Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 08.04.2016

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Шокорова, Л. В. Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв. / Л. В. Шокорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1062-1067. — URL: https://moluch.ru/archive/112/27362/ (дата обращения: 19.04.2024).



Развитие и становление художественного образования в Алтайском крае, проходившее под влиянием европейской части России, не было принципиально новым. Это обуславливает необходимость обращения к историко-культурным процессам, происходившим в отечественном образовании в целом и оказавшим непосредственное влияние на региональное художественное образование [14, с. 56]. Ретроспективный анализ процесса развития художественного образования в Алтайском крае, в частности с области народного искусства, в нашем исследовании рассматривается с позиции взаимодействия государственной власти и педагогической общественности, форм, структуры и содержания обучения в этом направлении. Мы считаем, что это является весьма важным для осмысления социально-культурных, регионально-педагогических составляющих современного процесса функционирования художественного образования в условиях модернизации. Образование в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае на этапе его формирования не выделялось в самостоятельную отрасль, и поэтому специфику образования в традиционном искусстве мы будем рассматривать в контексте обучения изобразительной деятельности.

Как и по всей территории России, изначально формирование умений и навыков в профессиональном ремесле в Алтайском крае осуществлялось в традиционно-семейной форме обучения, основанной на историко-педагогическом опыте многих поколений. При освоении и благоустройстве нового места проживания возникала необходимость в различной утвари и бытовых предметах, к изготовлению которых привлекались все члены семьи, в том числе и дети. Посильная помощь взрослым в изготовлении изделий заключалась в подготовке материала к работе, выполнении простейших элементов, образующих мотивы и составляющих общий узор. Обучение ремеслу проходило последовательно — от простейших заданий через освоение традиционных композиций к уникальным произведениям. «Практическое освоение и овладение технологией мастерства проходило методом наглядного показа отдельных процессов и объяснения, как пользоваться инструментами. Важным являлось наблюдение ученика и процесс становления мастерства самого мастера» [2, с. 16]. С раннего возраста дети получали собственные инструменты и постепенно начинали осваивать первичные навыки ремесла.

К началу ХVIII в. практически в каждом населенном пункте Алтайского округа сложились самостоятельные кустарные производства, изготавливающие предметы, как для хозяйственных бытовых нужд, так и на рынок. В связи с изменением структуры общества произошло выделение различных групп специалистов, подразделивших ремесленников на красильшиков, гончаров, кузнецов и т. д. Организовывались ремесленные артели и бригады, в которых активно процветало ученичество. Наиболее известны были бригады маляров-красильщиков, приезжающие с Урала в Западную Сибирь с целью заработка. Расписывающие жилища красильщики своему мастерству обучились в живописной школе Нижнего Тагила, существовавшей в последней четверти XVIII — начале XIX в. В. А. Барадулин отмечает: «Мастер, как правило, работал с подручным, брал с собой подростка-сына или племянника, который приучался к делу: растирал краски, закрашивал фон. Цветочную роспись делал сам маляр» [1, с. 37]. Ученики, обучающиеся у мастера, в большинстве случаев проходили долгий путь освоения технических навыков и операций и лишь затем допускались к учебному копированию и созданию образцов промысловых изделий.

К первым учебным заведениям, в которых преподавались основы изобразительной грамоты, относятся горнозаводские школы, открытые на Алтае во второй половине XVIII в. На основании решения Кабинета от 4 ноября 1752 г. Канцелярия правления Колывано-Воскресенского горного начальства 18 января 1753 г. определила учредить в Барнауле школу «для обучения детей мастеровых по-российски читать и писать». Обучившиеся чтению и письму допускались к освоению других наук. «Которые в главные мастера и прочие горные чины по состоянию их родителей надежны, велеть горным офицерам обучать арифметике, геометрии, черчению и другим наукам» [5, с. 77]. В 1828 г. в школах, наряду с черчением, стали преподавать рисование. Обучение этим дисциплинам велось по одной программе и основывалось на методах механического заучивания и копирования чертежей. Помимо планов и чертежей также делались карандашные и акварельные рисунки. Еженедельно ученики, достигшие 12-летнего возраста, должны были заниматься в заводских цехах под руководством опытных мастеров, обучаясь столярному, слесарному, кузнечному и другим ремеслам. К 1761 г. подобные школы были открыты на Змеинигорском руднике и Ирбинском заводе, а несколько позже на новых Павловском, Сузунском и Томском заводах.

Горнозаводские школы на протяжении XVIII в. были не только первыми центрами распространения светского образования на Алтае, но и славились своими выпускниками как «самыми дельными в то время людьми для горной службы». В горнозаводской школе учился И. И. Ползунов, ставший известным русским механиком и изобретателем, К. Д. Фролов, построивший крупные для того времени гидротехнические сооружения на Змеиногорскам руднике и др.

Однако горнозаводские школы не могли удовлетворить нужды горной промышленности в плане подготовке мастеров, техников и инженеров. В 1779 г. было принято решение об учреждении в Барнауле горного училища, которое хотя и являлось средним учебным заведением, но по содержанию учебной программы соответствовало Петербургскому высшему горному училищу. В учебном плане горного училища рисование и черчение, так же как и в горнозаводских школах являлись единым учебным предметом с общей программой, по которой предусматривалось «черчение с гравированных или фотографированных фигур и тел в геометрическом перспективном виде; построение орнаментов; рисование частей человеческого тела и полной фигуры человека с оригиналов и образцов» [3, с. 91]. Основной целью обучения было дать учащимся навыки рисования, главным образом, путем копирования с образцов с использованием циркуля и линейки, а также «судя по успехам, способствовать рисованию с натуры человека, ландшафтов, живописных фигур и проч., если пожелают и красками» [12, с. 52].

В 1858 г. в Колывани открылся рисовальный класс для специальной подготовки наиболее одаренных детей к работе на Колыванской шлифовальной фабрике. В рисовальном классе преподавались такие дисциплины как рисунок, лепка с орнаментов и гипсовых фигур, резьба печатей и мелких украшений на камне. «Это последнее слово камнедельного искусства требует особенных способностей и продолжительных трудов со стороны учащихся, а потому и начинается с ранних лет. Для ознакомления с фабричными работами мальчики три дня в неделю занимаются на фабрике выделкой самых простых вещей, пробок, печаток и проч.». [13, с. 4]. Занятия вел воспитанник Академии художеств живописец М. И. Мягков (1799–1852), служивший учителем рисования в Барнаульском горном училище.

Анализ архивных документов свидетельствует, что в этот период свой вклад в развитие образования и культурной жизни Алтайского округа внесли политические ссыльные (с 1754 г. Сибирь становится местом политической ссылки). В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай художники с академическим образованием С. С. Щукин, В. П. Петров, Г. И. Гуркин, М. И. Мягков, A. A. Киселев и др.

В 1919 г. в Барнауле открылась Алтайская губернская художественная школа, в Положении которой входили следующие задачи:

– дать возможность каждому трудящемуся изучать искусство, и тем самым способствовать его воспитанию, образованию и гармоничному развитию личности;

– подготовить кадры по организации художественного образования и воспитания в деревнях, городах, фабрично-заводских, кустарных и других художественно-промышленных мастерских;

– создать новые формы обучения, отвечающие задачам революционного общества, определить новые ценности в искусстве;

– особое внимание следует обратить на развитие монументального искусства в области живописи, скульптуры и архитектуры, так как монументальное искусство — искусство будущего коммунистического общества.

В школу принимались лица обоего пола достигшие 15-летнего возраста по итогам творческих испытаний. Трехлетний курс обучения включал в себя такие дисциплины, как рисование, живопись, скульптура, история искусств, а также общеобразовательные предметы: математика, технология и др. Из прикладных специальностей изучались декоративная ковровая набойка тканей, керамика, камнеобработка, деревообработка. После окончания первого года обучения, учащиеся совершенствовали свои умения в мастерских художников, специализируясь в одном из направлений искусства по своему выбору. Наиболее способные и проявившие себя отправлялись в командировки в центральные города России для ознакомления с подлинными произведениями искусства.

В основу преподавания в Алтайской губернской советской художественной школе (1919–1921) была положена программа художественных училищ. При этом учащиеся могли сами выбирать себе преподавателя в зависимости от профессиональных интересов. В школе преподавали профессиональные художники В. В. Карев, М. И. Курзин, С. Р. Надольский, H. A. Янова-Надольская, А. О. Никулин. Среди методов обучение преобладала наглядность. «На глазах у всех школьников скульптор творил чудеса. В его руках глина превращалась в фигурки людей, лошадей, коров, овец, птиц. Это вызывало изумление детей. А потом они сами под руководством мастера с огромным увлечением лепили. Своими обожженными в печах работами украсили потом школу и квартиры коммунаров».

Главную проблему художественного образования сформулировал живописец и педагог школы А. О. Никулин: ««Нам нужны художественные школы, связанные с населением через зарождающуюся промышленность. А в школы нужно набирать учащихся из крестьян. Крестьяне — удивительные декораторы, потому что они воспитываются в окружении народного искусства. Попадая в художественно-промышленную школу, крестьяне принесут с собой отшлифованное веками мастерство народного искусства, и тем самым возможно произойдет слияние народного и профессионального видов творчества» [10, с. 155].

Многие учащиеся школы впоследствии стали известными художниками: П. И. Басманов, Н. М. Мамонтов, Д. Е. Судишников, М. Е. Тверитинов, С. А. Щицин, П. Варламов, В. П. Маркова, Н. И. Чевалков. Работа, проводимая преподавателями школы и ее учащимися, сыграла важную роль в приобщении населения Алтая к искусству. С 1921 г. школа была переименована в Алтайские губернские советские художественные мастерские наглядных пособий (Алтхутемас).

Значительную роль в становлении алтайского профессионального искусства сыграла открытая в 1931 г. в с. Чемал художественная школа. Работа школы была направлена на сохранение этнических традиций населения, проживающего на территории Горного Алтая. Ведущими преподавателями в школе были И. П. Липовцев, A. A. Лупинов, Г. И. Гуркин и Н. И. Чевалков. Значительное место в процессе преподавания отводилось академическому рисунку, творческим композициям и изучению техники линогравюры. Преподаватель школы Н. И. Чевалков совместно с учащимися собирал произведения народных умельцев, которые позже были подарены краеведческому музею. Школа просуществовала до 1941 г.

Наиболее интенсивно художественное образование в Сибири стало развиваться в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в связи с новой волной профессиональных живописцев и графиков. Г. Ф. Борунов, В. Ф. Добровольский, М. Д. Ковешникова, И. Р. Рудзите, С. И. Чернов, Л. Р. Цесюлевич; графики А. Г. Вагин, Ю. Б. Кабанов, В. П. Туманов; скульпторы П. Л. Миронов, В. Ф. Рублев не только активизировали деятельность Союза художников Алтая, участвуя в различных выставках, но и открывали художественные студии. В Горно-Алтайске действовала студия А. А. Хуппова, в Барнауле при ДК Меланжевого комбината — студия М. С. Лядова, при Тальменском доме пионеров — изостудия под руководством И. Зоммера. Наиболее известными и значимыми были студия изобразительных искусств при клубе Алтайского тракторного завода в Рубцовске и студия при клубе завода «Трансмаш» в Барнауле, организованные в 1951 г.

Изостудию при клубе «Трансмаш» организовал и возглавлял А. В. Иевлев, закончивший Омский художественный техникум. Занятия в ней велись по программе, утвержденной Министерством культуры СССР и включающей дисциплины: рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, пластическая анатомия. Основной акцент был сделан на практических занятиях, направленных на изучение технологий художественных материалов, овладение практическими навыками и умениями, техниками различных видов искусства. В качестве обязательного раздела программы было изучении истории изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Целью программы являлось воспитание творческой личности в процессе социализации разных возрастных групп. В изостудии одновременно занимались две группы: школьники и взрослые [7, с. 67]. В 1966 году студии было присвоено звание народной, а А. В. Иевлеву — «Заслуженный работник культуры РСФСР». Студия просуществовала 45 лет и была закрыта в 1996 г. Более двухсот ее воспитанников, закончив впоследствии средние и высшие учебные заведения, стали художниками и преподавателями.

Деятельность изостудий носила форму самодеятельного творчества и поэтому назрела необходимость в создании учебных заведений, хотя бы с начальным художественным образованием. В 1966 г. решением Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся была открыта детская художественная школа. Около тридцати лет она была единственным учебным заведением в области начального художественного образования. Изначально школа находилась в ведении отдела культуры Барнаульского горисполкома, но в 1967 г. была прикреплена к Красноярской художественной школе им. В. И. Сурикова, которая являлась опорной для всей сети детских художественных школ зоны Сибири и Дальнего Востока. Возглавил школу М. И. Бадьян.

Обучение было рассчитано на четыре года и велось по программам, утвержденным Министерством культуры СССР и РСФСР. В программах предусматривалось точное и последовательное планирование учебного материала по дисциплинам; творческий подход к натурным постановкам по рисунку и живописи; развитие образного мышления; проведение выставок учащихся. С 1971 по 1976 г. директором школы была Т. М. Степанская, ныне доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, член Союза художников России с 1984 г. В этот период укрепилась материальная база, увеличился контингент учащихся, расширился коллектив педагогов-художников. Ведущими задачами школы являлось обучение учащихся основам изобразительной грамоты и подготовка их к поступлению в средние и высшие художественные заведения.

В 1976 г. директором школы стал И. И. Самозванцев, окончивший графический факультет Красноярского пединститута. Им была разработана программа по рисунку, живописи и композиции для школ искусств. Программа была рецензирована кандидатом психологических наук, членом Союза художников СССР A. A. Меликом-Пашаевым и рекомендована Центральным научно-методическим кабинетом Министерства культуры РСФСР по среднему, специальному музыкальному и художественному образованию к изданию.

При разработке программы И. И. Самозванцев выделил три ведущие проблемы, которые необходимо решить в образовательном процессе художественной школе: обучение, эстетико-нравственное воспитание и творчество. В связи с этим им были определены следующие задачи:

– методическая последовательность процесса обучения, строящаяся от простого к сложному;

– соответствие учебных заданий возрастным и психологическим особенностям развития детей;

– процесс обучения должен вызывать чувство красоты, радости и пользы [9, с. 3].

Программа была рассчитана на 4–7летний срок обучения. Первые три года обучения, направленные на 7–10 летний возраст, были разработаны на основе программы по изобразительному искусству, подготовленной лабораторией изобразительного искусства НИИ Художественного воспитания АПН СССР под руководством Б. М. Неменского. Основной акцент был сделан на развитие эстетического эмоционального восприятия, воображения и художественных знаний, умений и навыков, формируемые тремя сферами художественной деятельности детей: изображение, украшение, постройка. И. И. Самозванцев определял этот период обучения как «донаучный», «доперспективный», «досветотеневой» и поэтому принцип обучения строился не от общего к частному, а от частного к общему через эмоциональное, образное отношение к воспроизведению характера изучаемой формы. Развитие учебных задач проходило по трем направлениям: рисование с натуры, по памяти и по представлению с последующим усложнением при изучении законов художественной выразительности.

Последующие 4 года обучения были направлены на введение принципа научности в образовательный процесс и построены в расчете на подростковый и частично юношеский возраст. Создание художественного образа основывалось на изучении жизни в ее типичных и характерных проявлениях через наброски, зарисовки, этюды с натуры. Основными законами композиции И. И. Самозванцев определялзаконы правды, красоты и выразительности. Эта программа, несомненно, имела огромную ценность, так как художественные школы работали на основе планов Министерства культуры РСФСР от 1976 года и не имели соответствующих программ. Поэтому учебная программа И. И. Самозванцева активно использовалась в учебном процессе всех художественных школ Западной Сибири.

В период 1960–1970 гг. XX в. во всех регионах Западной Сибири начинает складываться система профессионального художественного образования. Важную роль в этом сыграли Постановления Совета министров PCФСР 1972 г. «О мерах но дальнейшему улучшению материальных условий для развития изобразительного искусства» и «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», в которых была поставлена задача повышения уровня художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения [6, с. 32]. Эти документы оказали большое влияние на развитие внешкольного образования, в рамках которого создавались разные по видам искусств кружки, студии. Открывались детские художественные школы как начальное звено подготовки будущих кадров для учреждений культуры и искусства. В 1967 г. детская художественная школа открылась в Кемерово, в 1969 — в Горно-Алтайске, в 1972 — в Бийске и Новоалтайске, а также чуть позже в Славгороде, Тальменке, Ключах и т. д. В учебный процесс детских художественных школ помимо академических дисциплин было введено изучение декоративно-прикладного искусства. Особенное внимание уделялось тем школам, которые были расположены в местах бытования народных художественных промыслов. Так в 1983 г. была открыта школа на базе Колыванского камнерезного завода им. И. И. Ползунова, в 1985 г. — на базе Бийского керамического завода. В действующей Горно-Алтайской школе возрождались национальные традиции в ковроткачестве и резьбе по дереву. В детской художественной школе г. Змеиногорска в 1990 г. был открыт класс резьбы по дереву, основной задачей которого являлось изучение местных традиций художественной обработки дерева и приобретение практических навыков и умений в изготовлении изделий. К концу XX в. только в Алтайском крае работало уже 8 художественных школ и 45 школ искусств.

Активное развитие внешкольного художественного образования свидетельствует о том, что эти формы были популярны среди подрастающего поколения. Направленное на формирование художественно-творческих способностей обучающихся, внешкольное образование способствовало приобретению творческого опыта, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности и осмысление ее через разные формы искусства.

В этот период Главным управлением учебных заведений и научных учреждений и Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства разрабатывались и внедрялись проекты программ для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Основной акцент делался на академических дисциплинах: рисунок, живопись, станковая композиция. Народное традиционное искусство позиционировалось как декоративно-прикладная композиция, и наличествовало в программах в единичных заданиях, не связанных в тематические блоки. Например, в программе «Изобразительное искусство» (1987 г.) выделен раздел «Декоративно-прикладная композиция», в котором одной из задач является изучение народного декоративно-прикладного искусства и местных художественных промыслов [11, с. 2]. Но в примерном тематическом плане представлено только одно задание — «Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве. Народная игрушка», на которое выделен всего 1 час. В примерном тематическом плане программы «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства» (1988 г.) первым же заданием стоит «Декоративная композиция по мотивам народного искусства» [8, с. 3]. Целью этого задания является выполнение двух эскизов узора в форме круга и прямоугольника по мотивам хохломской и городецкой росписи. Следовательно, учащиеся должны за 4 часа, выделенные на это задание изучить основные элементы сразу двух видов росписи, отработать постановку руки и создать собственные композиции. Это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство не рассматривалось авторами программ как необходимый компонент содержания образования в художественных школах.

Наиболее содержательной и методически выстроенной является программа «Композиция прикладного искусства и работа в материале (искусство резьбы по дереву)», предназначенная для художественных школ, расположенных в центрах традиционных художественных промыслов, применяемая и в настоящее время в образовательном процессе многих художественных школ. Программа включает в себя теоретическую подготовку, технику безопасности, практические задания, построенные по концентрическому принципу с постепенным усложнением, как основных видов резьбы, так и механизированных технологических процессов.

Среднее специальное художественное образование в Алтайском крае приобрело зримую форму в начале 70-х г. XX в. Если в начале XX в. художественная жизнь развивалась за счет приезжающих, то в связи с ее активизацией в других городах усилилась обратная миграция художников и педагогов в европейскую часть России, поставив остро проблему подготовки собственных кадров. В целях подготовки специалистов-художников средней квалификации и пропаганды изобразительного искусства в Алтайском крае в 1971 г. в Новоалтайске было открыто художественное училище. У истоков организации училища стояли художники С. П. Ботев, С. К. Двойнос, В. А. Раменский, Н. М. Смирнов, Б. Г. Босько, Б. Н. Лупачев, И. С. Хайрулинов. В разные годы в училище работали П. Д. Джура, В. Ф. Добровольский, Н. П. Иванов, И. М. Мамонтов, Ю. Г. Мингулов, Л. В. Рублева, И. Р. Рудзите и др. Первым директором НГХУ был Н. П. Шемелев.

В училище существовало два отделения: живописно-педагогическое и оформительское. Планировалось еще открыть отделение художников-прикладников по направлениям керамика, резьба по дереву и камню. Однако этому отделению не суждено было открыться из-за неприспособленности помещений, недостаточности материальной базы и скудного финансирования. Одной из причин также стали существующие санитарные нормы, определявшие к допуску в обработке камня лишь лиц, достигших совершеннолетия, что было не приемлемо для художественного училища, осуществляющего набор на базе 9 классов.

Учебный процесс был направлен на академическое образование в русле традиций русской реалистической школы. Обучение велось на основе типовых программ, разработанных Московским художественным училищем 1905 г, которое являлось опорной базой для всех художественных училищ страны. Основное внимание уделялось углубленному изучению академического рисунка, живописи, основных законов композиции. В начале 90-х г. в связи со сменой государственной идеологической системы исчезли заказы на изготовление пропагандистской продукции, и целое отделение художников-оформителей оказалось практически не востребованным. Поэтому в 1992 г. оформительское отделение было переименовано в дизайнерское с новыми специальностями: графический дизайн и дизайн архитектурной среды.

В 70–80 г. XX в. мощное развитие экономики Алтайского края, рост числа учреждений культуры, появление новых экономических форм культурной деятельности, открытие предприятий по производству изделий художественной промышленности требовали подготовки, как преподавателей, так и квалифицированных специалистов-художников. Это способствовало открытию в Алтайском крае новых форм учебных заведений. В 1975 г. в Барнауле был открыт Алтайский государственный институт культуры, направленный на подготовку кадров для культурно-просветительской работы в области искусства. В 1984 г. в среднем профессионально-техническом училище № 42 открылись специальности «Резчик по дереву» и «Художник росписи по дереву», подготавливавших мастеров-специалистов для предприятий местной промышленности.

Ретроспективный анализ процесса развития художественного образования в Западной Сибири показал, что ведущую роль в становлении художественного образования играла практическая необходимость в подготовке педагогических кадров для образования и просвещения и профессиональных специалистах, необходимых для промышленного и хозяйственного становления региона. Большое значение в организации учебных заведений и учреждений просвещения оказали миграционные волны художников и педагогов, а также тесное взаимодействие государственной власти и педагогической общественности. В качестве позитивных тенденций мы можем выделить активное участие педагогов и художников в организации учебных художественных заведений и открытии новых форм художественного просвещения. Большое значение имела деятельность ведущих педагогов в разработке концептуальных основ художественного образования, создании авторских программ, новаторских подходов к обучению и воспитанию и широкой просветительской работе.

Образование в области народного декоративно-прикладного искусства в Западной Сибири не выделялось в самостоятельную отрасль и рассматривалось в контексте обучения изобразительной деятельности. В художественных школах наибольшее внимание уделялось изучению классического рисунка, живописи и станковой композиции. Народное искусство позиционировалось как декоративно-прикладная композиция, и наличествовало в программах в единичных заданиях, не связанных в тематические блоки. Среднее профессиональное образование опиралось на учебные программы академической направленности и ставило своей целью подготовку специалистов для театров, музеев и школ.

Литература:

  1. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск. Средне-уральское книжное изд-во. 1982. 112 с.
  2. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 2007. 380 с.
  3. Дашкевич Л. А., Сафронова А. М. Горная школа в России (XVIII — первая половина XIX вв.) // Металлургические заводы и крестьянство: Проблемы социальной организации промышленности России и Швеции в раннеиндустриальный период: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1992. С. 91.
  4. Карпенко З. Г. Горная и металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700–1860 годах. Новосибирск: Изд-во Сиб. Отд-ния АН СССР, 1963. 215 с.
  5. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири 17 — начала 19 веков. Новосибирск: Наука, 1974. 252 с.
  6. Конев, В. П. Художественная культура советского периода (1960–1980-е гг.) — Новосибирск, 2001. 226 с.
  7. Лихацкая Л. Учитель и художник А. В. Иевлев. Барнаул. ООО «Алтайский дом печати». 2006. 108 с.
  8. Савенкова Л. Г. Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства. Главное управление учебных заведений и научных учреждений. М.: 1988. 34 с.
  9. Самозванцев И. И. Методические рекомендации. Тематический план по рисунку, живописи и композиции для детских художественных школ. — Барнаул: Управление культуры Алт. Крайисполкома, 1987. 72 с.
  10. Снитко Л. И. Первые художники Алтая. — Л.: Художник РСФСР, 1983. 155 с.
  11. Терещенко Т. Ф. Проект программы для детских художественных школ «Изобразительное искусство: станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка». Центральный научно-методический комитет по учебным заведениям культуры и искусства. М.: 1987. 28 с.
  12. Черноухов Э. А. Проблема учителя в горнозаводских школах Урала первой половины XIX в. // Интеллигент в провинции: Тезисы докладов всероссийской науч.-практ. конф. Вып. 2. Екатеринбург, 1997. С. 160
  13. Шеваров Г. «По сему рисунку…» // Алтайская правда. — 1977. — 14 сентября. С. 4
  14. Шокорова Л. В. Художественные промыслы Алтая XIX — XXI столетий: история и перспективы развития. к. дис. / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа.


Похожие статьи

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

Народные художественные промыслы — особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

Искусство костюма, относящееся к сфере декоративно-прикладного искусства, приобретает важное значение в современной культуре общества.

В Сибири действовало два дома моделей — в Барнауле (Алтайский Дом моделей, 1959) и Новосибирске.

Трансформация педагогических основ резьбы по дереву...

Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Похожие статьи

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

Народные художественные промыслы — особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

Искусство костюма, относящееся к сфере декоративно-прикладного искусства, приобретает важное значение в современной культуре общества.

В Сибири действовало два дома моделей — в Барнауле (Алтайский Дом моделей, 1959) и Новосибирске.

Трансформация педагогических основ резьбы по дереву...

Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Задать вопрос