Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петров, А. В. Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов / А. В. Петров, Н. В. Рябинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29414/ (дата обращения: 19.04.2024).



За последние годы произошли изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронувшие многие существовавшие ранее тенденции и закономерности. В первую очередь это изменение структуры внешнеторгового оборота, перечня стран — основных торговых партнеров России, логистики движения товаров и сокращение объемов таможенного декларирования товаров.

К основным факторам, обусловившим указанные изменения, можно отнести следующие: влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций, корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). В этих условиях задача повышения эффективности таможенного контроля, в том числе таможенного контроля после выпуска товаров, уровня собираемости таможенных платежей, становится предельно актуальной.

Степень разработанности проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров(далее — ТК ПВТ) за последние годы достаточно высока: исследование теоретических, организационно-правовых и других вопросов ТК ПВТ осуществляли О. В. Грачев [5], Е. В. Трунина [8; 9], С. Б. Толстая [7] и другие авторы [1; 2; 4].

Таможенный контроль после выпуска товаров — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а так же при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, путем проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в т. ч. с использованием системы управления рисками (далее — СУР), на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле [10, с. 8].

Организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров возложены на: подразделения ТК ПВТ (уполномоченные подразделения), подразделения, наделенные в соответствии с положениями нормативных правовых актов по проведению таможенного контроля (функциональные подразделения).

В настоящее время структура Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России) включает в себя следующие уполномоченные подразделения:

 в Центральном Аппарате ФТС России — Главное управление ТК ПВТ;

 в региональных таможенных управлениях (далее — РТУ) — службы ТК ПВТ;

 в таможнях — отделы ТК ПВТ.

В компетенцию уполномоченных подразделений входят организация и проведение ТК ПВТ по всем направлениям противодействия использования схем и способов уклонения от уплаты таможенных платежей, налогов и иных платежей, возложенных на таможенные органы и (или) несоблюдение запретов и ограничений, в том числе: недостоверное заявление базы исчисления таможенных платежей, занижение суммы таможенных платежей, заявление недостоверных сведений о стране происхождения, предоставление недействительных документов и др.

Анализ имеющейся информации указывает на необходимость дальнейшего развития таможенного контроля в части оптимизации организационно-штатной структуры и функций структурных подразделений, которые в настоящее время могут заключаться в увеличении штатной численности уполномоченных подразделений, а также исключении дублирования проверочных мероприятий при осуществлении ТК ПВТ структурными подразделениями.

В основе организации ТК ПВТ лежит выбор объектов. От выбора объектов напрямую зависит результативность проверочных мероприятий. Определение объектов для таможенных проверок проводится с использованием СУР на основании собственной аналитической работы подразделений ТК ПВТ, информации, поступающей от функциональных подразделений таможенных органов в форме информационно-аналитических справок (далее — ИАС), информации правоохранительных подразделений таможенных органов, а также информации иных государственных и контролирующих органов [3].

Проводя оценку результатов ТК ПВТ, следует проанализировать показатели деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов.

Рассматривая динамику таможенных проверок, отметим, что общее количество таможенных проверок, проводимых таможенными органами после выпуска товаров с 2012 по 2014 год, имело тенденцию к увеличению (рис. 1).

Рис. 1. Динамика таможенных проверок

Однако нельзя не заметить факт, что количество таможенных проверок практически одинаков в 2013 и 2014 годах, хотя в планах на 2014 год было запланировано значительно больше, чем они есть на самом деле. Равенство в количестве проверок, а так же их снижение в 2015 году ниже уровня 2012 года свидетельствует в первую очередь о существенном сокращении внешнеторгового оборота и ликвидации участников ВЭД — объектов проведения таможенных проверок.

Низкие показатели таможенных проверок связаны с количеством выпуска деклараций таможенными органами (рис. 2), а также сокращения количества участников ВЭД (рис. 3).

Рис. 2. Динамика выпущенных таможенных деклараций за 2013–2015 гг.

Рис. 3. Количество участников ВЭД в 2013–2014 г.

Динамика изменения доли и количества результативных проверок в разрезе оснований их назначения свидетельствует о том, что произошло перераспределение ресурсов по отработке поступающей информации от функциональных и правоохранительных подразделений. Именно здесь мы можем отметить эффективную работу и скооперированность действий подразделений, как уполномоченных, так и функциональных.

Сложившаяся ситуация в стране, а также на мировом рынке и в международной торговле оказала значительное влияние на поступления в бюджет (рис. 4), однако этот фактор наиболее явно показывает нам, что, несмотря на такое сокращение в 2015 по сравнению с предыдущими тремя годами, эффективность работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров высока, что обуславливается устойчивым ростом сумм доначисленных и взысканных таможенных платежей (рис. 5).

Рис. 4. Поступление платежей в Федеральный бюджет, млрд руб.

Отметим, что данному росту не помешало сокращение уже проанализированных нами таких показателей, как: проведения таможенных проверок, выпуск деклараций, число участников ВЭД.

Рис. 5. Доначисленные и взысканные суммы таможенных платежей, млрд руб.

Динамика изменения доли и количества результативных проверок в разрезе оснований их назначения свидетельствует о том, произошло перераспределение ресурсов по отработке поступающей информации от функциональных и правоохранительных подразделений. Именно здесь мы можем отметить высокую результативность таможенного контроля после выпуска товаров.

Рассмотрев динамику возбуждения административных правонарушений (далее — АП) и уголовных дел, можно увидеть, что число выявленных АП сокращается, а число уголовных дел растет (рис. 6 и рис. 7).

Рис. 6. Дела об АП, шт.

Рис. 7. Уголовные дела, шт.

Значительное увеличение числа уголовных дел объясняется возобновлением уголовного преследования контрабанды ряда товаров после их включения в перечень стратегически значимых товаров и ресурсов — такая тенденция наблюдается с 2013 года, что объясняет изменение графиков.

Проведенный анализ позволяет отметить работу таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров как эффективную, а сам таможенный контроль — признать результативным. Так же следует отметить, что в 2013 году и начале 2014 года проблемным вопросом было низкое качество поступающих в подразделения ТК ПВТ информационно-аналитических справок (далее — ИАС). Это существенно отражалось на эффективности работы подразделений. В настоящее время наблюдается устойчивая положительная динамика в части улучшения качества поступающих ИАС. В текущем году 86 % из общего числа рассмотренных ИАС были признаны целесообразными.

Результативность таможенных проверок по ИАС в целом по ФТС России также достаточно высока и составляет порядка 82–83 % при установленном значении результативности таможенных проверок 76–78 % [6].

Так, на основании результатов ТК ПВТ в 2013–2015 годах разработано и утверждено 412 профилей рисков (три общероссийских, 38 региональных, 127 зональных и 244 целевых). Они предусматривают применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля.

В перспективе, также имеются планы по дальнейшему развитию подразделений ТК ПВТ, для повышения контрольных показателей, характеризующих деятельность работы уполномоченных подразделений ТК ПВТ.

Литература:

  1. Абакумов Л. Л., Абакумова Л. Л. Таможенный контроль после выпуска товаров // Новые задачи экономики и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан. Уфа, 2014. С. 6–12.
  2. Агапова А. В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014.№ 4. С. 7–13.
  3. Басарева К. В., Коварда В. В., Минакова И. В., Цуканова Н. Е. Таможенный контроль после выпуска товаров. СПб., 2014.
  4. Власов Д. Г. Критерии выбора объектов выездной таможенной проверки в зависимости от степени риска нарушения таможенного законодательства // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 121–127.
  5. Грачев О. В. Проблемные вопросы таможенного контроля после выпуска товаров // Юрист. 2008. № 11. С. 13–15.
  6. Селезнев В. Доверяй и проверяй [Электрон. ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21867:-------------q--q---qq---20--2015-&catid=26:2011–01–24–14–45–21&Itemid=1830 (дата обращения: 20.02.2016).
  7. Толстая С. Б. Таможенный контроль после выпуска и аудит внешнеэкономической деятельности предприятия (таможенный аспект): сравнительный анализ // Право и экономика. 2013. № 1. С. 59–64.
  8. Трунина Е. В. Таможенная проверка — новая форма таможенного контроля // Российская юстиция. 2011. № 1.
  9. Трунина Е. В. Таможенная проверка и таможенная ревизия: сравнительно-правовой анализ // Налоги (газета). 2010. № 20.
  10. Тунтаев Р. И., Трубицын К. В., Чекушкин Е. В. Таможенный контроль после выпуска товаров. — СПб.: ИЦ «Интерме-дия», 2015. 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, выпуск товаров, проверка, орган, подразделение, подразделение ТК, Россия, внешнеторговый оборот, внешняя торговля, выпуск деклараций.


Похожие статьи

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория, таможенная граница, внешнеторговая деятельность, выпуск товаров, реальное время, внешняя торговля.

Совершенствование методов таможенного контроля после...

таможенный контроль, выпуск товаров, аналитическая работа, орган, лицо, Российская Федерация, дальнейшее развитие, таможенная проверка, таможенное декларирование, нормативно-правовое регулирование.

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению...

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского таможенного управления в 2015 году проведено 1 414 проверочных мероприятий, из них 601 в форме таможенной проверки (табл. 1). Таблица 1.

Исследование особенностей деятельности таможенных органов...

Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов.

Направления совершенствования таможенного контроля после...

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование; перемещение товаров через таможенную границу; проверочные мероприятия; таможенный контроль; таможенная проверка; таможенный контроль после выпуска товаров.

Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты

В настоящее время одним из перспективных направлений деятельности таможенных органов является перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап контроля после выпуска товаров.

Становление института таможенного контроля после выпуска...

Рис. 1. Место таможенного контроля после выпуска товаров в таможенном регулировании. Современные тенденции развития внешнеторговых связей вынуждают таможенные органы сместить акцент с текущего контроля на таможенный контроль после выпуска товаров...

Таможенный контроль и его роль в углублении международного...

Ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, несомненно, должно привести к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Похожие статьи

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория, таможенная граница, внешнеторговая деятельность, выпуск товаров, реальное время, внешняя торговля.

Совершенствование методов таможенного контроля после...

таможенный контроль, выпуск товаров, аналитическая работа, орган, лицо, Российская Федерация, дальнейшее развитие, таможенная проверка, таможенное декларирование, нормативно-правовое регулирование.

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению...

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского таможенного управления в 2015 году проведено 1 414 проверочных мероприятий, из них 601 в форме таможенной проверки (табл. 1). Таблица 1.

Исследование особенностей деятельности таможенных органов...

Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов.

Направления совершенствования таможенного контроля после...

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование; перемещение товаров через таможенную границу; проверочные мероприятия; таможенный контроль; таможенная проверка; таможенный контроль после выпуска товаров.

Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты

В настоящее время одним из перспективных направлений деятельности таможенных органов является перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап контроля после выпуска товаров.

Становление института таможенного контроля после выпуска...

Рис. 1. Место таможенного контроля после выпуска товаров в таможенном регулировании. Современные тенденции развития внешнеторговых связей вынуждают таможенные органы сместить акцент с текущего контроля на таможенный контроль после выпуска товаров...

Таможенный контроль и его роль в углублении международного...

Ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, несомненно, должно привести к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Задать вопрос