Усовершенствование детских домов в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Эгамбердиева, А. М. Усовершенствование детских домов в Узбекистане / А. М. Эгамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 964-967. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28859/ (дата обращения: 20.04.2024).



В этой статье автор раскрывает правовые основы отношения к детям, потерявшим кормильцев, и о создаваемых для них условиях. Также показана эффективность СОС махаллей в воспитании детей.

Ключевые слова: “детские дома”, Закон и положения, уставы, вопросы жилья, образование и воспитание, СОС махалли.

Каждый член общества самым радостным и счастливым считает день, когда он становится родителем. Он испытывает чувство удовлетворения и наслаждения, которое не ощущает, имея богатство и высокое должностное положение. Благодаря детям душа родителя наполняется гордостью. Ценность благодеяния даёт нам такую великую радость. Наш народ не устаёт строить, проводить свадьбы, отдаёт всю свою душу детям, заботится о сиротах. Исторически народы Средней Азии никогда не сдавали своих детей в “сиротские дома”, если их родители были живы. Однако в настоящее время в Узбекистане такие случаи имеют место, что, конечно же, считается негативным явлением. В народе существует выражение “ребёнок не может быть чужим” и, следуя ему, основой сегодняшней политики является окружение детей заботой и влиянием.

Детский дом – государственное воспитательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без присмотра родителей. В нашей стране есть 27 детских домов, осуществляющих свою деятельность на основании Устава [1] “О детских домах” № 230 от 17 октября 2008 года, утверждённого Кабинетом Министров. Если родители детей 3–16 лет умерли, лишены родительских прав, ограничены в правах и признаны правонепригодными, то такие дети в любое время принимаются в “Детские дома”. Их воспитание, образование, обеспечение питанием и одеждой финансируется из государственного бюджета. Ознакомившись с Уставом “О детских домах” мы видим, что в нем указано на необходимость обеспечения воспитанников детских домов тёплой одеждой, праздничными нарядами и, кроме того, на необходимость создания всех необходимых условий и полное материальное обеспечение. Мы с уверенностью можем сказать, что Устав действительно исполняется полностью.

Серьёзное внимание уделяется овладению воспитанниками детских домов специальностью, в их сознании формируется понятие здорового образа жизни, ответственность за свою судьбу и подготовка к самостоятельной жизни. Воспитанники получают образование в ближайших к детскому дому образовательных учреждениях. Учебно-воспитательная работа и другие задачи в образовательных учреждениях осуществляются в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом детского дома. Точнее сказать, воспитатели принимают все необходимые меры и проводят всевозможные мероприятия для того, чтобы каждый воспитанник вырос физически здоровым и сформировался как всесторонне развитая личность. Хотя воспитанники детского дома и воспитываются до достижения совершеннолетия, их дальнейшая судьба также не остаётся без внимания государства. Например, в Постановлении Министра финансов от 8 ноября 2010 года “Об утверждении Устава и порядке выдачи целевых трансфертов, в том числе бюджетных трансфертов для приобретения жилья детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей” [3], в Постановлении Министерства народного образования, Министерства социальной защиты населения и труда, Министерства здравоохранения от 7 февраля 2011 года “Об утверждении правил осуществления контроля по сохранению жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, спонсорами и органами опеки” [4], в Постановлении Кабинета Министров от 2 августа 2010 года “О мерах по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей” [5] задача по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, нашла своё положительное, правовое решение.

В Узбекистане проживают свыше 6 миллионов 300 тысяч семей. В нашей стране в целях всесторонней защиты материнства и детства организованы международные, государственные и негосударственные организации, которые проводят эту работу с непосредственной общественной поддержкой государственных организаций. В частности, международный благотворительный фонд “Соглом авлод учун”, Комитет женщин, фонды «Дети», “Камолот”, “Махалла”, “Мехр-шафкат ва саломатлик”, научный центр «Семья», “SOS Узбекистон болалар махаллалари уюшмаси” — всё это продукция годов независимости.

В июне 2001 года в Ташкенте открылся единственный в нашей стране «SOS — Детская махалля». Национальная ассоциация “SOS – детские махалли Узбекистана” считается негосударственной, некоммерческой благотворительной организацией, проводящей работу по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также детей, у которых существует опасность остаться без родителей. Сотрудничая с UNICEF в сфере социальной защиты детей, центр уделяет особое внимание повышению уровня компетенции профессионалов и других сотрудников этого центра, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты детей [6].

Главная цель детской махалли — воспитание детей-сирот в среде, максимально приближённой к семейной. Это выглядит так: в каждом детском доме дети совместно проживают с воспитателем-мамой и воспитателем-тётей, принятыми на конкурсной основе. Они весь день находятся рядом с детьми. Вместе с детьми посещают рынок, торговые центры, вместе покупают продукты питания. Блюда также приготавливаются с учётом пожелания детей и готовятся на кухне каждого дома. В этом процессе дети также принимают участие, то есть ощущают себя в кругу семьи. Кроме того, на каждые два дома, где проживают дети, прикреплён один воспитатель, то есть тётя, который регулярно осуществляет контроль состояния детей.

В детском городке организовано более десяти кружков. Дети имеют возможность приобретать знания по интересующим их предметам, узнавать профессиональные секреты. Для более чем 110 детей, проживающих в детском городке, выделен отдельный автобус для своевременного посещения и получения знаний детьми двух школ в г. Хива. Для детей, обучающихся в колледжах, также созданы благоприятные условия. Наши представления обо всех условиях в новом городке дополнила Директор детского городка, активист НДПУ Вера Пак: «Я тридцать лет руководила детским домом. Теперь это выражение потеряло смысл. Сегодня на его месте построен современный детский городок».

В качестве вывода стоит отметить, что для узбекского народа ребёнок не бывает чужим. Как отметил Президент И.Каримов “Наши дети должны быть сильнее, умнее, мудрее нас и обязательно – быть счастливее”. Я думаю, что для того, чтобы Узбекистан занял достойное место среди развитых государств, дети страны должны быть патриотичнее и умнее. Целесообразно будет довести до сознания молодого поколения и повышения в кругу семьи идеи самоотверженности и патриотизма. SOS-махалли дают понятия милосердия. Наше государство расширяет возможности и увеличивает финансирование в этом вопросе.

Литература:

  1. Устав “О детских домах” № 230 от 17 октября 2008 года, утвержденного Кабинетом Министров.
  2. http://www.minjust.uz/Раҳимбекова Д. Детские дома в Узбекистане //Человек и закон
  3. Постановление Министра финансов от 8 ноября 2010 года “Об утверждении Устава порядке выдачи целевых трансфертов, в том числе бюджетных трансфертов для приобретения жилья детям- сиротам оставшихся без попечения родителей” [
  4. Постановления Министерства народного образования, Министерства социальной защиты населения и труда, Министерства здравоохранения от 7 февраля 2011 года “Об утверждении правил осуществления контроля по сохранению жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей спонсорами и органами опеки”
  5. Постановление Кабинета Министров от 2 августа 2010 года “О мерах по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей”
  6. http://sos-kd.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): SOS, ребенок, детский дом, Узбекистан, детский городок, дом, UNICEF, детская, социальная защита детей.


Ключевые слова

“детские дома”, Закон и положения, уставы, вопросы жилья, образование и воспитание, СОС махалли

Похожие статьи

Различия в поведении воспитанников детских домов и их причины

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, дом, Узбекистан, детский дом, родительская опека, SOS, детская, чаща.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Советское правительство в первое десятилетие своего существования создало интернаты и детские дома для сирот и для детей, оставшихся без присмотра. Забота о сиротах было признана одной из важнейших задач, стоящей перед обществом.

Деятельность детских домов в годы советской власти

Побеги детей из детских домов- своего рода выражение протеста на несправедливое отношение.

История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы (1920–1930 гг.)

Жизнь эвакуированных детей в Узбекистане в годы Второй...

В данной статье сделана попытка проанализировать вопросы эвакуации детей с территорий, где велись военные действия в Узбекистан. В частности, раскрывается вопрос эвакуации детских домов и размещения их в разных областях республики.

Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников...

Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся...

«Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов...

Развитие дошкольного образования в Республике Узбекистан

В Узбекистане детские сады обладают всем необходимым для воспитания и обучения детей. По Республике Каракалпакстан наибольшее количество детских садов приходится на город Нукус (15 %), Амударьинский (12 %) и Берунийский (11 %) районы.

Система социальной защиты населения в Узбекистане...

Однако в целях повышения уровня социальной защищенности детей-сирот и детей

интернатов квалифицированным, педагогическим персоналом, с учетом особенностей работы в указанных учреждениях, всемерно содействовать дальнейшему развитию «СОСдетская...

Похожие статьи

Различия в поведении воспитанников детских домов и их причины

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, дом, Узбекистан, детский дом, родительская опека, SOS, детская, чаща.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Советское правительство в первое десятилетие своего существования создало интернаты и детские дома для сирот и для детей, оставшихся без присмотра. Забота о сиротах было признана одной из важнейших задач, стоящей перед обществом.

Деятельность детских домов в годы советской власти

Побеги детей из детских домов- своего рода выражение протеста на несправедливое отношение.

История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы (1920–1930 гг.)

Жизнь эвакуированных детей в Узбекистане в годы Второй...

В данной статье сделана попытка проанализировать вопросы эвакуации детей с территорий, где велись военные действия в Узбекистан. В частности, раскрывается вопрос эвакуации детских домов и размещения их в разных областях республики.

Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников...

Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся...

«Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов...

Развитие дошкольного образования в Республике Узбекистан

В Узбекистане детские сады обладают всем необходимым для воспитания и обучения детей. По Республике Каракалпакстан наибольшее количество детских садов приходится на город Нукус (15 %), Амударьинский (12 %) и Берунийский (11 %) районы.

Система социальной защиты населения в Узбекистане...

Однако в целях повышения уровня социальной защищенности детей-сирот и детей

интернатов квалифицированным, педагогическим персоналом, с учетом особенностей работы в указанных учреждениях, всемерно содействовать дальнейшему развитию «СОСдетская...

Задать вопрос