Основные положения определения развития внимания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 1116 раз

Библиографическое описание:

Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данные момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а ко вторичным — колебания, переключаемость внимания.

Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения его концепции внимания сводятся к следующим:

  1.                Внимание является одним из моментов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
  2.                По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым.
  3.                В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата.
  4.                Внимание как отдельный, самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием… Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Контроль лишь оценивает действие, а внимание способствует его улучшению.
  5.                Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
  6.                Произвольное внимание есть планомерное внимание, контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу.
  7.                Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
  8.                «С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного, и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий».

Оригинальную психологическую теорию внимания в свое время развивал Т. Рибо. Он считал, что внимание, будь оно слабо или сильно, всегда вызывается аффективным состоянием и связано с ним. Особенно тесную зависимость Т. Рибо усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Много споров в науке было вокруг вопроса о физиологических основах внимания. Физиологическая интерпретация внимания привлекала исследователей на протяжении всего времени его изучения в психологии. Т. Рибо одним из первых пытался представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилением какого-либо воспоминания.

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания. Историю его, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать, с его точки зрения, не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Процесс возрастного развития внимания, по А. Н. Леонтьеву, развивавшего идеи Л. С. Выготского, можно представить себе следующим образом.

Из этой кривой следует, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем развитие его в целом, тем более «натурального» внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно становится внутренне опосредствованным, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место в процессах внимания.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасти, а затем обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка разбитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вырывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают к себе внимание ребенка. С другой стороны — это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступает в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

 

Литература:

 

  1.                Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию.-М, 1976.
  2.                Рибо Т. Психология внимания// Там же. — С. 140-142.
  3.                Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Там же. — С. 186.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, произвольное внимание, внимание ребенка, действие, день жизни ребенка, контроль, непроизвольное внимание, опосредствованное внимание, познавательный процесс, процесс.


Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет.

На базе непроизвольного внимания у детей равномерно развертывается произвольное внимание.

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.

Педагогические условия развития произвольного внимания...

Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение.

Ключевые слова: концентрированное внимание, произвольное...

Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.

Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти...

внимание, память, ребенок, психическая деятельность, произвольное внимание, нервная система, непроизвольное внимание, необходимое условие, дурная привычка, самый человек.

Психологические особенности развития познавательных...

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

 складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов

Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста

внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале...

Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Играя, развиваем внимание у ребенка. Интернет как ресурс формирования идентичности.

Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет.

На базе непроизвольного внимания у детей равномерно развертывается произвольное внимание.

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.

Педагогические условия развития произвольного внимания...

Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение.

Ключевые слова: концентрированное внимание, произвольное...

Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.

Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти...

внимание, память, ребенок, психическая деятельность, произвольное внимание, нервная система, непроизвольное внимание, необходимое условие, дурная привычка, самый человек.

Психологические особенности развития познавательных...

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

 складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов

Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста

внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале...

Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Играя, развиваем внимание у ребенка. Интернет как ресурс формирования идентичности.

Задать вопрос