Условия формирования экологических знаний младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 02.05.2016

Статья просмотрена: 6999 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева, А. С. Станина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1181-1186. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29427/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Ключевые слова: окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое сознание, начальная школа.

The article describes the main approaches to the formation of theoretical bases of ecological knowledge of schoolers, requirements to mastering the level of environmental knowledge in elementary school.

Keywords: science, ecology, environmental education, environmental knowledge, education, environmental awareness, elementary school.

Человечество стоит перед выбором: глобальные экологические проблемы на Земле или грамотное и правильное сосуществование с окружающей средой. Из этого следует, что перед обществом стоит задача — вырастить экологически грамотного гражданина своей страны. А, значит, акцентировать большее внимание на экологическом развитии детей в школе.

В настоящее время процесс обучения младших школьников необходимо направить на экологическую образованность и культуру детей. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности. И чем раньше мы будем обсуждать с младшими школьниками проблемы экологического характера, тем более естественно и положительно дети в дальнейшем будут воспринимать необходимость грамотного отношения к природе, как неотъемлемую часть своей жизни.

Что такое «экологическое знание»? Значения данного понятия раскрыты в трудах С. Д. Дерябо, О. В. Яковенко, Э. В. Гирусова, А. В. Гусева, В. А. Левина и др. По мнению Медведковой Е. В. «Экологические знания — это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде».

В начальной школе формирование экологических знаний осуществляется на уроках окружающего мира. Сегодня в начальной школе используются следующие курсы: «Зелёный дом» (автор А. А. Плешаков); «Природа и люди» (автор З. А. Клепинина); «Окружающий мир» (авторы Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов); «Мир и человек» (авторы А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан).

Во всех перечисленных программах есть экологическая направленность, в которых преобладают идеи экологической целостности, экологического многообразия природы, а также единства человека и природы.

В последние годы экология пополнилась новыми знаниями, стала наукой, затрагивающей все сферы жизни человечества. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, а, значит, экологическим знаниям, экологической культуре. Чем больше экологически грамотных людей, тем более качественной и продолжительной будет жизнь человека.

Иванова Т. С. считает, что под экологическим образованием подразумевают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды.

На уроках окружающего мира у младших школьников происходит формирование экологических знаний, необходимых для охраны природы. В современных учебниках содержатся знания о конкретных объектах и явлениях природы, о связи между ними, о взаимовлиянии человека и природы, о нормах и правилах поведения вне. В состав экологических знаний входят следующие категории: знания об объектах и явлениях природы, знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязи человека и природы. К 1 категории относятся растения и животные, признаки времён года, живая и неживая природа, полезные ископаемые. Ко 2-й категории относят сезонные изменения в природе, приспособленность организмов к условиям окружающей среды, пищевые связи. 3-я категория включает роль природы в жизни человека, влияние человека на природу, нормы поведения человека в природе.

Велика роль знаний о конкретных объектах и явлениях природы в формировании бережного отношения младших школьников к природе. Без знания, как отдельных представителей живой природы, так и предметов и явлений неживой невозможно правильно использовать и оберегать их, правильно оценивать их роль в природе и жизни человека.

С целью формирования экологических знаний младшие школьники должны систематически включаться в познавательную деятельность по решению экологических проблем. В современном экологическом образовании можно выделить следующие условия формирования экологических знаний:

  1. Создание мотивационной основы формирования экологических знаний младших школьников в познавательной деятельности.

Мотивация как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения, является не только одной из основных компонентов структурной организации познавательной деятельностью, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности.

  1. Формирование экологических знаний младших школьников в ходе теоретической и практической познавательной деятельности.

Данное условие опирается на мобилизацию и активизацию внутренних резервов учащихся, на максимальное погружение их в работу с экологической информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на её основе субъективно новых экологических знаний. Основой данного условия является сотворчество учителя и школьника.

  1. Совершенствование экологических знаний младших школьников в ходе осуществления реальных исследований экологической ситуации своей местности.

Вышеуказанное условие должно реализовываться наглядно: походы, экскурсии и т. д. Совершенствование экологических знаний младших школьников стимулирует самостоятельную познавательную деятельность по исследованию экологической ситуации своего района, города, края.

  1. Использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания.

Для этого младшим школьникам помогают уже имеющиеся знания. На основе старых знаний формируются новые знания. Творческие задания на уроках окружающего мира помогают на основе старых знаний или полученных на уроке формировать и закреплять экологические знания. Причем, творческие знания используются на уроках, а также в целях закрепления в ходе домашнего задания.

Младшие школьники при выполнении творческого задания должны проявлять заинтересованность и увлечённость, что помогает сосредоточить их внимание, развивать память и мыслительные операции, что в дальнейшем способствует наиболее успешному формированию экологических знаний.

  1. Формирование экологических знаний на межпредметной основе. Это обусловлено тем, что на уроках окружающего мира дети получают определенные знания, а на других уроках эти знания закрепляются, что успешно влияет на формирование экологических знаний.
  2. Установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира.Это условие способствует более глубокому осмыслению пройденного материала. Сначала экологические знания формируются и закрепляются на уроках, затем аналогичная по содержанию работа проводится во внеурочной деятельности.

Знания о единстве природы, взаимосвязях природных объектов и явлений подводят учащихся к выводу о необходимости поддерживать природные взаимосвязи, не разрушать их.

В образовательном стандарте определена та сумма знаний, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы по окончании изучения курса Окружающего мира.

К средствам обучения экологическим знаниям можно отнести следующие позиции:

  1. Школьный учебник. Основное место в решении стоящих перед школой экологических задач занимает школьный учебник. В отличие от других средств обучения учебник имеют более сложную структуру и организацию, так как кроме основного содержания, учебная книга включает аппарат в организацию усвоения учебного материала и внетекстовый материал: схемы, таблицы, карты, рисунки, фотографии и т. д. Важнейшим свойством учебника является взаимосвязь всех компонентов его содержания.
  2. Натуральные объекты. Они являются одними из важнейших средств обучения экологическим знаниям. Натуральные объекты делятся на 2 вида: экскурсионные и коллекционные, которые необходимы для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, связях и отношениях. С объектами младшие школьники знакомятся во время обзорных экскурсий и при самостоятельных практических работах и наблюдениях за объектами. В первом случае учитель знакомит учащихся с объектами, рассказывает об их особенностях, обращает внимание на их характерные признаки и т. д. Во втором случае выполняют работу по заданию учителя.
  3. Приборы. Они используются для демонстрации явлений при объяснении нового материала и при выполнении практических работ, опытов.
  4. Печатные пособия: карты, учебные картины, учебные таблицы. Карты широко применяются на уроках окружающего мира. Основное назначение карт — формирование пространственных представлений и понятий о размещении природных объектов и явлений. Учебные картины целесообразно использовать при ознакомлении учащихся с новым материалом. Учебная таблица используют на всех этапах процесса обучения, при объяснении нового материала и проверки знаний учащихся.
  5. Информационные компьютерные технологии. Использование на уроке ИКТ позволяет учителю наглядно и более доступно объяснить учащимся материал или закрепить уже полученные знания.

От формирования экологических знаний зависит успех экологического образования. Экологическое знание — это сохранение в памяти и воспроизведение экологических понятий, правил и законов.

Экологические знания дают человеку следующее: способность правильно рассуждать; способность чувствовать, понимать и ценить красоту окружающего мира; способность к добру и нравственности; понимать важные истины.

Экспериментальная работа проводилась на базе СОШ № 44 г. Краснодара. В исследовании приняли участие учащиеся 2-х классов (40 человек).

Нами был проведён констатирующий этап эксперимента, на котором выявлялся исходный уровень сформированности экологических знаний младших школьников.

Для определения исходного уровня сформированности экологических знаний мы использовали методику Ю. А. Полещук. Уровни формирования экологических знаний устанавливались по критериям, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Критерии ипоказатели оценивания экологических знаний младших школьников

Критерии

Показатели

1

2

3

1

Познавательный компонент — знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе

Знания о живой природе

Знания о неживой природе

Знание о целостности окружающего мира, умения выделять и устанавливать экологические связи и зависимости, потребность в общении с живой природой.

2

Эмоционально-ценностный компонент — знание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром

Знание правил поведения в природе

Знание научных и нравственных суждений по экологическим вопросам

Знание причин загрязнения окружающей среды

3

Деятельностный компонент — участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды

Знание посильного вклада в охрану природы

Знание природоохранных мероприятий т. д.

Забота о представителях животного и растительного мира

Названные критерии позволили определить уровни сформированности экологических знаний у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (24–18 баллов): у младших школьников сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.

Средний уровень (18–12 баллов): у учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Младшие школьники не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень (1–12 баллов): младшие школьники показывают незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Дети не знают правил и норм поведения в природе.

Уровень сформированности экологических знаний оценивается в баллах: высокий уровень — 24–18 баллов, это соответствует 100–75 %; средний уровень — 18–12 баллов, это соответствует 75–50 %; низкий уровень — ниже 12 баллов, это соответствует 50 % и ниже.

Результаты проведенной диагностики на выявление уровня сформированности познавательного компонента экологических знаний младших школьников представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности познавательного компонента экологических знаний младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Из рисунка видно, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности познавательного компонента экологических знаний младших школьников — у 9 учеников (30 %). Средний уровень сформированности познавательного компонента экологических знаний младших школьников — у 16 учеников (53 %). Высокий уровень сформированности познавательного компонента экологических знаний младших школьников — у 5 учеников (17 %.)

Результаты проведенной диагностики на выявление уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента экологических знаний младших школьников представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента экологических знаний младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Из рисунка видно, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента экологических знаний младших школьников — у 8 учеников (28 %); средний уровень — у 17 учеников (56 %); высокий уровень — у 5 учеников (16 %).

Результаты проведенной диагностики на выявление уровня сформированности деятельностного компонента экологических знаний младших школьников представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Уровень сформированности деятельностного компонента экологических знаний младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Из рисунка видно, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности деятельностного компонента экологических знаний младших школьников — у 8 учеников (28 %); средний уровень — у 17 учеников (56 %); высокий уровень — у 5 учеников (16 %).

Результаты исследования уровня экологических знаний экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительные результаты уровня сформированности экологических знаний младших школьников экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента

Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе высокий уровень показали 8 человек (19 %), средний уровень — 9 человек (32 %), низкий уровень — 5 человек (47 %) учащихся.

Результаты анкетирования, представленные на рисунке, дают возможность понять, что уровень сформированности экологических знаний учащихся недостаточный в экспериментальной группе.

По итогам проведённой работы можно сделать вывод, что проблема формирования экологических знанийсуществовала и будет существовать на протяжении всего развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Литература:

1 Алексеев С. В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. СПб., 1994.

2 Бахтибенов А. Н. Экологическое воспитание младших школьников // Русский язык. 1993 — № 6.

3 Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе — М., 2009.

4 Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников — М., 2008.

5 Медведев В. И. Экологическое сознание: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по пед. псих. и эколог. направлениям и спец. М.: Логос, 2001. — 375 с.

6 Червонецкий В. В. Экологическое образование в школах развитых стран мира — М., 1992.

7 Экологическая культура младших школьников и показатели ее сформированности // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) — М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, окружающий мир, школьник, природа, уровень, высокий уровень, констатирующий этап эксперимента, познавательный компонент, экспериментальная группа, начальная школа.


Похожие статьи

Проект как средство экологического образования младших...

Констатирующий этап педагогического эксперимента состоял в изучении экологических знаний у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие два вторых классаэкспериментальный и контрольный в количестве 59 учащихся школы.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

внеурочная деятельность, группа, констатирующий этап эксперимента, школьник, методика, учащийся, действие, групповая работа, групповая деятельность, высокий уровень.

Формирование познавательных универсальных учебных...

Нами накоплен определенный опыт использования кейс-метода в начальных классах при изучении предмета «Окружающий мир». С учетом небольшого социального опыта, возраста, уровня психологического развития, объема имеющихся знаний и других моментов...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Для проведения констатирующего этапа эксперимента нам необходимо было выделить критерии и показатели уровня исследовательских умений детей...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков.

Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют...

Методика формирования познавательного интереса у детей...

Ниже приведена тематика опытов и экспериментов коррекционной программы для детей с начальным, средним и достаточным уровнем процессуального компонента познавательного интереса. Таблица 3.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

Начальная школа- это особый этап в жизни ребенка.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента, исходя из основных понятий раздела

Были выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему: высокий, средний и низкий.

Организация исследовательской деятельности с использованием...

Учебники включают весь образовательный материал предмета «Окружающий мир» начальной школы [12, 13].

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на...

Формирование познавательных универсальных учебных...

В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 45.2 % всех испытуемых имеют высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.

Похожие статьи

Проект как средство экологического образования младших...

Констатирующий этап педагогического эксперимента состоял в изучении экологических знаний у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие два вторых классаэкспериментальный и контрольный в количестве 59 учащихся школы.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

внеурочная деятельность, группа, констатирующий этап эксперимента, школьник, методика, учащийся, действие, групповая работа, групповая деятельность, высокий уровень.

Формирование познавательных универсальных учебных...

Нами накоплен определенный опыт использования кейс-метода в начальных классах при изучении предмета «Окружающий мир». С учетом небольшого социального опыта, возраста, уровня психологического развития, объема имеющихся знаний и других моментов...

Формирование исследовательских умений у учащихся...

Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Для проведения констатирующего этапа эксперимента нам необходимо было выделить критерии и показатели уровня исследовательских умений детей...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков.

Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют...

Методика формирования познавательного интереса у детей...

Ниже приведена тематика опытов и экспериментов коррекционной программы для детей с начальным, средним и достаточным уровнем процессуального компонента познавательного интереса. Таблица 3.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

Начальная школа- это особый этап в жизни ребенка.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента, исходя из основных понятий раздела

Были выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему: высокий, средний и низкий.

Организация исследовательской деятельности с использованием...

Учебники включают весь образовательный материал предмета «Окружающий мир» начальной школы [12, 13].

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на...

Формирование познавательных универсальных учебных...

В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 45.2 % всех испытуемых имеют высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.

Задать вопрос