Возрождение национально-духовных и общечеловеческих ценностей — необходимое условие строительства демократического общества в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 9248 раз

Библиографическое описание:

Нуруллаева, Н. К. Возрождение национально-духовных и общечеловеческих ценностей — необходимое условие строительства демократического общества в Узбекистане / Н. К. Нуруллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 940-942. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29508/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается место и роль национально-духовных и общечеловеческих ценностей в строительстве демократического общества в Узбекистане.

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества.

История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению. Насколько больше мы будем изучать историю, настолько больше будем получать практических рекомендаций для нашей сегодняшней духовности, для идейных реформ. Не связано ли высказывание великого А. Навои: «Если хочешь быть свободным, веди себя свободно с сегодняшней действительностью». Или еще один пример: одна отрасль среднеазиатской медицины называлась — «духовная медицина». Под названием «духовная медицина» создали и оставили нам свои книги такие известные ученые как Ал-Кинди (800–860), Абу Бакр АрРозий (865–925), Аб ал-Фарах Абу ар Рахман ибн Жавзий (умер 1201 году), Абу Исхак Ироим ибн Юсуф Аш-Шерозий (смерть 1093 г.). Если медицина тела занималась предупреждением и лечением болезней, связанных с телом человека, то духовная медицина — освобождением сознания человека от недостатков, совершенствованием человеческих качеств.

Укрепление независимости ставит пред собой решение ряда проблем и задач в сфере политической, экономической, культурной, духовной жизни общества. Такие великие задачи и ответственность требуют от нашего народа с одной стороны полное понимание процесса духовного обновления, с другой опоры на нее, в строительстве демократического общества. Поэтому творческое изучение наследия наших великих мыслителей, внесших достойный вклад в развитие мировой цивилизации стало в годы независимости жизненной необходимостью. Изучение наследия Имама Бухари, Ат-Термизи, Бахоуддина Накшбанди, Яссави, Ибн-Сино, Аль-Хорезми, Ахмада Фергани, Беруни, Амира Темура, Улугбека, Навоий, Бабура, Абдуллы Кадири, Чулпана, Фитрата, Бехбуди, Усмана Насыра составляет национально-духовную основу создаваемого в стране демократического общества. Гуманист XX века А. Швейцер говорил «среди сил, формирующих реальную действительность, на первом месте стоит духовность. Мы сегодня живем в эпоху великих возможностей. Однако препятствия и опасности на пути их осуществления реально существуют». Для последовательного проведения реформ во всех сферах жизни общества, должны произойти коренные изменения в сознания людей. Без этого мы не сможем решать все новые и новые проблемы которые возникают в процессе исторического развития. Говоря словами нашего Президента И. А. Каримова: «Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, ценностей в сознании людей». Не обновляя общество в духовном отношении, не изменяя мировоззрение людей нельзя добиться построения демократического общества, перейти на рыночную экономику, вообще, достичь какого — либо прогресса. В книге И. А. Каримова «Узбекистан свой путь обновления и прогресса» выделяются 4 основы духовно -нравственного развития:

‒ Преданность общечеловеческим ценностям

‒ Укрепление и развитие духовного наследия нашего народа

‒ Свободное проявление человеком своих возможностей

‒ Патриотизм

Эти понятия не отделимы друг от друга, являются крепкой основой строительства демократического общества в Узбекистане. С первых дней независимости важнейшей нашей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течении многих веков создавалось нашими предками. Мы вернулись к своей религии и языку, заново возрождаются национальные обычаи и традиции, все богатства, имеющие отношение к духовности человека. Духовно — нравственное воспитание является важным условием создания демократического общества Узбекистана. Только тогда, когда люди будут связаны узами духовности, могут стать народом, нацией. Потому, что духовность — это такая могучая внутренняя сила, которая призывает человека к духовному очищению и совершенству, обогащает внутренний мир человека, укрепляет его веру и убеждение, пробуждает его совесть. Связь демократических преобразований, происходящих в Узбекистане с духовным обновлением общества, является общим богатством всех народов, проживающих в Узбекистане. В период, когда мы определили нашей целью построение гражданского общества в стране, задачи овладения демократическими принципами, повышения общественно — политической активности граждан, осуществления на деле свободы личности, совершенствования многопартийной системы на основе демократических принципов, поэтапная передача некоторых полномочий органов государственного управления общественным организациям и органам самоуправления, соединяются с духовностью, воплотившей в себе общечеловеческие ценности.

Только тогда, когда сформированные в развитых странах мира основные ценности демократического и гражданского общества, как власть народа, политика, направленная на защиту интересов граждан, опора на волю большинства при принятии решений, уважении прав меньшинств, гарантированность соблюдения прав человека, внедрение системы свободных и справедливых выборов, равенство всех перед законом, общественный контроль над деятельностью органов власти, превратятся в органическую и неотделимую часть политической культуры каждого гражданина, только тогда строительство демократического общества превратится в реальную действительность.

Для процветания Родины, в первую очередь, должны быть проведены духовно — нравственные реформы. Эту задачу может выполнить руководитель, обладающий нравственными качествами.

Следовательно, для осуществления демократических преобразований в обществе духовность должна стать главной опорой политики. Поэтому создавать основы демократического общества могут — словами И. А. Каримова — честные, добросовестные руководители. Составной частью создания основ гражданского общества является работа по постоянному совершенствованию личности в сфере духовности и просвещения. Это жизненная правда должна превратиться в принцип которого мы должны постоянно придерживаться, стать основой и условием развития общества, воплотить в себе целостную систему. В центре этой системы должны стоять такие бессмертные ценности как духовность, нравственность, просвещение. Духовность имеет место в психики человека. Поэтому, это понятие, в первую очередь, связано с отдельно взятой личностью. Однако человек, вне общества, теряет свою человеческую сущность. В этом плане духовность имеет общественное содержание. Только тогда, когда человек будет чувствовать себя частицей народа, будет трудится и жить думая о нем, соединится с духовностью. Следовательно, если каждый человек не будет уделять серьезного внимания своему образу жизни, отношениям с другими людьми, очень трудно будут решаться какие-либо проблемы в обществе.Необходимо подчеркнуть, что хорошо сохранились и укрепились тысячелетние национальные традиции, а также духовные и общечеловеческие ценности в сознании людей.

Политические взгляды и философские мысли о духовно нравственной личности появились не сегодня. Их исторические корни упираются в творческие, философские учения мыслителей Востока. Изучение исторического процесса развитых демократических государств показывает, что ни одно общество, не воспитав гармонично развитое поколение, не сможет достичь поставленных перед собой великих целей. В первую очередь о государстве узнают по его высококультурным, духовно совершенным людям. Свое отношение к этой проблеме наш Президент определил следующим образом: «Мы должны воспитать здоровое поколение. Под здоровым поколением понимается не только физически здоровые, а воспитанные в духе восточной нравственности и общечеловеческих идей люди». Наши древние потомки выработали целый кодекс восточной нравственности. Под гармонично развитой личностью мы, в первую очередь, понимаем людей высоко сознательных, умеющих самостоятельно мыслить, являющихся, своим поведением, примером для других, просвещенных людей. Сознательных, знающих людей нельзя обмануть различными небылицами. Они каждую вещь будут взвешивать на весах разума. Если человек все свои мысли, выводы будет рассматривать на основе логики, логического мышления, то он будет совершенным. Воспитание таких гармонично — развитых людей — объективная необходимость, связанная с сохранением и укреплением независимости. Следовательно, будущее нашей страны, судьба демократических преобразовании зависит от сознания всего народа, уровня его духовности. Если психика человека будет здоровой и он познает самого себя, то превратиться в личность. Человек, поднявшись на уровень личности, т. е. имея самостоятельное мышление, мировоззрение, становится активным создателем и защитником демократии, а не простым потребителем его плодов. «Только в этом случае будет возможно создать основы демократического гражданского общества, обеспечить права и свободы человека».

На сегодняшний день возвращены народу духовное наследие, обычаи, традиции, ценности, историческая память, являющиеся основой национального возрождения и развития, созданы условия для направления этих богатых возможностей, всех материальных и духовных богатств, на создание в Узбекистане демократического правового общество

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2003г.
  2. Каримов И. А. «Основные принципы общественно — политического и экономического развития Узбекистана. Родина священна для каждого». Т.3. Т., «Узбекистан», 1999г., стр. 3–48.
  3. Каримов И. А. «Независимость и духовность». Т.1994г.
  4. Каримов И. А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Т. «Узбекистан», 1997г. стр. 131–181.
  5. Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». Т. «Узбекистан», 1998г., стр. 305–327.
  6. Наша главная цель — демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад Президента РУз И. А. Каримова на совместном заседании законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. (28 января 2005г.)
  7. А. Т. Азизхонов, А. П. Ефимова. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.Университет.2005 г.
  8. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.
Основные термины (генерируются автоматически): демократическое общество, Узбекистан, гражданское общество, духовность, ценность, восточная нравственность, духовное наследие, здоровое поколение, психика человека, реальная действительность.


Ключевые слова

гражданское общество, Узбекистан, общечеловеческие ценности, национально-духовные ценности, демократизация и обновление общества., демократизация и обновление общества

Похожие статьи

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили

И действительно эти три основы духовного состояния человека должны присутствовать в его миропонимании всегда.

Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1993.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству.

В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования.

Построение демократического общества: опора на...

В таком обществе духовное совершенство человека должно быть высоким.

Демократия по своему коренному значению — есть свободное гражданское общество.

Демократическое обществообщество гласности, это здоровая среда, где главенствует разнообразие мнений.

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Интеллектуальное, духовное и физическое воспитание молодого поколения является

В связи с открытием Института по изучению гражданского общества в его структуре начал

Однако в нашем обществе еще есть силы, стремящиеся сбить молодых людей с истинного...

Духовность и общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

С достижением независимости Узбекистана вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. В узбекском языке есть понятия «духовность человека», «духовность народа», «духовность общества»...

Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими...

Духовность не только развивает личность, общество и нацию, она развивается вместе с ними.

Таким образом, под духовностью сегодня мы понимаем систему ценностей человека, общества

Духовность — это прочная основа воспитания гармоничного поколения.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

подрастающее поколение, развитая личность, духовность, ценность, высокая духовность, демократическое общество, молодое поколение, узбекский народ, Узбекистан, Беруни.

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор...

Сфера духовности в Республике Узбекистан признана приоритетной наряду с экономикой, так как построение в Узбекистане правового демократического, гражданского общества не может обойтись без развития духовности.

Роль духовного воспитания в семье и махалле | Статья в журнале...

В Узбекистане основным составляющим общества считается семья.

Духовно и физически здоровая, гармонично развитая личность может формироваться только в семье.

Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. Т.: 2008.

Похожие статьи

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили

И действительно эти три основы духовного состояния человека должны присутствовать в его миропонимании всегда.

Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1993.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству.

В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования.

Построение демократического общества: опора на...

В таком обществе духовное совершенство человека должно быть высоким.

Демократия по своему коренному значению — есть свободное гражданское общество.

Демократическое обществообщество гласности, это здоровая среда, где главенствует разнообразие мнений.

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Интеллектуальное, духовное и физическое воспитание молодого поколения является

В связи с открытием Института по изучению гражданского общества в его структуре начал

Однако в нашем обществе еще есть силы, стремящиеся сбить молодых людей с истинного...

Духовность и общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

С достижением независимости Узбекистана вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. В узбекском языке есть понятия «духовность человека», «духовность народа», «духовность общества»...

Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими...

Духовность не только развивает личность, общество и нацию, она развивается вместе с ними.

Таким образом, под духовностью сегодня мы понимаем систему ценностей человека, общества

Духовность — это прочная основа воспитания гармоничного поколения.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

подрастающее поколение, развитая личность, духовность, ценность, высокая духовность, демократическое общество, молодое поколение, узбекский народ, Узбекистан, Беруни.

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор...

Сфера духовности в Республике Узбекистан признана приоритетной наряду с экономикой, так как построение в Узбекистане правового демократического, гражданского общества не может обойтись без развития духовности.

Роль духовного воспитания в семье и махалле | Статья в журнале...

В Узбекистане основным составляющим общества считается семья.

Духовно и физически здоровая, гармонично развитая личность может формироваться только в семье.

Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. Т.: 2008.

Задать вопрос