Профессионально важные качества личности сотрудников кадровой службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 6409 раз

Библиографическое описание:

Кузьма, Т. И. Профессионально важные качества личности сотрудников кадровой службы / Т. И. Кузьма. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1035-1036. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29378/ (дата обращения: 24.04.2024).



Встатье рассмотрена сущность профессионально выраженных качеств работников, рассмотрены качества сотрудников кадровой службы, рассмотрены компетенции сотрудников кадровой службы.

Ключевые слова: профессионально выраженные качества, работник, деятельность, профессиональная деятельность, кадровый сотрудник, личностные качества.

Известно, что различные виды труда и профессии требует от человека разной степени активизации тех или иных психических функций. Одни профессии требуют от работника высокого уровня развития зрительной, слуховой чувствительности (настройщик музыкальных инструментов, настройщик телерадиоаппаратуры), другие хорошо развитого внимания (контролер за качеством продукции, сборщик часов), третьи активной мыслительной деятельности (авиадиспетчер, оператор автоматизированных систем управления и т. п.).

Поэтому с самого начала психологического изучения профессий возникла необходимость говорить о таких качествах личности работающего человека, которые играют особо значимую роль в определенных видах трудовой деятельности. Их принято называть профессионально важными качествами. Профессионально важные качества это такие индивидуальные психические и психофизиологические особенности человека, наличие которых обеспечивает успешность выполнения данной конкретной профессиональной деятельности.

Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем.

Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью.

На современном этапе жизни мы часто задаемся вопросом оценки профессиональных качеств. Как своих качеств, так и качеств окружающих нас людей: коллег, клиентов, партнеров. Мы много работаем, поэтому со временем практически всё в жизни начинаем рассматривать сквозь призму профессионализма. Что приветствуется. Деловые или профессиональные качества человека противопоставлены личным или личностным качествам.

Традиционно считается, что профессиональные качества работника — это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако, это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, профессиональные качества личности — это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть, речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.

В. Ехслер считает, что отдел персонала должен в дальнейшем так оптимизировать процесс своей работы, чтобы, оставаясь в организации, становиться конкурентоспособным. «В новом тысячелетии работа с персоналом будет так функционально разделена, что отдел персонала должен быть центральным, прежде всего, относительно стратегической концепции и интеграции различных направлений работы предприятия и децентральным относительно того, чтобы содействовать руководящим кадрам в развитии способностей сотрудников» [2].

С. Аркс обосновывает позицию, согласно которой действовать в свободном рынке как «прибыльные центры» могут только единичные службы персонала или их части. Для этого необходимы «особые компетенции, которые являются, как, например, в сфере опроса работников или развития персонала рыночно реализуемыми» [1].

В психологии труда в рамках теории субъекта профессиональной деятельности в ходе изучения субъективных детерминант деятельности, тех факторов, которые лежат в основе эффективной реализации деятельности и связаны с особенностями ее субъекта. К ним относится мотивация, направленность, степень подготовленности субъекта — его обученность (профессиональная компетентность). Однако, главное место среди них занимают индивидуально личностные качества субъекта.

Кадровые сотрудники, ориентированные в основном на подчиненное поведение и мнение коллег, в меньшей степени проявляют заботу о планировании своей деятельности. Однако стремятся принимать участие в составлении планов для группы или подразделения. Гибкость у них, как правило, сочетается с умением быстро принимать решения.

На основании анализа работы специалиста отдела кадров, были выделены наиболее значимые показатели его эффективной деятельности:

‒ своевременность предоставления запрашиваемой информации;

‒ отсутствие ошибок в кадровых документах;

‒ выполнение установленного объема работы;

‒ соответствие срокам обработки кадровой информации

Эти показатели могут использоваться как критерии оценки и выражаться качественными или количественными показателями.

Кадровая служба организации является важным звеном в отношениях между нанимателем и работником. Работники кадровых служб разрабатывают кадровую политику организации, осуществляют подбор и расстановку кадров, работу по подготовке и переподготовке кадров, контролируют соблюдение правил внутреннего распорядка и состояние трудовой дисциплины, ведут необходимую документацию, а также выполняют другие важные функции. Под работниками кадровой службы понимаются начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, специалист по кадрам, инспектор по кадрам. От эффективности работы кадровых служб во многом зависит психологический климат в организации, а следовательно, и результативность деятельности организации в целом.

Помимо того, что сотрудник кадровой службы предъявляет жёсткие требования к подающим резюме, соискателям, он и сам должен соответствовать своей должности, обладая следующими качествами:

‒ знания в вопросах трудового законодательства, корпоративной психологии, социологии и экономики;

‒ владение техниками управления персоналом и способностями осуществления кадровой политики;

‒ навыки ведения документации и планирования времени;

‒ хорошее знание русского языка и навыков делового общения;

‒ личные качества: стрессоустойчивость, коммуникабельность, беспристрастность и креативное мышление.

Не каждый сотрудник кадровой службы может быть профессиональным менеджером по персоналу, так как работа с человеческим ресурсом — это сложный комплекс мероприятий, планирование, организация и анализ результатов которых входит в часть его обязанностей. При этом, данная должность — очень ответственна потому, что от квалификации такого специалиста будет зависеть состав коллектива, уровень его подготовленности и заинтересованность в работе.

Необходимо выделить компетенции сотрудников кадровой службы. К ним относится: аналитические способности, высокая работоспособность, гибкость, мобильность, инициативность, коммуникабельность, лидерские качества, креативность и объективность.

Таким образом, уровень и профиль образования работников кадровых служб — одна из важнейших характеристик портрета. Ведь в своей деятельности кадровые службы руководствуются большим количеством нормативных правовых актов, в том числе локальных. Объем работы кадровых служб постоянно возрастает, увеличиваются требования к знаниям, необходимым для работы в кадровой службе; повышается ответственность кадровых служб за соблюдение трудового законодательства в сфере трудовых и связанных с ними отношений.

Литература:

  1. Бубнова С. С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры ПВК в кн. Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль 2010 г.
  2. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ.доктора псих.наук, Л., 2012.
  3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровая служба, качество, профессиональная деятельность, компетенция сотрудников, отдел персонала, работа, работник, служба, сфера деятельности, трудовое законодательство.


Ключевые слова

деятельность, профессиональная деятельность, личностные качества, работник, профессионально выраженные качества, кадровый сотрудник, личностные качества.

Похожие статьи

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Сотрудники, ведущие подбор кадров, не являются компетентными специалистами в данной области.

Уровень владения компетенцией 3. Работа с персоналом: коммуникабельность.

Формирование модели управления процессами повышения качества жизни населения.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

расстановка кадров, компания, служба управления, сотрудник, работник, начало работы, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка будущих работников, квалификация исполнителя...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной...

Ключевые слова: трудовые ресурсы, кадры, персонал, кадровая политика, кадровый резерв.

Поэтому профессиональная деятельность в сфере государственного управления строго регулируется административным законодательством, в котором действуют строгие...

Особенности трудовой деятельности работников органов...

Особой специфической областью человеческой деятельности является трудовая деятельность работников, занятых в органах местного

Для реализации этих задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления...

Система управления персоналом в государственном учреждении

Ключевые слова: государственная служба, государственное учреждение, управление персоналом. The article presents the results of

В связи с этим, не могут быть перенесены в сферу деятельности государственного учреждения кадровые и управленческие технологии...

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

– информационная (персонал имеет возможность получить информацию о деятельности

В-третьих, это хороший способ установить обратную связь с персоналом по поводу деятельности сотрудников в компании.

– линейный руководитель; – работники отдела кадров

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

Ключевые слова: кадровая политика, управление персоналом,кадры предприятия, кадровые службы, трудовые ресурсы, кадровый потенциал.

Функция управления человеческими ресурсами стала компетенцией высших должностных лиц организации.

Кадровая политика как фактор удовлетворенности трудом...

Ключевые слова: результативность персонала, удовлетворенность трудом персонала, кадровая политика организации, профессиональное

Результативность труда — мера оценки труда, характеризующаяся значениями показателей трудовой деятельности, отражающих...

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Под профессиональной компетентностью автор понимает способность работника

А компетенции для работника в организации имеют иной характер, рассмотрим некоторые из них.

Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе.

Похожие статьи

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Сотрудники, ведущие подбор кадров, не являются компетентными специалистами в данной области.

Уровень владения компетенцией 3. Работа с персоналом: коммуникабельность.

Формирование модели управления процессами повышения качества жизни населения.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

расстановка кадров, компания, служба управления, сотрудник, работник, начало работы, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка будущих работников, квалификация исполнителя...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной...

Ключевые слова: трудовые ресурсы, кадры, персонал, кадровая политика, кадровый резерв.

Поэтому профессиональная деятельность в сфере государственного управления строго регулируется административным законодательством, в котором действуют строгие...

Особенности трудовой деятельности работников органов...

Особой специфической областью человеческой деятельности является трудовая деятельность работников, занятых в органах местного

Для реализации этих задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления...

Система управления персоналом в государственном учреждении

Ключевые слова: государственная служба, государственное учреждение, управление персоналом. The article presents the results of

В связи с этим, не могут быть перенесены в сферу деятельности государственного учреждения кадровые и управленческие технологии...

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

– информационная (персонал имеет возможность получить информацию о деятельности

В-третьих, это хороший способ установить обратную связь с персоналом по поводу деятельности сотрудников в компании.

– линейный руководитель; – работники отдела кадров

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

Ключевые слова: кадровая политика, управление персоналом,кадры предприятия, кадровые службы, трудовые ресурсы, кадровый потенциал.

Функция управления человеческими ресурсами стала компетенцией высших должностных лиц организации.

Кадровая политика как фактор удовлетворенности трудом...

Ключевые слова: результативность персонала, удовлетворенность трудом персонала, кадровая политика организации, профессиональное

Результативность труда — мера оценки труда, характеризующаяся значениями показателей трудовой деятельности, отражающих...

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Под профессиональной компетентностью автор понимает способность работника

А компетенции для работника в организации имеют иной характер, рассмотрим некоторые из них.

Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе.

Задать вопрос