Саттар Назимович Бабаджанов — основатель гигиенической школы Узбекистана (к 100-летию со дня рождения) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Искандарова, Г. Т. Саттар Назимович Бабаджанов — основатель гигиенической школы Узбекистана (к 100-летию со дня рождения) / Г. Т. Искандарова, Л. Ш. Садикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.6 (112.6). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28589/ (дата обращения: 26.04.2024).



Babadjanov Sattar Nazimovich — one of the pioneers of hygienic science of Uzbekistan, who made a significant contribution to the development of the edge of preventive medicine, the founder and creator of the actual scientific school — health helminthology.

Keywords: founders of hygienic science of Uzbekistan, the edge of preventive medicine, health helminthology, qualified teacher-methodologist, organizer of educational, research and community service.

Доктор медицинских наук, профессор Бабаджанов Саттар Назимович — видный ученый-гигиенист, снискавший глубокое уважение медицинской общественности, как в родной республике, так и далеко за ее пределами. Он — один из родоначальников гигиенической науки Узбекистана, внесший заметный вклад в становление и развитие краевой профилактической медицины, основоположник и создатель актуальной научной школы — санитарной гельминтологии, высококвалифицированный педагог-методист, активный общественный деятель, уделявший серьезное внимание подготовке врачей-гигиенистов, укреплению кадровой базы санитарно-эпидемиологической службы республики.

Перелистаем личное дело профессора С. Н. Бабаджанова — в нем сосредоточены материалы и документы, отражающие жизненный путь, образцовую трудовую деятельность, научные достижения человека, к великому сожалению ушедшего из жизни значительно раньше тех лет, определяющих понятие «физиологическая старость».

С. Н. Бабаджанов родился 25 декабря 1915 города в Казалинке, Кзыл-Ординской области Казахстана в семье крестьянина. С. Н. Бабаджанов решил посвятить свою жизнь, знания и труд самому благородному делу — охране здоровье людей. В 1934 году он поступает на 1 курс лечебного факультета Ташкентского государственного медицинского института, который успешно заканчивает в 1939 году. Учебу в институте, а затем врачебную деятельность (до 1943 г.) он сочетает с работой, в Ташкентском педагогическом институте, в котором ведет практические занятия и читает цикл лекций по школьной гигиене. С. Н. Бабаджанов рано проявляет интерес к научно-исследовательской работе. По окончанию медицинского института в 1939 г. он поступает в аспирантуру при кафедре школьной гигиены и успешно ее заканчивает в 1942 г., защитив кандидатскую диссертацию на актуальную для того времени тему: «Гельминтофауна детей дошкольного и школьного возраста г. Ташкента». Одновременно он активно занимается педагогической и научно-методической работой, которая оценивается достойно. В 1942–1946 гг. он занимает должность доцента и читает курс школьной гигиены, оказывая большую помощь в организации и реализации мероприятий, проводимых в масштабе кафедры. В эти годы заметно проявляются организаторские способности молодого ученого и его выдвигают на должность руководителя санитарно-гигиенического факультета ТашГосМИ — заведующего кафедрой общей гигиены, где он плодотворно работал до 1972 г.

Профессор С. Н. Бабаджанов известен как высококвалифицированный педагог и методист. Он постоянно работал над повышением знаний и совершенствованием педагогического мастерства. Он смог на должном уровне организовать сложную педагогическую работу на кафедре, где студентам всех факультетов читался курс общей гигиены. Педагогический коллектив кафедры, возглавляемый С. Н. Бабаджановым, отличался сплоченностью и умением успешно решать поставленные задачи.

Он успешно защитил диссертацию на тему: «Полноценные антигены гельминтов и их роль в иммунитете» и ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. С. Н. Бабаджанов был инициатором большой работы по ликвидации распространенных в Средней Азии глистных заболеваний. В частности, организовались три экспедиции в Ферганскую, Наманганскую, Андижанскую области, в которых впервые была разработана и внедрена методика вакцинации против глистных заболеваний. Итоги исследований ученого получили признание в республике и за ее пределами. В центральной и местной печати опубликовано более 100 его научных работ, в том числе 3 монографии и ряд брошюр.

Способности С. Н. Бабаджанова как организатора учебно-воспитательной, научно- исследовательской и общественной работы, особенно проявились после назначения его на должность декана санитарно-гигиенического факультета Ташкентского государственного медицинского института, где он проработал 15 лет. За это время санитарно-гигиенический факультет выдвинулся в число передовых; возросло число подготовленных врачей-гигиенистов, повысилась их квалификация. Сфера его научных интересов была достаточно обширной — так, среди 10 подготовленных под его руководством диссертаций ряд исследований был посвящен вопросам токсикологии пестицидов, экологии и гигиены жилья, школьной гигиены, иммунологии и эпидемиологии.

Самоотверженный труд профессора С. Н. Бабаджанова был по достоинству оценен руководством страны, Министерством здравоохранения Узбекистана. Уже в послевоенные годы его достижения были трижды отмечены правительственными наградами (в 1946, 1952 и 1974 годах), в том числе орденом «Знака почета». За услуги в развитии здравоохранения Узбекистана решением Коллегии Министерства здравоохранения республики № 12/818 от 26 декабря 1990 года и соответствующим приказом Министерства здравоохранения № 1235 от 6 декабря 1990 года кафедре общей гигиены первого Ташкентского медицинского института было присвоено имя доктора медицинских наук профессора С. Н. Бабаджанова. Талант врача гигиениста, ученого, педагога, способности организатора здравоохранения и администратора сочетались с редкими душевными качествами — доброты, чутким отношением к людям, благородством, интеллигентностью и скромностью.

Таким он останется в памяти всех знающих его!

Литература:

  1. Бабаджанов Саттар Назимович. Альманах «ТашГомМИ — 60 лет (1920–1980)». –Ташкент: Медицина, 1980. — 194 с.
  2. Бабаджанов Саттар Назимович. — Ўзбек Совет Энциклопедияси. — Тошкент,1974.
  3. Династия врачей Бабаджановых. — Газета «Новая Германия», 1972, 18 ноября.
  4. Династия врачей Бабаджановых. – Газета «Комсомолец Узбекистана», 1974, 8 декабря.
  5. От одного корня. – Медицинская газета, 1977, 24 августа.
  6. Призвание. Рассказ о семье Бабаджановых, в которой пятнадцать медиков. – Газета «Правда Востока», 5 июля 1974 г.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная гигиена, санитарно-гигиенический факультет, общая гигиена, Ташкентский государственный медицинский институт.


Ключевые слова

родоначальник гигиенической науки Узбекистана, краевая профилактическая медицина, санитарная гельминтология, высококвалифицированный педагог-методист, организатор учебно-воспитательной, научно-исследовательской и общественной работы

Похожие статьи

Научно-исследовательский институт санитарии, гигиены...

Научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния организма трактористов, занятых посевом семян хлопчатника...

Краевая медицина и ее роль в становлении и развитии системы...

...детских кафедр при Самаркандском медицинском институте (1933 г.), Ташкентском институте усовершенствования врачей в том же году, а также в 1938 г. кафедры детских болезней лечебного и санитарно-гигиенических факультетов [6].

Экология человека в медицинском образовании

С учетом деятельности кафедры общей и радиационной гигиены Ташкентской медицинской академии представлено видение экологии человека как части общей экологии, включающей как природные, так и социально-гигиенические факторы среды обитания человека.

Гигиенические условия обучения подростков в академических...

Для гигиенической оценки фактических условий обучения и воспитания подростков в лицеях нами выбрано в качестве объектов исследования 2 лицея: 1 – академический лицей при Ташкентской медицинской академии (основной объект) и 2...

История развития медицинской науки в Узбекистане

Исследованием тропических заболеваний занималась и Тропическая клиника медицинского факультета Среднеазиатского Государственного университета (САГУ) (ныне Ташкентская медицинская академия), руководимая профессором А. Н. Крюковым.

Утилизация медицинских отходов в Республике Узбекистан

...санитарно-гигиенического, противоэпидемического и дезинфекционного режимов в

научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля

Опарин П.С. Гигиена больничных отходов. – Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского научного центра СО...

Архив спецвыпусков — Молодой учёный

Ташкентский педиатрический медицинский институт.

Научно-практическая конференция «Школьное естественнонаучное образование в условиях реализации ФГОС общего образования: проблемы и перспективы».

Гигиенические условия внутриквартальной среды города...

Проведен опрос — анкетирование 200 студентов Ташкентской медицинской академии (ТМА), проживающих в г. Ташкенте, в том числе, из них 120 человек — молодые

Сравнительная оценка горожанами условий микроклимата вжилищах,% от общего числа респондентов.

Похожие статьи

Научно-исследовательский институт санитарии, гигиены...

Научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния организма трактористов, занятых посевом семян хлопчатника...

Краевая медицина и ее роль в становлении и развитии системы...

...детских кафедр при Самаркандском медицинском институте (1933 г.), Ташкентском институте усовершенствования врачей в том же году, а также в 1938 г. кафедры детских болезней лечебного и санитарно-гигиенических факультетов [6].

Экология человека в медицинском образовании

С учетом деятельности кафедры общей и радиационной гигиены Ташкентской медицинской академии представлено видение экологии человека как части общей экологии, включающей как природные, так и социально-гигиенические факторы среды обитания человека.

Гигиенические условия обучения подростков в академических...

Для гигиенической оценки фактических условий обучения и воспитания подростков в лицеях нами выбрано в качестве объектов исследования 2 лицея: 1 – академический лицей при Ташкентской медицинской академии (основной объект) и 2...

История развития медицинской науки в Узбекистане

Исследованием тропических заболеваний занималась и Тропическая клиника медицинского факультета Среднеазиатского Государственного университета (САГУ) (ныне Ташкентская медицинская академия), руководимая профессором А. Н. Крюковым.

Утилизация медицинских отходов в Республике Узбекистан

...санитарно-гигиенического, противоэпидемического и дезинфекционного режимов в

научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля

Опарин П.С. Гигиена больничных отходов. – Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского научного центра СО...

Архив спецвыпусков — Молодой учёный

Ташкентский педиатрический медицинский институт.

Научно-практическая конференция «Школьное естественнонаучное образование в условиях реализации ФГОС общего образования: проблемы и перспективы».

Гигиенические условия внутриквартальной среды города...

Проведен опрос — анкетирование 200 студентов Ташкентской медицинской академии (ТМА), проживающих в г. Ташкенте, в том числе, из них 120 человек — молодые

Сравнительная оценка горожанами условий микроклимата вжилищах,% от общего числа респондентов.

Задать вопрос