагогическая направленность, профессиональная направленность, педагогическая направленность, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, процесс формирования...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Требования к профессиональной деятельности педагога. его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области...

Задать вопрос