Здоровьесбережение на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Закирова, Е. С. Здоровьесбережение на уроках истории и обществознания / Е. С. Закирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28560/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современное образовательное учреждение должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся, не зря говорят: «здоровье — это залог успеха». И, действительно, его важно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни. А задача школы состоит в том, чтобы каждый ребёнок понимал, что для того, чтобы быть успешным в жизни, необходимо быть здоровым. В наше время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель может достаточно много сделать для здоровья своих учеников. Для этого учителю надо работать так, чтобы обучение школьников не наносило ущерба здоровью детей.

На своих занятиях я применяю различные приемы и методы здоровьесберегающих технологий.

Во-первых, необходимо рационально организовывать урок, чтобы не наступало переутомления учеников. Нужно помнить o том, что эффективность усвоения знаний на уроке имеет следующие показатели: 5–25 минутa – 80 %, 25–35 минутa – 60–40 %, 35–45 минута – 10 %. Я использую частую смену деятельности на уроке — это может быть, например, рассказ учителя, просмотр видеофрагмента и его обсуждение, работа в парах по выполнению каких-либо заданий со сменой партнёров и мест, ролевые игры на уроках, работа с учебником, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач и т. д. Все это делает урок интересным, разнообразным и менее утомительным.

Во-вторых, важной составляющей, является создание правильной психологической обстановки на уроке, ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Поэтому на уроках важна благоприятная психологическая атмосфера, основанная на доброжелательности и толерантности. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно на уроке. Самому учителю важно быть толерантным и учить детей быть терпимым к мнению других.

Многие темы на уроках истории и обществознания так или иначе затрагивают проблемы, связанные со здоровьем человека. И вопросы, рассматриваемые на них, сами являются элементами в воспитании здорового образа жизни, в формировании ответственного отношения к своему здоровью. Например, при изучении Древней Спарты в 5 классе, когда речь идет o воспитании у мальчиков отрицательного отношения к алкоголю (когда взрослые спартанцы намеренно поили илотов и затем их пьяных демонстрировали детям) есть возможность поговорить об этой вредной привычке. Во время знакомства с жизнью средневековой Европы в 6 классе, постоянными спутниками которой были мор и эпидемии, уделяется внимание на важности соблюдения норм санитарной гигиены, регулярной смены белья. На уроках истории России в 7 классе, посвящённых внешней политике во второй половине XVIII в., когда знакомимся с генералиссимусом А. В. Сувoрoвым (родившимся тщедушным и больным) мы можем поговорить o важности закаливания, как тела, так и духа, o воспитании упорства в достижении цели. На уроках обществознания в 7 классе, посвящённых психологическим и физиологическим изменениям подростков, обсуждаются, в том числе, проблемы физического и психологического здоровья человека в сложный переходный период. Отмечается важность быть особенно внимательным к своему организму, чтобы не допустить серьезных сбоев в этот период. Подчёркивается недопустимость бездумного копирования «взрослой жизни» во избежание пагубных последствий. При обсуждении глобальных проблем современности, прежде всего такой, как демографическая, говорим o тех последствиях, которые несет безответственное отношение людей к своему здоровью.

Да практический каждый урок истории и обществознания — это своего рода наглядная пропаганда здорового образа жизни.

На моих уроках присутствуют и такие оздоровительные моменты как: физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15–20 минуте по одной минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого).

На перемене важно обязательно проветривать кабинет, на уроке следить за освещённостью кабинета. Постоянно держать учащихся в зоне видимости и при необходимости корректировать осанку детей.

Всегда нужно помнить o правильной, разумной дозированной заданий, как на уроке, так и при определении домашней работы.

И, конечно, любовь к детям, оптимизм, партнерские отношения, приоритет положительного стимулирования, толерантность, доброжелательность оказывают правильное влияние на психику учащегося, способствуют психологическому здоровью, а значит и, как правило, здоровью физическому.

В этом я вижу свои вклад в решении проблемы сохранения здоровья детей в условиях учебного процесса.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 457–458.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  5. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91–93.
  6. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  7. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  8. Соломин В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  9. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  11. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, здоровый образ жизни, здоровье, минута, урок истории.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование здорового образа жизни на уроках истории. Марченко Наталья Леонидовна, учитель истории. МБОУ «СОШ№ 7» (г. Абакан, Республика Хакассия). Ключевые слова: здоровье, здоровье сбережение.

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории...

здоровый образ жизни, урок истории, класс, ребенок, урок, Учащийся, урок обществознания, бережное отношение, горячее питание, автор работы.

Формирование здорового образа жизни на уроках математики

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В. А. Сухомлинский. Ключевые слова:здоровье, здоровьесбережение.

Практические подходы к реализации норм ФГОС...

здоровый образ жизни, XVI-XVIII, урок истории, Европа, урок, сохранение, русский народ, здоровье, учебная деятельность, Древний Мир.

Математическая составляющая в формировании здорового...

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам.

Здоровый образ жизни — это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Методическая разработка проведения деловой игры...

Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены — у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Ключевые слова: образовательная область, сетевое сотрудничество, практические уроки здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как...

Уроки чтения. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать выводы о здоровом образе жизни, о безопасном поведении.

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование здорового образа жизни на уроках истории. Марченко Наталья Леонидовна, учитель истории. МБОУ «СОШ№ 7» (г. Абакан, Республика Хакассия). Ключевые слова: здоровье, здоровье сбережение.

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории...

здоровый образ жизни, урок истории, класс, ребенок, урок, Учащийся, урок обществознания, бережное отношение, горячее питание, автор работы.

Формирование здорового образа жизни на уроках математики

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В. А. Сухомлинский. Ключевые слова:здоровье, здоровьесбережение.

Практические подходы к реализации норм ФГОС...

здоровый образ жизни, XVI-XVIII, урок истории, Европа, урок, сохранение, русский народ, здоровье, учебная деятельность, Древний Мир.

Математическая составляющая в формировании здорового...

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам.

Здоровый образ жизни — это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Методическая разработка проведения деловой игры...

Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены — у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Ключевые слова: образовательная область, сетевое сотрудничество, практические уроки здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как...

Уроки чтения. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать выводы о здоровом образе жизни, о безопасном поведении.

Задать вопрос