Особенности композиции художественного сборника Е. Гришковца «Боль» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 09.04.2016

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Сонина, Е. В. Особенности композиции художественного сборника Е. Гришковца «Боль» / Е. В. Сонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1170-1174. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28373/ (дата обращения: 24.04.2024).



Евгений Гришковец отличается разнообразным поиском творческого самовыражения, пробует новые для себя формы общения с читателем и зрителем. Анализируя изданные произведения, можно отметить, что предпочтение писатель отдает небольшим по объему жанрам: два романа — «Рубашка» и «Асфальт» (также не являющиеся большими по размеру текста и охвату художественного времени), две повести — «Реки» и «А…А», сборники пьес — «Зима. Все пьесы», «Сатисфакция» и три сборника рассказов — «Планка», «Следы на мне», «Боль». Книги, имеющие общее заглавие «Год жизни…», созданы на основе публицистических выступлений Гришковца на страницах Живого Журнала и представляют собой одновременно обработанные дневниковые записи и пример сетевой литературы как соединение художественного и документального.

Сборник рассказов «Боль» — одно из последних произведений писателя, в котором получили художественное воплощение размышления автора о «проблемах души нашего времени», о мифах, надеждах, страхах и фобиях современника Гришковца — читателя его книг.

Сборник состоит из трех произведений: одна повесть «Непойманный» и две новеллы (такое жанровое определение дает сам писатель в преамбуле к книге «Боль») «Ангина» и «Палец». Писатель работал над ним довольно долго и соединение этих произведений не является случайным. Все тексты представляют собой довольно целостный по своему эмоциональному и смысловому содержанию цикл. Следует заметить, что уже в первые свои сборники рассказов автор помещает рассказы не по хронологическому принципу, а по замыслу, центральной идее, которая находит отражение уже в заглавии, как самого сборника, так и входящих в него рассказов. Да и рассказы выстраиваются в сборнике в соответствии с этой идеей, тем самым создается в определенном смысле композиция сборника рассказов. Заметим, что речь здесь идет о своеобразии структуры всех сборников Е. Гришковца.

Сборник «Боль» представляет собой пример завершенной художественной композиции с рядом особенностей, характерных для творчества данного писателя.

Наиболее распространенным пониманием композиции в современном литературоведении является следующее: композиция — это построение литературного произведения, «состав и размещение частей в определенной значимой последовательности» [8, с. 127]. В. Е. Хализев в основе композиции видит структуру сюжета и расположение его основных элементов (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка), подчеркивая при этом, что «построение произведения является многоуровневым феноменом» [9, с. 282]. Верно составленная композиция позволяет удержать все элементы сюжета и уровни произведения в их единстве, представить каждую деталь и эпизод как части общего целого. Все части композиции произведения подчиняются цели наиболее полно раскрыть авторский замысел и содержание текста. При этом «внутренняя эмоционально-смысловая соотнесенность персонажей, событий, деталей и др. нередко оказывается более важной, чем их внешние причинно-временные связи» [5].

С данной точки зрения интерес представляет не столько композиция построения самих произведений, входящих в состав сборника «Боль», но и общее построение всего цикла. Сборник не может являться случайным объединением разнородных произведений, это явление целое, связанное какой-либо идеей, которая развивается от одного текста к другому. При этом каждый отдельный рассказ или повесть не теряют своего собственного значения, но их суть и глубина содержания раскрывается только в контексте всего цикла.

Художественность сборника и внутренняя связь частей обуславливается конструктивным единством текстов, входящих в его состав. Именно понимание целостности и значимости всех частей позволяет определить заложенные автором морально-ценностные установки, проследить не только структуру каждого произведения, но и проанализировать композиционные начало, развитие и конец самого сборника. Расположение повести и рассказов, представленное Е. Гришковцом, неслучайно и помогает читателю найти основные ключи к пониманию замысла цикла как целостного произведения. И. А. Есаулов в исследовании сборника Н. В. Гоголя «Миргород» акцентирует внимание на этой важной установке при изучении циклов произведений: «Нарушение этой упорядоченности приводит к распаду целого, а сама же возможность произвольных комбинаций элементов говорит об отсутствии целостности» [4, с. 4].

В сборнике «Боль» произведения объединяются на основании схожести темы, сюжета и героев. Композиция внутри произведений коррелирует с общим построением всего сборника через общие элементы, представленные на разных уровнях каждом тексте.

Основным соединяющим элементом композиции цикла является тема, заявленная в заглавии сборника. Это подчеркивает и сам автор: «…я ощущаю сборник «Боль» как цельное произведение, как художественный цикл, в котором боль как состояние и душевное, и физическое становится некой призмой, через которую человек смотрит на мир, на жизнь особым образом — так, как он прежде не смотрел» [2, с. 4]. Это становится главным связующим звеном всех трех произведений: герои переосмысливают себя и окружающий мир, переживая болевые ощущения различной глубины и сложности.

Ввиду противоречивой и сложной природы понятия концепт «боль» в лингвистическом аспекте пока изучен недостаточно. Это обусловлено в первую очередь наличием двух уровней понимания боли: как физического ощущения и как нравственного страдания, каждый из которых проявляется у людей в совершенно различных формах. В исследовании «Концептуализация боли в русском языке: типологическая перспектива» авторы подчеркивают, что, с одной стороны, боль «является универсальным объектом человеческой перцепции: любой человек хотя бы раз в жизни испытывал боль. С другой стороны, боль — индивидуальное и интроспективное ощущение, неотделимое от испытывающего его субъекта и исключающее какой-либо доступ к нему других лиц. Единственным способом верификации боли является ее вербальное описание» [1].

Понятийный слой концепта «боль» возможно выявить через обращение к энциклопедическим и толковым словарям. В энциклопедических словарях понятие «боль» трактуется в основном как физиологическое ощущение человека и реакция организма на различные внешние и внутренние воздействия («неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении (укол, удар, воспаление и т. п.) чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях. Один из наиболее ранних симптомов некоторых заболеваний» [7, с. 156]). Толковые словари представляют два значения слова «боль», в которых отражается и физическая, и духовная природа концепта: «1. Ощущение страдания. Физическая боль. Душевная боль. 2. Приступ физического страдания. Начались боли. Боли в области печени» [6, с. 55].

Е. Гришковец в сборнике раскрывает многогранную и сложно объяснимую природу боли как нравственные и физические переживания человека, позволяющие ему переосмыслить себя, окружающие его обстоятельства и других людей. «Боль как способ восприятия мира — не ужасный, не страшный — просто как один из способов восприятия мира» [2, с. 4].

Сборник открывается повестью «Непойманный», в которой действующий герой Вадим переживает нравственные страдания. Отсутствие необходимой суммы денег вынуждают его отказаться от успешного и привычного образа делового человека, искать сложные пути выхода из кризисной ситуации в бизнесе. Он испытывает болезненные эмоции, понимая необходимость продать любимое дело жизни, смирить свою гордость и чувство самоуважения, прося в долг у более успешного друга или на переговорах с дерзкими покупателями. Создавая рядом контрастный образ Бориса, автор показывает читателю другую сторону нравственных переживаний, зеркально отражающих боль главного героя. Вадим страдает от отсутствия денежных средств, но при этом в семье у него все благополучно: две прекрасные дочери и понимающая жена («Вадим был уверен, что ему невероятно с женой повезло, и многие его друзья часто говорили, что завидуют ему. Вадим не верил, но гордился» [2, с. 118]). Борис представляет полную противоположность: большой успех в делах и весомое богатство принесли ему сложные отношения с женой и единственным сыном («Я все Митины проблемы, конечно, деньгами быстро закрою. Но его взгляд этот, его враньё — это чем закрыть? Как все зыбко и как глупо верить в силу денег…» [2, с. 106]). Большие терзания герой повести испытывает, осознавая, что поступил подло (кража денег у своего друга), поддавшись мимолетной слабости. Автор детально показывает, как эта боль усиливается у Вадима с пониманием, что он сам находится вне подозрений и наказание понес кто-то другой. Но вовремя признаться в совершенном проступке и взять ответственность на себя Вадим так и не смог. В конце повести и Вадим, и Борис остаются каждый со своей болью, которую невозможно искупить никакой денежной суммой. В одном из интервью Е. Гришковец признается, что считает повесть «Непойманный» самым трагическим своим произведением на этот момент, текст является «не характерным для автора, которого критики зачастую обвиняют в позитивизме и лакировке действительности» [3].

Рассказ «Ангина», расположенный вторым в сборнике, рассказывает читателю о переживаниях человека, который заболевает во время возвращения из дальней командировки. Ощущение боли переходит из сферы нравственных мучений первой повести в область физических ощущений, читатель смещается на более «низкий уровень» переживаний. Автор описывает процесс проникновения болезни в организм, при этом герой рассказа Андрей испытывает боль не только от вируса, но и от понимания предстоящих сложностей и вынужденных пропусках на работе. «Он вжался в кресло, скукожился, крепко сжав зубы, и страшно сердился на болезнь, которая отнимет у него много сил и как минимум несколько грядущих дней» [2, с. 199]. Боль заставляет героя смотреть на все вокруг через призму негатива и раздражения: злят нерасторопные стюардессы, «банк, у которого слишком много филиалов, необъятные размеры родной страны», особенно раздражает бодрая и смешливая соседка — все окружающее воспринимается как чужое и враждебное. Однако болезнь вызывает в герое несколько важных воспоминаний и размышлений, позволяющих отвлечься от постоянной игры в успешного столичного работника. Андрей осмысляет собственную потребность в уюте и чувстве безопасности: «Он понял, что у него никогда в жизни не было пледа, который можно было бы назвать настоящим — теплого, клетчатого, уютного»; «Детский плач Андрея раздражал, а тут наоборот… этот плач сообщил всему сонному воздуху в летящем сквозь студеное черное небо самолете что-то безопасное, домашнее и житейское»; «Ему остро захотелось домой, к маме, которая, конечно, лучше всех знает, как надо его лечить» [2, с. 210–212]. Возвращается из командировки не только блестящий сотрудник крупного банка, но уже «смиренный житель столицы» — так герой называет себя, повторяя случайно прочитанную фразу.

Третий и заключительный рассказ «Палец» представляет собой очень простой по сюжету и повествованию текст: дверью машины Виталию прищемили палец на пикнике и на протяжении всего произведения он переживает эти болевые ощущения. Боль, которую испытывает герой, выражается только физически, она не связана с моральными страданиями. Последний рассказ в этом противопоставляется первой повести, где героев терзали исключительно нравственные мучения. Физическая боль описывается автором настолько точно и образно, что читатель словно начинает чувствовать схожие ощущения и покалывания на своих пальцах — невольно возникает желание поскорее дочитать рассказ, чтобы боль отпустила героя. Но именно это болезненное ощущение становится стимулом к первому и самому важному осознанию героя: Виталий, городской житель, привыкший к уровню комфорта и пакетированному молоку, неожиданно понимает сложность окружающего мира, который открывается ему в своем масштабе, гармонии и красоте, и самого себя в этом мире.

Композиция сборника позволяет заглянуть читателю через различную степень боли в самую глубину человека или самого себя. Автор строит описание болевых ощущений и мыслей героев и связывает их между собой в некоем «обратном» представлении: сложные и запутанные нравственные страдания помогают герою лучше понять свои же эмоции и поступки, а физическая боль от ушибленного пальца способствуют философскому осмыслению мира и смене всего мировоззрения героя. Это ярко выражается в развязке последнего рассказа, которая становится развязкой и завершением всей композиции сборника: «Он вдруг впервые жизни мощно понял, как хрупка жизнь… Ему даже имя свое показалось нелепым. Нелепостью открылся сам факт существования имени… Он понял, что жизнь будет труднее, чем он думал и планировал… Однако ему не было страшно» [2, с. 294–296]. Эта мысль становится ключевой и завершающей в развитии авторского осмысления боли как одного из способов воспринимать мир.

Единство композиции сборника также поддерживается некоторыми элементами, которые являются характерными для всего творчества Е. Гришковца и позволяют в определённой мере говорить о формировании целостности не только внутри самого цикла, но и соединении текстов с другими произведениями писателя. В первую очередь единство повести и рассказов подчеркивает образами действующих героев: все они являются типичными представителями современного мира — тип, который действует практически во всех произведениях Е. Гришковца. Ни Вадиму, ни Андрею, ни Виталию не свойственны особенные таланты и способности, они не являются выдающими или особенно чувствующими. Автор не стремится наделить их уникальностью или индивидуальностью, герои очень похожи в своих размышлениях, разговорах и поступках. В связи с этим читатель не чувствует резкой перемены в сборнике между окончанием одного произведения и началом другого, эта схожесть главных героев позволяет сформировать единство всех текстов и сблизить сборник с предыдущими произведениями Е. Гришковца.

Еще одной значимой деталью, позволяющей сделать композиции частей сборника похожими друг на друга и сформировать общее ощущение единой композиции цикла — прием ретардации, который является характерным для всего творчества автора. Е. Гришковец замедляет действие в каждом рассказе отдельными размышлениями и сторонними эпизодами: прогулка Вадима с размышлениями о зависти к прохожим и его воспоминания о молодости, чтение Андрея про путешественника Фукакусу, очень долгое вступление с рассказом о детстве и юности Виталия и многое другое. Это позволяет значительно расширить повествование и дать детальное описание характера и прошлого опыта персонажа. Е. Гришковец часто использует подробные описания героев, их размышлений и воспоминаний, что позволяет ему подчеркнуть и донести до читателя главную мысль: в центре внимания автора сам человек, а не захватывающие сюжеты.

Таким образом, композиция сборника «Боль» является целостной и завершенной, каждый элемент которой направлен на раскрытие глубокого содержания цикла. Композиционная целостность цикла позволяет проследить переживания человека и смену его ощущения мира через нравственные муки и понимание себя в первой повести к осознанию масштабности мира через физическое страдание, описанное в последнем рассказе. Восприятие всех частей сборника именно в такой последовательности помогает читателю понять боль как способ осмысления окружающего, о чем говорил и сам автор в предисловии к тексту. Ряд характерных особенностей, которые прослеживаются во всех частях сборника, позволяют сформировать интересное повествование, которое соответствует общей стилистике писателя (выбор темы, тип героев, внимание к деталям и внутреннему миру персонажей) и отличает его творчество в современном литературном процессе от других авторов. Сборник «Боль» представляет собой продолжение творческого пути Е. Гришковца и новую степень выражения мировоззрения автора, которым он делится с читателями и зрителями во всех своих произведениях.

Литература:

  1. Бонч-Осмоловская А. А. и др. Концептуализация боли в русском языке: типологическая перспектива // Международная конференция по компьютерной лингвистике «Диалог». URL: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2007/materials/html/12.htm (дата обращения: 30.01.2016).
  2. Гришковец Е. В. Боль. Повесть и два рассказа — М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. — 304 с.
  3. Гришковец Е. В. Интервью на презентации сборника «Боль», 5.04.2014,электронный ресурс: http://www.km.ru/.
  4. Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. Миргород Н. В. Гоголя — М.: Изд-во РГГУ, 1997. — 102 с.
  5. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия», филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений — 4-е изд. — М.: 1999. — 944 с.
  7. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1982. –1600 с.
  8. Федотов О. И. Основы теории литературы: уч. пособие для студентов вузов: в 2ч. / О. И. Федотов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. — 272 с.
  9. Хализев В. Е. Теория литературы: уч. для студ. вузов. 2-е узд / В. Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 2000. — 398 с.
Основные термины (генерируются автоматически): боль, произведение, сборник, автор, герой, читатель, композиция сборника, последний рассказ, сборник рассказов, физическая боль.


Похожие статьи

Образ героя-рассказчика в сборнике С. Довлатова «Чемодан»

Ключевые слова: автор, классификация, композиция, персонаж, повествователь, сборник.

(нередко автор прямо представляет его читателям. Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю, и как действующий герой (или...

Художественное своеобразие произведений С. Кинга

Во многих своих произведениях автор рисует героев, которых покинул отец.

Кинг очень рано увлекся литературой, в особенности жанром «ужаса» и уже с девяти лет стал писать короткие рассказы.

Возможно, многих читателей, особенно молодых американцев, они привлекают...

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Образы, создаваемые воображением, показывают «сколько потаенной боли и страха хранится в «черном

Автор приглашает читателя в кропотливо созданный мир своих фантазий, но чтобы удержать там своего гостя, нужно приложить значительные усилия: «В рассказах ужасов...

«Цветы зла» или «Цветы боли» Шарля Бодлера: новый взгляд на...

Точные рамки широкого контекста указать нельзя — это может быть контекст группы предложений, абзаца, главы или даже всего произведения (рассказа или романа) в целом [5]. В нашем случае это именно контекст целого сборника стихотворений...

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира...

Тема родины и детства тесно переплетаются в каждом рассказе сборника. И среди произведений, вошедших в сборник, есть такие, которые идеально подойдут для прочтения в 5-9 классах.

Специфика смыслового построения рассказов Х. Борхеса

Рассказы автора не раз подвергались классификации: то по структуре повествования, то по мифологическим мотивам

в некоторых других своих рассказах, Борхес как бы предвосхищает современную семиотическую теорию, в те годы, когда создавался сборник «Новые...

«Похожим быть хочется только на Чехова…» | Статья в сборнике...

Мои читали исключительно собственные произведения» [4, с. 696].

Особый прием писателей (Мастеров коротких рассказов): стремительное начало и конец повествования.

У Довлатова в сборнике «Чемодан»: «Эта история произошла восемнадцать лет тому назад.

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

Второй номер «Рассказ обегстве генерала Врангеля».

Это тоже хоровое произведение, где автор «чувствовал себя инструментом, на котором играет вселенная».

Сборник статей и исследований / Сост. Р. С. Леденев.

«Над рекой забвенья» Николая Бусленко | Статья в журнале...

Ожог (рассказы). День-деньской (журавская пастораль)», в нее вошли и проза, и поэзия, некоторые из произведений уже были опубликованы, а некоторые представляются читательской аудитории впервые; их объединение в одном сборнике позволило автору...

Похожие статьи

Образ героя-рассказчика в сборнике С. Довлатова «Чемодан»

Ключевые слова: автор, классификация, композиция, персонаж, повествователь, сборник.

(нередко автор прямо представляет его читателям. Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю, и как действующий герой (или...

Художественное своеобразие произведений С. Кинга

Во многих своих произведениях автор рисует героев, которых покинул отец.

Кинг очень рано увлекся литературой, в особенности жанром «ужаса» и уже с девяти лет стал писать короткие рассказы.

Возможно, многих читателей, особенно молодых американцев, они привлекают...

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Образы, создаваемые воображением, показывают «сколько потаенной боли и страха хранится в «черном

Автор приглашает читателя в кропотливо созданный мир своих фантазий, но чтобы удержать там своего гостя, нужно приложить значительные усилия: «В рассказах ужасов...

«Цветы зла» или «Цветы боли» Шарля Бодлера: новый взгляд на...

Точные рамки широкого контекста указать нельзя — это может быть контекст группы предложений, абзаца, главы или даже всего произведения (рассказа или романа) в целом [5]. В нашем случае это именно контекст целого сборника стихотворений...

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира...

Тема родины и детства тесно переплетаются в каждом рассказе сборника. И среди произведений, вошедших в сборник, есть такие, которые идеально подойдут для прочтения в 5-9 классах.

Специфика смыслового построения рассказов Х. Борхеса

Рассказы автора не раз подвергались классификации: то по структуре повествования, то по мифологическим мотивам

в некоторых других своих рассказах, Борхес как бы предвосхищает современную семиотическую теорию, в те годы, когда создавался сборник «Новые...

«Похожим быть хочется только на Чехова…» | Статья в сборнике...

Мои читали исключительно собственные произведения» [4, с. 696].

Особый прием писателей (Мастеров коротких рассказов): стремительное начало и конец повествования.

У Довлатова в сборнике «Чемодан»: «Эта история произошла восемнадцать лет тому назад.

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

Второй номер «Рассказ обегстве генерала Врангеля».

Это тоже хоровое произведение, где автор «чувствовал себя инструментом, на котором играет вселенная».

Сборник статей и исследований / Сост. Р. С. Леденев.

«Над рекой забвенья» Николая Бусленко | Статья в журнале...

Ожог (рассказы). День-деньской (журавская пастораль)», в нее вошли и проза, и поэзия, некоторые из произведений уже были опубликованы, а некоторые представляются читательской аудитории впервые; их объединение в одном сборнике позволило автору...

Задать вопрос