Исследование воздействия уровня шума от «эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исследование воздействия уровня шума от «эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» / Т. А. Гамм, В. Д. Баширов, Р. М. Тюрина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.1 (113.1). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29009/ (дата обращения: 20.04.2024).



Уровень шума на территории санитарно-защитной зоны в помещениях и зданиях «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» превышает предельно-допустимый уровень. Это негативным образом воздействует на здоровье населения, проживающего в санитарно-защитной зоне, и работников депо. Поэтому необходима разработка и внедрение перечня мероприятий по защите от шума на предприятии.

Ключевые слова: территория, здание, помещение, уровень шума, эксплуатационное локомотивное депо, распределение шума по источнику, нормирование, защита, анкетирование жителей.

Влияние физических факторов на здоровье работников на производстве изучено недостаточно. На производственном участке «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» ведущими негативными производственными факторами являются шум, вибрация, электромагнитное излучение. При этом в условиях шума, специфически влияющем на организм, трудится каждый третий работник производства.

Проблема заключается в том, что шум оказывает негативное воздействие на организм человека и, при определенных обстоятельствах, является причиной серьезных расстройств и заболеваний [1, 2]. Нарушенное психофизическое состояние работников впоследствии может привести к нарушению безопасности труда и повышению травматизма на рабочих местах. Вблизи локомотивного депо находятся городские производственные и обслуживающие объекты, на работников которых также влияет шум. Большинство работников «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» проживают в домах, расположенных в непосредственной близости к месту работы, поэтому подвергаются воздействию повышенного уровня шума практически круглосуточно. Шумовое воздействие в ночное время может нарушить режим сна и отдыха жителей ближайших домов [3]. Таким образом, исследование влияния шума и разработка мероприятий по защите от шума является актуальной экологической проблемой.

Цель работы – исследование воздействия уровня шума от «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург».

Методика исследований. Исследование уровня шума от «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» проводилось в следующих точках экспонирования шумомеров: на тепловозах марки 2ТЭ10М (2-х секционный тепловоз электроприводный модернизированный), на электровозах марки ВЛ80С, на территории предприятия, на границе санитарно-защитной зоны, установленной по результатам расчета рассеивания загрязняющих веществ от локомотивного депо, за санитарно-защитной зоной на расстоянии 100 м от предприятия и в ближайших жилых застройках, расположенных северо-западнее промышленной площадки (по улице 9-ый Околоток, №№ 30, 3, 2, 1) на расстоянии 35 м и юго-западнее (по пер. Боевой, №№1, 3, 5, 7, 9, 11, 13) на расстоянии 90 м.

Уровень шума от эксплуатационного Локомотивного депо измерялся шумомером марки DT-8851. Реакция населения на шум движения поездов исследовалась методом анкетирования.

Результаты исследований. В результате проведенных исследований были установлены основные причины шума и вибрации от движения железнодорожного транспорта: качение колеса по рельсам, колебание (вибрация) корпусов вагонов, колебание рельсового полотна (рельсы, шпалы), соударение вагонов и частей состава между собой, ремонтные работы и обслуживание составов в локомотивном депо.

Усредненные результаты измерений уровней шума представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты измерений уровней шума

Место замера

Результат, дБ

ПДУ

День

Ночь

День

Ночь

Электровоз марки ВЛ80С

90

90

70

Тепловоз марки 2ТЭ10М

85

85

70

На территории промплощадки

80

75

65

Ближайшая жилая застройка 35 метров от промплощадки

75

70

55

45

Ближайшая жилая застройка 90 метров от промплощадки

65

60

55

45

За территорией СЗЗ

57

53

55

45

В соответствии с санитарными нормами, допустимым уровнем шума (ПДУ), который не влияет на человека даже при длительном воздействии, принято считать: 55 дБ в дневное время и 45 дБ ночью. Для жилой застройки на расстоянии 35 м от промплощадки наблюдается превышение уровня шума над ПДУ в дневное и ночное время на 20 и 25 дБ соответственно. Для жилой застройки на расстоянии 90 м превышение в дневное время – на 10 дБ, а в ночное – на 15 дБ. Анализируя полученные данные, можно выявить закономерность – уменьшение уровня шума происходит за счет удаления от источника шума – от локомотивного депо.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», жилые помещения по уровням шума должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, но это не соблюдается при функционировании Локомотивного депо ст. Оренбург.

Согласно гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса труд локомотивной бригады относится к напряженности легкой тяжести со средней физической нагрузкой, следовательно, ПДУ звука равен 70 дБ.

Превышение ПДУ звука на электровозе марки ВЛ80С составляет 20 дБ в дневное и ночное время, на тепловозе марки 2ТЭ10М - 15 дБ. На территории промышленной площадки в дневное время превышение составляет 15 дБ, ночью – 10 дБ.

Шум от локомотивного депо является доминирующим на собственной территории предприятия и за границей СЗЗ. Распределение уровня шума по виду источников показано на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение уровня шума по виду источников

Исследования реакции населения на шум от производственного участка проводились методом анкетного опроса. Структура анкеты для жителей близлежащих домов состояла из трех разделов, включающих 30 вопросов, структура анкеты для локомотивных бригад также состояла из 30 вопросов, но имела отличную структуру от вопросов для жителей домов. В обследуемых жилых зданиях было опрошено 100 человек, в локомотивном депо было опрошено 50 бригад (колонна 8 и 3) работающих на электровозах марки ВЛ80С и 50 бригад (колонна 13 и 14), работающих на тепловозах марки 2ТЭ10М. Бригада состоит из 2-х человек – машинист и помощник машиниста.

Анализ результатов исследования реакции жителей близлежащих домов на шум показал, что самой обеспокоенной оказалась группа пенсионного возраста – 29 % жалоб, наименьшую обеспокоенность проявила группа до 18 лет – 1,4 %.

Шум производственного процесса беспокоил все группы жителей, но наибольшее количество жалоб поступало от людей, занимающихся умственным трудом – 53,9 %, затем рабочих – 23,4 %. На шум практически не реагируют школьники – 1,2 % жалоб. В зависимости от времени суток шумы одного порядка вызывают различные реакции жителей. Днем 36,7 % жителей испытывают дискомфорт, ночью – 43,8 %.

Анкетирование показало, что отрицательная реакция жителей, увеличивается в зависимости от ориентации окон и этажа. При ориентации однокомнатной квартиры на локомотивное депо количество обеспокоенных жителей увеличивается в пять раз и достигает 52,7 % по сравнению с жильцами обратной стороны дома.

Локомотивная бригада ежегодно проходит полное медицинское обследование, главной целью которого является выявление профессиональных заболеваний. По результатам анкетирования 100 опрошенных человек структура профессиональной заболеваемости работников локомотивного депо приняла следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Структура профессиональной заболеваемости работников локомотивного депо

Среди работников частота профессиональной нейросенсорной тугоухости составляет 30 %, второе место занимает вибрационная болезнь.

По результатам опроса выявлено, что наибольшая частота нейросенсорной тугоухости диагностирована у локомотивных бригад, работающих на тепловозах старых серий ЧМЭ-3 и 2ТЭ10М.

Из проведенного опроса следует, что количество жалоб на профессиональные заболевания возрастает с увеличением стажа работы, так от работников со стажем 20 лет и более поступает 60 % жалоб, со стажем более 10 лет – 25 % заболеваний, со стажем более 5 лет – 10 % заболеваний. Частота нейросенсорной тугоухости и вибрационной болезни у работников локомотивного депо представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Частота нейросенсорной тугоухости и вибрационной болезни у работников локомотивного депо

Санитарно-защитная зона – это специально выделенное пространство между промышленными предприятиями и близлежащими жилыми и общественными зданиями, создающаяся с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов: газообразных веществ, шума, пыли и других вредных выбросов, содержащих промышленные загрязнения. В санитарно-защитной зоне «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» расположена жилая застройка на расстоянии до 90 м от источника шума. Для жилой застройки, которая находится на расстоянии 35 метров, нарушение допустимого уровня шума в дневное и ночное время происходит на 20 и 25 дБ соответственно. Для жилой застройки на расстоянии 90 метров превышение нормативных значений допустимого уровня шума в дневное время происходит на 10 дБ, а в ночное на 15 дБ. Важно отметить, что уровень шума в ночное и дневное время мало отличался, так как депо работает в круглосуточном режиме.

Таким образом, было установлено, что уровень шума на территории санитарно-защитной зоны, в помещениях и зданиях «Эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург» превышает ПДУ. Такой уровень шума оказывает негативное влияние на население, проживающее в санитарно-защитной зоне, и работников Локомотивного депо. Поэтому необходима разработка и внедрение перечня мероприятий по защите от шума на рассматриваемом предприятии.

Литература:

  1. Капцов, В.А., Лексин, А.Г. Физические факторы производственной среды и безопасность движения // Гигиена и санитария. – 2009. – №5. – С. 87-93.
  2. Зинкин, В.Н., Шешегов, П.М., Чистов, С.Д. Влияние особенностей производственного шума и инфразвука на заболеваемость и систему профилактических мероприятий // Безопасность жизнедеятельности. – 2015. – №5. – С. 3-15.
  3. Космин, В.В. Экранирование рельсов для снижения уровня шума от движущихся поездов // Транспортное строительство. – 2013. – №4. – С. 25
Основные термины (генерируются автоматически): Локомотивное депо, Эксплуатационное локомотивное депо, санитарно-защитная зона, уровень шума, оренбург, дневное время, жилая застройка, ночное время, тепловоз марки, электровоз марки.


Ключевые слова

защита, нормирование, территория, здание, помещение, уровень шума, эксплуатационное локомотивное депо, распределение шума по источнику, анкетирование жителей

Похожие статьи

Шумовое загрязнение города Улан-батора от транспортных средств

Вторим источником шума является ЖД транспорт, особенно в районах расположенных в санитарно-защитной зоне ЖД уровень шума увеличивается в ночные время за счет движения поездов.

Экономические оценки деятельности локомотивного депо

Для элементарного центра затрат локомотивного депо

проведенных исследований оценено влияние факторов качества работы и условий деятельности на уровень расхода электроэнергии и топлива укрупненных центров затрат (эксплуатация электровозов и тепловозов)

Геотермальное теплоснабжение индивидуального домостроения...

Район строительства г.Оренбург, рассматриваемое время – отопительный период, принятый для города 215 сут.

Исследование воздействия уровня шума от «эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург».

Анализ неисправностей тормозного оборудования вагонов

Для исправного функционирования тормозного оборудования в зимний период времени локомотивная бригада обязана

– по прибытии локомотива или моторвагонного подвижного состава в депо локомотивная бригада должна выпустить конденсат из главного резервуара...

К вопросу о совершенствовании технологии ремонта тяговых...

Проанализировав их, можно сделать вывод о том, что причины неисправностей ТЭД электровозов и тепловозов одинаковы по своей природе.

В условиях локомотивного депо не предусматривается упрочнение поверхностного слоя коллектора.

Улучшение условий труда работников участка неразрушающего...

Комплекс сокращает время контроля колесных пар; повышает достоверность контроля за

Эксплуатационное вагонное депо Буй является структурным подразделением Северной

зоны, шум на рабочем месте, повышенная напряженность магнитного поля, отраженная...

Восстановление моторно-осевого подшипника локомотива в СЛД...

В настоящее время для восстановления МОП и продления их срока службы, в СЛД Северобайкальск применяется нижеописанный способ (согласно технологической карте, утвержденной главным инженером локомотивного депо).

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы).

К ним относятся средства измерений, применяемые в сервисных локомотивных и ремонтных депо, при ремонте и обслуживании путевого хозяйства, а также на тяговом подвижном составе и других хозяйствах ОАО «РЖД».

Похожие статьи

Шумовое загрязнение города Улан-батора от транспортных средств

Вторим источником шума является ЖД транспорт, особенно в районах расположенных в санитарно-защитной зоне ЖД уровень шума увеличивается в ночные время за счет движения поездов.

Экономические оценки деятельности локомотивного депо

Для элементарного центра затрат локомотивного депо

проведенных исследований оценено влияние факторов качества работы и условий деятельности на уровень расхода электроэнергии и топлива укрупненных центров затрат (эксплуатация электровозов и тепловозов)

Геотермальное теплоснабжение индивидуального домостроения...

Район строительства г.Оренбург, рассматриваемое время – отопительный период, принятый для города 215 сут.

Исследование воздействия уровня шума от «эксплуатационного локомотивного депо ст. Оренбург».

Анализ неисправностей тормозного оборудования вагонов

Для исправного функционирования тормозного оборудования в зимний период времени локомотивная бригада обязана

– по прибытии локомотива или моторвагонного подвижного состава в депо локомотивная бригада должна выпустить конденсат из главного резервуара...

К вопросу о совершенствовании технологии ремонта тяговых...

Проанализировав их, можно сделать вывод о том, что причины неисправностей ТЭД электровозов и тепловозов одинаковы по своей природе.

В условиях локомотивного депо не предусматривается упрочнение поверхностного слоя коллектора.

Улучшение условий труда работников участка неразрушающего...

Комплекс сокращает время контроля колесных пар; повышает достоверность контроля за

Эксплуатационное вагонное депо Буй является структурным подразделением Северной

зоны, шум на рабочем месте, повышенная напряженность магнитного поля, отраженная...

Восстановление моторно-осевого подшипника локомотива в СЛД...

В настоящее время для восстановления МОП и продления их срока службы, в СЛД Северобайкальск применяется нижеописанный способ (согласно технологической карте, утвержденной главным инженером локомотивного депо).

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы).

К ним относятся средства измерений, применяемые в сервисных локомотивных и ремонтных депо, при ремонте и обслуживании путевого хозяйства, а также на тяговом подвижном составе и других хозяйствах ОАО «РЖД».

Задать вопрос