Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Закиряева, Н. Г. Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях / Н. Г. Закиряева, Д. Э. Уринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/113/27911/ (дата обращения: 19.04.2024).



Бухара издревле является родиной золотошвейного искусства. Бухарские золотошвейные изделия славятся на весь мир. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан очень интересуются бухарскими золотошвейными изделиями. Увеличение производства золотошвейных изделий и их экспорт может принести большую пользу экономике страны. Однако, на сегодняшний день технологический процесс изготовления золотошвейных изделий не отвечает современным требованиям и не соответствует международным меркам, требует много времени и труда. Поэтому, совершенствование производства золотошвейных изделий является актуальной задачей.

Известно, что в золотошвейном производстве весь производства узоров выполняется ручным способом, однако, раскрой трафарета является самой тонкой и весьма трудоемкой операцией в этом процессе. Для вырезания узоров как раньше, так и по сегодняшний день используются ножницы двух видов: ножницы обычной формы и ножницы причудливой формы, отдаленно напоминающей длинную тонкую шею верблюда, изготовляемые специально для вырезания узоров.

Несмотря на удобную форму последнего вида ножниц, производственные мозоли неизбежны при изнурительном труде «гульбуров» — работников, занимающихся вырезанием узоров. Ведь при широком распространении золотого шитья, когда в день приходится вырезать от 150 и более рисунков в зависимости от их масштаба и плотности, становится очевидным существование проблемы в этой области.

Использование компьютерной техники, графики и различных «ноу-хау» является актуальностью сегодняшнего времени. Для облегчения процесса вырезания узоров и сокращения его трудоёмкости целесообразно использовать автоматизацию процесса рисования и вырезания трафаретов.

С этой целью нами были изучены виды национальных узоров, применяемых в золотошвейном производстве. При разработке нового орнамента при золотом шитье особое значение отводилось соответствию разнообразию природных орнаментов. Примером широко распространённого символа этого вида может послужить меандр — река, отличавшаяся своей извилистостью и представлявшая собой непрерывную линию, изломанную прямыми углами. Этот символ обозначает понятия начала и конца, а также понятие вечности. На востоке идея меандра получила свою трактовку: она использовалась в орнаменте минарета Калян, применялась как фоновый орнамент в мужской одежде, была элементом украшения разных видов оружия и превратилась со временем в одну из типовых форм орнамента.

У бухарских вышивальщиков золотом для определения названий получавшихся таким образом швов-узоров существует своеобразная и подробно разработанная терминология, которую они бережно сохраняют, передавая ее из поколения в поколение.

Главными элементами этих узоров являются миндаль, перец, гранат, цветок, зигзаги, перевивы, меандры, геометрические фигуры вроде восьмиконечной звезды и круга. Очень часто входят сюда стилизованные элементы местной флоры и фауны, то меньшего, то большого масштаба.

Еще не распустившиеся бутоны, птицы, начинающие вить гнезда символизировали мечты, надежды создающейся новой семьи. Гранат символизировал многодетность и изобилие, красный перец- оберёг от порчи и сглаза. Изображение ножей и талисманов символизировали хранение семейного очага от различных темных сил, порчи, сглаза. Этим самым сказывалось как высоко ценили женщины Азии свою семью, какое важное место имела семья для создании мирной и благополучной жизни.

На основе анализаразновидностей элементов узора в национальном орнаменте нами разработана их классификация, некоторые виды этих узоров приведены в таблице № 1.

Таблица 1

Разновидности элементов узора внациональном орнаменте

П.01

П.02

П.03

П.04

П.05

бодом(миндаль)

кушбодом (двойной миндаль)

қўшбодоми хазонок

бодоми наълакнок

бодоми хазонок

П.06

П.07

П.08

П.09

П.10

кушбодом -2

кушбодом-3

қўшбодоми хазонок-2

бодоми хазонок-2

бодом-2

П.11

П.12

П.13

П.14

П.15

бодом -3

бодом-4

анор-гул

турунж

турунжи хазонак

Разработанная классификация разновидностей классических орнаментальных мотивов, используемых при золотом шитье позволит автоматизировать процессы рисования узоров и вырезки их трафаретов.

Внедрение компьютерной технологии в золотошвейное производство позволит нарисовать любой рисунок, который нужно выработать. Во многофункциональной системе компьютера будет возможным корректировка рисунка, учёт параметров ткани.

Предлагаемая классификация разновидностей классических орнаментальных мотивов, позволит в дальнейшем автоматизировать процесс рисования и вырезания трафаретов орнаментов в золотошвейном производстве, отменяет применение тяжелого ручного труда работников, занимающихся вырезанием узоров, сократит до минимума цикл процесса вышивания.

Литература:

  1. Абдуллаев Н. Санъат тарихи. Том-1, Ташкент, Уқитувчи, 1986 г. (33–36).
  2. Гончарова Т. История золотошвейного искусства Бухары. Т., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): вырезание узоров, золотошвейное производство, золотое шитье, изделие.


Похожие статьи

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном...

В золотом шитье этот орнаментальный мотив «тагаляк» употреблялся для заполнения

В золотошвейном производстве раскрой трафарета является тонкой и весьма трудоемкой

и вырезания узоров трафаретов сократятся сроки на изготовление золотошвейных изделий...

Способы изготовления традиционно-национальных...

...этап, узор, пяльцы, ножницы, изделие, процесс рисования, подготовка трафаретов узоров, вырезание узоров, Технологический процесс изготовления, золотошвейное производство, золотое шитье, Необходимое оборудование, вышивание узоров.

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Еще более богато представлены в орнаментике золотого шитья растительные узоры — листья, цветы, бутоны, кустики, побеги вьющихся растений, деревья, букеты.

Техника производства золотошвейных изделий Бухары.

Золотошвейные изделия бухарских эмиров | Статья в журнале...

Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке, а узоры и красочная палитра настенных росписей VI—VII веков нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К XIX веку золотошвейное производство сосредоточилось в столице...

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы...

Ключевые слова: традиционная культура, Северный Кавказ, костюм, золотошвейное искусство, орнамент.

Золотое шитье является очень трудоемким по исполнению и дорогим по материалу и всегда очень высоко ценилось на Кавказе.

Автоматизация процесса подготовки трафаретов...

золотошвейное производство, вырезание узоров, картон марки Г, зарисовка лекал орнамента, бумага типа, готовый трафарет узора, собственный драйвер, натуральная величина, золотое шитье, дальнейшее использование.

История золотошвейного искусства Бухары | Статья в журнале...

Шитье золотом производилось в такой последовательности: сначала зашивался основной узор пряденным или волоченным золотом, а затем уже производилась детальная разделка его крученым — тофта-дузи или

Техника производства золотошвейных изделий Бухары.

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, золотой, женская одежда, шелковая нить, половина XIX века, золотошвейное панно, Бухара, домашний

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства Бухары.

Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары

Орнаменты золотого шитья отличались разнообразностью. В основном применялись узоры растительного характера, иногда геометрические.

Золотошвейное мастерство постепенно переходит в сферу массового производства преимущественно сувенирных изделий в...

Похожие статьи

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном...

В золотом шитье этот орнаментальный мотив «тагаляк» употреблялся для заполнения

В золотошвейном производстве раскрой трафарета является тонкой и весьма трудоемкой

и вырезания узоров трафаретов сократятся сроки на изготовление золотошвейных изделий...

Способы изготовления традиционно-национальных...

...этап, узор, пяльцы, ножницы, изделие, процесс рисования, подготовка трафаретов узоров, вырезание узоров, Технологический процесс изготовления, золотошвейное производство, золотое шитье, Необходимое оборудование, вышивание узоров.

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Еще более богато представлены в орнаментике золотого шитья растительные узоры — листья, цветы, бутоны, кустики, побеги вьющихся растений, деревья, букеты.

Техника производства золотошвейных изделий Бухары.

Золотошвейные изделия бухарских эмиров | Статья в журнале...

Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке, а узоры и красочная палитра настенных росписей VI—VII веков нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К XIX веку золотошвейное производство сосредоточилось в столице...

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы...

Ключевые слова: традиционная культура, Северный Кавказ, костюм, золотошвейное искусство, орнамент.

Золотое шитье является очень трудоемким по исполнению и дорогим по материалу и всегда очень высоко ценилось на Кавказе.

Автоматизация процесса подготовки трафаретов...

золотошвейное производство, вырезание узоров, картон марки Г, зарисовка лекал орнамента, бумага типа, готовый трафарет узора, собственный драйвер, натуральная величина, золотое шитье, дальнейшее использование.

История золотошвейного искусства Бухары | Статья в журнале...

Шитье золотом производилось в такой последовательности: сначала зашивался основной узор пряденным или волоченным золотом, а затем уже производилась детальная разделка его крученым — тофта-дузи или

Техника производства золотошвейных изделий Бухары.

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, золотой, женская одежда, шелковая нить, половина XIX века, золотошвейное панно, Бухара, домашний

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства Бухары.

Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары

Орнаменты золотого шитья отличались разнообразностью. В основном применялись узоры растительного характера, иногда геометрические.

Золотошвейное мастерство постепенно переходит в сферу массового производства преимущественно сувенирных изделий в...

Задать вопрос