Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 14.04.2016

Статья просмотрена: 3656 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, И. С. Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры / И. С. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1242-1246. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28484/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье проанализированы формы современной эстрады и музыкально-разговорных жанров, их содержание, теоретическая основа, аудиторная назначения. Рассмотрены особенности форм музыкально-разговорных жанров, которыми представлена современная эстрада. Их морально-воспитательное воздействие.

Ключевые слова: современная эстрада, музыкально-разговорные жанры, частушка, куплет, пародия, музыкальный фельетон, шансонетка.

The paper analyzes the forms of modern and pop music — spoken genres, their contents, the theoretical basis, classroom use. The features of musical forms — spoken genres, which represented a modern stage. Their moral — educational impact.

Keywords: modern pop music, music — spoken genres, rhyme, verse, parody, musical satires, cabaret singer.

Актуальность темы. В современных культурных процессах Украины, где представлена различными формами традиционная украинская эстрада, новой волной развития потерпел музыкально-разговорный жанр. Интерес к феномену музыкально-разговорных жанров объясняется тем, что содержание частушек, куплетов, пародий, музыкального фельетона, «шансонетки», помогает человеку ориентироваться в современном информационном обществе, а именно распознавать окружающую действительность с ощущений и восприятия, а впоследствии осмысливать ее. Не все они пользуются коммерческим успехом, однако отражают многожанровость современной эстрады.

Проблема современного эстрадного и музыкально-разговорных жанров занимает одно из ведущих мест в системе, как музыкального воспитания, так и целенаправленного развития духовности человека.

Анализ источников ипубликаций. Теоретические вопросы, связанные с проблемой музыкально-разговорных жанров проработаны в музыкально-педагогической и художественной литературе, в частности в Ардова В. Е., Селиванова Ф. М., Набатове И. С., Власова С. И., Колпакова Н. П., Соколова, Н. П., Мешкова Е. В., Горелов А. А. и многих других [1; 4, 7, 9]. На современном этапе музыкального искусства данную проблему рассматривали ученые: Грицук В. А, Заволин Г. Д, шипы С. В., Кулигина А. В., Бобрицкий М., Солодовник В., Киселев А. и др. [3; 4, 7, 9]. Символику частушки изучали А. А. Потебня, Д. К. Зеленин, В. В. Зирянов, Л. А. Астафьева [3, 10]. Перечисленные научные разработки подтверждают многогранность и разноплановость проблемы музыкально-разговорных жанров.

Систематизация основных теоретических положений проблемы музыкально-разговорных жанров и их анализ обусловили выбор темы статьи.

Целью данной статьи является изучение проблемы современного эстрадного и музыкально-разговорных жанров на современном этапе.

Задачами статьи являются:

– выяснить возможности музыкально-разговорных жанров в современных условиях;

– уточнить сущность понятия "музыкально-разговорных жанров", раскрыть их содержание, дать основные характеристики;

В музыкальном творчестве музыкальный жанр характеризует по видам и формам. Явление музыкально-разговорных жанров выходят за рамки чисто музыкальных характеристик и классификаций, требует других подходов к их распределения.

К современной эстраде и музыкально-разговорного жанра относятся: частушка, куплеты, "музыкальная мозаика", "шансонетка", музыкальный фельетон. На эстраде также достаточно распространена пародия, которая может быть не только "разговорным", но и вокальной и в частности музыкальной. Каждый из музыкально-разговорных жанров имеет свои особенности и структуру. Развитие жанров обусловлен социальными факторами, которые диктовали выход на авансцену определенного жанра.

Стоит подчеркнуть, что фиксация перечня музыкально-разговорных жанров является достаточно сложной задачей, что связано с постоянным развитием и синтезом давно существующих форм. Этот не остановить процесс способствует появлению все новых и новых жанровых образований. Живая практика непрерывного появления разновидностей определенного жанра вызвала, в частности, явление, когда на афишах в течение длительного времени было принято к имени актера добавлять фразу «в своем жанре».

Те жанры в которых активно царит слово — относятся к советской традиции, происходившей и развивалась в тесной связи с театром (водевиль, фарс), а также с юмористической литературой. Музыка дополняла многочисленные формы музыкально-разговорных жанров, которые появлялись и исчезали, порождая, в свою очередь, новые, существенно отличались от предыдущих.

Современное искусство эстрады, представлено многочисленными элементами юмора, сатиры и публицистики, преимущественно строится на злободневном материале, который воплощают на эстраде специфическими жанрами: частушками, куплетами, пародиями, музыкальными фельетонами.

Частушка — музыкально-разговорный жанр, который имеет юмористический смысл и народную основу. Она представляет собой, в большинстве случаев, лирическую короткую песню, которая состоит из двух или четырех строк. По своей музыкальной строению частушка создана не для хора голосов, а для отдельной личности, для выражения мимолетных чувств, настроений и переживаний. Ее структура которая кажется непритязательной, на самом деле не простая, ведь имеет строго определенный объем. В ней также имеется целостный набор устоявшихся элементов, стали привычными зачинов и припевов, неизменность образов и оборотов, а также рифмовки четных строк (достаточно редко встречается парная зарифмованость) [3, c. 87]. В частушке органично сочетаются традиция и новаторство.

Новизну в частушки привносят за счет определенных средств: «секретов» и «сюрпризов». Кто-то опускает первую строчку зачина, предоставляя «слово» балалайке или гармони. Другие исполнители, наоборот, пытаются наполнить словам музыкальную паузу или проигрыш. Варианты составления и воспроизведения используют для реализации нового содержания.

Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определенному лицу или слушателей, прямота высказывания, экспрессия. Направленность содержания частушек разнообразна, однако традиционные является гуманистическая и бытовая. Они довольно часто содержат ненормативную лексику. Их основная особенность — предельная краткость, злободневность, содержательность, выразительность формы. Богатство выразительных средств, выходит за рамки литературного языка, сосредоточены на индивидуализации, отображении языка отдельного лица или же языкового диалекта, присущего конкретному району, области, края.

Современная частушка создается на конкретном материале и является незаменима по своей оперативностью. Лаконично выраженном содержания в частушке соответствует четкая композиция, которая определяется формой, структурой четверостишия. В целом номер с частушками строится как завершенный в себе, выступая действенным элементом программы [2, c. 98].

Одна из характерных особенностей этой формы — органическое сочетание разговорной интонации с музыкальной структурой. Их выполнение сопровождает аккомпанемент гармони, баяна или балалайки, а на современных концертах их часто поют даже под фонограмму. Куплеты следуют друг за другом, повторяются «на одном дыхании», используется быстрый ритм.

При пении четырех строчный строфа делится на два полужидкая с глубокой паузой внутри. Именно пауза готовит к новому, обычно неожиданного поворота, решая заявленную тему еще в начале. Как правило, первый двустишие — это начало частушки. В нем дается завязка лирической повествования; второй двустишие — концовка: разработка темы и заключительный вывод. Такая драматургическая строение частушки делает ее чрезвычайно выразительным, действенным жанром, который легко воспринимается слушателями. Пример: «Подарила лотерейный куму свой билет кума // кум теперь «Жигули» имеет, а кума сошла с ума».

Большинство из частушек отражает историю народа, их содержание раскрывает суть событий с точки зрения простых людей. В первую очередь частушка — это настроение масс. Она полна живых откликов на многочисленные события, происходящие вокруг или отдельные жизненные ситуации (ярким примером этого года было выступление певицы Ирены Карпы с частушками о политиках, на Майдане). По частушками вполне реально проследить историю страны. Частушка всегда шагает в ногу со временем, никогда не исчерпав себя. Ее поют на концертах и светских мероприятиях, на пирушках и посиделках.

Разновидность современного эстрадного и музыкально-разговорного жанра с использованием вокала и музыки является куплеты. Им присущ игриво-шутливый и легкий характер, интонационная выразительность и простая структура, а также бытовой содержание [8, c. 34]. Как любой литературный жанр, куплеты имеют все компоненты художественного произведения: композицию, образную систему, сюжетные линии (в середине каждой строфы), язык, стиль. Используются самые разнообразные литературные приемы, такие как реминисценция, каламбур, и тому подобное. Куплет является воплощением сатирического материала, в котором большая роль принадлежит рефрена. Рефрен представляет собой строку или постоянный припев, повторяется. Особенность рефрена в усилении момента критики. Рефрена характерны различные интонационные оттенки, которые по-разному раскрывают содержание. Куплеты бывают написаны на темы известных песен, арий, романсов, рефреном тогда служат поэтические строки оригинала. Когда музыка пишется специально, тогда в качестве рефрена используют поговорки, пословицы или известные фразы.

На практике применяется два типа построения куплета. В первом случае излагается явление из жизни, с применением иронии, легкого преувеличение. Финал в таком случае, посвященный выводам и предположениям автора, до абсурда доводит существующее в действительности противоречия. Этот прием будет более интересен, если его выполняют дуэтом. Моралист поет первую часть, а комик — вторую, сатирическую. Пример: «К нам лектор приезжал недавно // Собрал он в клубе полный зал // Читал так вдумчиво, исправно // А зал дремал, храпел и спал». [1, с.74]. Во втором случае изначально куплета рассказывается гиперболизированная ситуация, которая не могла состояться в реальной жизни.

Очень важна правильная тенденция в оценке положения, тогда зритель хорошо воспримет гиперболу, потому что ему известно настоящее положение вещей в жизни. Артист, который хочет посвятить себя выполнению куплетов, всегда будет иметь успех, если проявит строгий, тонкий вкус, как в выборе материала, так и во время выступлений. К сожалению, на современном этапе, большинство артистов считают, что откровенных шуток будет достаточно.

Каждый артист, который хочет выступать в жанре куплета, должен стремиться найти свою индивидуальную маску («танц-куплетиста», «танц-комика», «эксцентрики» и другие). В начале существования в особой моде были «национальные образы». А в годы ВОВ и после ее окончания очень популярны были дуэты куплетистов, которые шутили на очень актуальные темы времени (П.Руков и С.Лавров, П.Рудаков и В.Нечаев, О.Шуров и М.Рикунин). «Родиной куплетистов» считалась Одесса (Р.Красавин, Л.Зингерталь, Ц.Коррадо, А.Франк, Л.Утёсов и другие). Куплеты в свои программы начали включать артисты, которые раньше их выполняли (М.Бандурин и М.Вашуков, М.Бандурин и С.Иванов, Е.Петросян, ТИК, И.Христенко и М.Церишенко, Г.Ветров), что вывело эту форму на современную эстраду. Пример: «Женщин в древности на сцену запрещалось выпускать // И мужчины непременно дам Должны были играть // Если снова в режиссура нам порядки тех веков // Был Мальвиной бы Бандурин // и Тартилой Иванов //

Эстрадные куплеты представляют собой сатирические, публицистические или юмористические стихи положены на музыку, в которых каждая строфа имеет самостоятельный сюжет. Это злободневные сатирические и комические песенки с рефреном (повторение после каждой строфы какого строки или припева), который в сочетании со всем текстом или подчеркивает основную мысль номера, или усиливает критикующий момент. Эстрадные куплеты, своего рода жанровая разновидность песни, который пользовался популярностью и звучал еще в балаганах, на народных гуляниях, в садах и парках, активно развивался и популярный на современной сцене. Артисты неоднократно обращались к этой форме, высмеивая то или иное явление, выражая отношение к нему, обладая чувством юмора.

Как и во всех разговорных жанрах, в куплетной номере важную роль играет режиссура. Сначала надо тщательно разобрать текст, выяснить идею и проблему. В куплетах является повторение фраз, и для того, чтобы сделать их интересными нужна творческая выдумка. Сегодня куплеты становятся ярче с помощью художественных средств — разноцветных музыкальное оформление, световых эффектов, декоративных мелочей и театрализацией костюмов исполнителей.

Пародияраспространенный музыкально-разговорный жанр, юмористическая или сатирическая имитация определенного произведения искусства с соблюдением лишь внешние признаки оригинала.

Пародия возникла в эпоху античности [8, c. 76], где была частью зрелища. Номер, представляющий собой небольшой, завершенный по содержанию и мнением произведение, имеет четко определенные границы, характеризуется стремительным развитием, где слово, обращенное к зрителю — живое, острое, сатирическое.

По своему характеру пародии делятся на дружеский шарж и на сатирическую пародию, отражающий отношение пародиста к оригиналу. Характерная особенность пародии — амплитуда комического, что отражает яркий переход от остросатирические к юмористического аспектов формы [10, c. 87].

Так, например, искусство пародии на современном этапе представлено творческой мастерской «Гуляй душа». Артисты пародисты данной студии выполняют пародии на известных артистов и политиков, путем искусства перевоплощения, в частности представителей украинской эстрады — Павла Зиброва, Михаила Поплавского, Петра Черного, Таисию Повалий и представителей российской, западной эстрады — Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Аллу Пугачеву, Валерия Леонтьева, Валерия Меладзе, Мерлин Монро, Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Элтона Джона и многих других.

Талантливой певицей, пародистка является артистка эстрады Елена Воробей, в арсенале которой пародии на Жанну Агузарову, Алсу, Ирина Аллегрова, Надежда Бабкина, Лайма Вайкуле, Елена Ваенга, Елку, Александра Розенбаума, Надежда Кадышева, Машу Распутину. Она неоднократно была лауреатом многочисленных конкурсов артистов эстрады, получила звание заслуженной артистки России за блестящее выполнение пародийных номеров, тонко перенимая манеры, мимику и голос выдающихся артистов. Интересные работы с другими звездами эстрады, в частности Геннадием Ветровым, Юрием Гальцевым, Сергеем Дроботенко.

Что касается "шансонетки", это небольшая веселая песенка, которая входила в программы французских, потом отечественных кафе-шантанов. Ее называли «женским откровенным куплетом» с бравурной музыкой. Шансонетки сопровождались танцем, с эротическими элементами. Пластика, мимика, жесты актрис щедро дополняли песенный материал, его содержание. И с закрытием варьете, до 1918 года, термин " шансонетка ", остался в прошлом. На современном этапе, жанр возродился, но исполнители поп-музыки принимают, к сожалению, только отрицательные черты этого жанра.

Существует еще один интересный и тонкий жанр, как музыкальный фельетон, построенный на музыкальном материале [12 c.690]. Тематическое задание музыкального фельетона остается таким, как и обычного — фельетон явление публицистики на эстраде. Музыка усиливает значимость раскрываемой темы, подчеркивает главную мысль и делает ее более доступной, поскольку на эстраде музыкальная цитата пользуется большим успехом. Музыка также создает атмосферу и дает мгновенную характеристику образа; дает зрителю не только эстетическое удовольствие, но и сама сатира усиливается остроумным и находчивым подбором музыкальных отрывков. Исполнитель музыкального фельетона должен обладать хорошим слухом, чувством ритма, и умением применять пародийность. Без этих качеств невозможно обращаться к музыкальным цитат, на которых строятся разговорно-музыкальные жанры. Музыкальный фельетон делится на два типа: прозаический или стихотворный и фельетон-мозаику. В первом типе музыкального фельетона музыка играет вспомогательную роль, она сопровождает текст только в некоторых эпизодах, порой появляется и исчезает, иногда служит просто фоном. Также музыка может органично вписывается в структуру номера и быть продолжением разговора на тему. Второй тип, Фельетон-мозаика, целиком строится на музыкальном материале, здесь музыка доминирует. Фельетон-мозаика представляет собой Попурри из цитат известных отрывков из произведений, песен, взятых в ряде мелодий. Мелодии подбираются по содержанию, каждая из них или периодически откликается на явление действительности, точно Используя и музыку, и текст цитируемого произведения, или цитата, обеспечена новым но очень похожим на оригинал (а иногда наоборот, кардинально отличается от оригинала) текстом, продолжает изложение мозаично фельетона Ереван уступит место новой сатирической цитате. Он строится на различных мелодиях, но, например, не просто куплет одной песни сменяется другим куплетом другой песни, столкновения могут быть и на середине куплета. Чем неожиданнее соединения, тем выше является комический эффект номера. Также в мозаике используют принцип «компиляции», когда на знакомые мелодии пишутся другие слова, стихи, но наиболее известные строки остаются; они играют в номере главную связующую роль. Также не исключается и использование прозаических реплик, налагаемых на музыку. В этом жанре могут использоваться самые разнообразные компиляции музыкального, прозаического и песенного материала, дает в синтезе оригинальный эстрадный номер в котором музыкальный материал приобретает новое содержательного характера.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

Такие музыкально-разговорные жанры, как куплеты, частушки остаются на современной сцене, но в отдельных кругах, имея свою четкую аудиторию слушателей.

В жанре «музыкальной мозаики» сегодня очень умело работают артисты «Вечернего квартала», выполняя «вживую» какую переработанную песню и компилируя ее с отрывком видео выступления оригинала артиста (номера: «Не отделяются, любя», Ганста-рэп «Еду в Магадан» и другие).

Также появились новые музыкально-разговорные жанры, такие как «авторская сатирическая песня» — яркими представителями являются Юрий Гальцев, Гарик Мартиросян, Александр Рева, Семен Слепаков. Вообще, Семен Слепаков породил новый жанр в котором работает только он. Его известные песни: «Песня о начальнике», «Квартира в Москве», «Женщина в Lexus», «Разговор мужа с женой» и т. д., стали «визитной карточкой» многих шоу и концертов. В его текстах очень ироническое, сатирическое отношение к окружающему миру. Он высмеивает актуальные темы, которые известны всем, «показывает» их настоящую сторону откровенными и прямолинейными фразами. Зрителю по душе такие шутки, потому что они правдивы.

Итак, музыкально-разговорные жанры эволюционируют и приобретают определенные изменения в связи с требованиями и потребностями зрителя, новыми спецэффектами, возможностями сцены. Неизменной остается актуальность, необходимость обсуждения темы «на злобу дня», что побуждает к новым открытиям и форм, оставляя при этом место для жанров прошлого.

Литература:

  1. Дмитриев Ю. А. Искусство советской эстрады / Юрий Арсеньевич Дмитриев. — М.: Искусство, 1971. — 206 с.
  2. Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: История, теория, технология. Часть II / Анатолий Дмитриевич Жарков. — М., 2004. — 215 с.
  3. Заволин Г. Д. Частушка на эстраде / Г. Д. Заволин. — М.: Искусство, 2007, — 190 с.
  4. Набатов И. Заметки эстрадного сатирика / И. Набатов. —М.:Искусство, 1997. — 156 с.
  5. НазайкинскийЄ. В. — Стиль і жанр в музиці — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. — 290 с.
  6. Овчаренко С. В. Проблема классификации жанровых форм в искусстве // Збірник наукових праць за матеріалами міжвузівсікої конференції присвяченої пам’яті професора Г. А. В’язовського. — Одеса, 1997. — С.15–17.
  7. Овчаренко С. В. Типологія жанрів як форм художнього мислення // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури. — К.,1999. — С.63–81.
  8. Селиванов Ф. М. Народная лирическая поэзия последнего столетия: Частушки / Ф. М. Селиванов. — М.: Просвещение,1990.- 697 с.
  9. Cловник музичної термінології. — К. Ін-т енциклопедичних досліджень НАН Україна, 2008. — 112 с.
  10. Чередниченко Т. В. Музичний жанр // стаття в Музичному енциклопедичному словнику, “радянська енциклопедія” 1990.
  11. Шип С. В. Музична форма від звуку до стилю [Текст:] навч. посібник / С. В. Шип. — К.: Заповіт, 1998. — 368 с.
  12. Уварова Е. Д. Эстрада в России ХХ век: энциклопедия / Елизавета Дмитриевна Уварова. — М.: «Олма-Пресс», 2004. — 862с.
Основные термины (генерируются автоматически): жанр, музыкальный фельетон, куплет, современная эстрада, частушка, современный этап, музыка, музыкально-разговорный жанр, артист, музыкальный материал.


Ключевые слова

современная эстрада, музыкально-разговорные жанры, частушка, куплет, пародия, музыкальный фельетон, шансонетка., шансонетка

Похожие статьи

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры. Цифровая живопись как вид компьютерного искусства. Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия и о предметах Государственного музея искусства народов Востока Российской Федерации.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Здесь же кроится и причина частичного «отторжения» хорового жанра от общего русла музыкального искусства.

Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение: учебное пособие.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

Музыкально — одаренные дети эмоционально восприимчивы к музыке.

У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и комммуникативной ситуацией.

Формирование профессионального музыкального стиля...

жанр сонаты, жанр, весь, камерно-инструментальная музыка Казахстана, музыкальное произведение, работа, самостоятельная работа, фортепиано.

Роль музыкального сопровождения во время физической...

В основной части более логично подбирать музыкальный материал, прежде всего соответствующий по своему темпу и характеру звучания, выполняемым упражнениям, то есть лидирующую музыку.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

Поэтому в процессе обучения игре на музыкальном инструменте особая роль отводится таким жанрам и направлениям, как детская джазовая музыка, музыка кино, современная музыка...

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Похожие статьи

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры. Цифровая живопись как вид компьютерного искусства. Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия и о предметах Государственного музея искусства народов Востока Российской Федерации.

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Здесь же кроится и причина частичного «отторжения» хорового жанра от общего русла музыкального искусства.

Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение: учебное пособие.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

Музыкально — одаренные дети эмоционально восприимчивы к музыке.

У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и комммуникативной ситуацией.

Формирование профессионального музыкального стиля...

жанр сонаты, жанр, весь, камерно-инструментальная музыка Казахстана, музыкальное произведение, работа, самостоятельная работа, фортепиано.

Роль музыкального сопровождения во время физической...

В основной части более логично подбирать музыкальный материал, прежде всего соответствующий по своему темпу и характеру звучания, выполняемым упражнениям, то есть лидирующую музыку.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

Поэтому в процессе обучения игре на музыкальном инструменте особая роль отводится таким жанрам и направлениям, как детская джазовая музыка, музыка кино, современная музыка...

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Задать вопрос