Информационно-психологическое воздействие сети «Интернет» на военнослужащих внутренних войск МВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 27.03.2016

Статья просмотрена: 1622 раза

Библиографическое описание:

Гузенко, А. Ю. Информационно-психологическое воздействие сети «Интернет» на военнослужащих внутренних войск МВД России / А. Ю. Гузенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27585/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье проводится анализ сложившейся ситуации относительно негативного влияния информации, размещенной в сети интернет, на военнослужащих внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: информационная война, информационно — психологическое воздействие, средства массовой информации.

Информационная война не является чем-то новым для человечества. Наоборот, если «пушки» изредка всё же затихают, то запугивание, демонстративные действия, введение в заблуждение, целенаправленное разобщение и т.п. не прекращаются никогда.

Древнекитайские трактаты Сунь-Цзы полны рекомендаций по разрушению этноса противника:

 пытайтесь внести разложение во все ценное, вовлекайте людей в преступные дела;

 подрывайте положение авторитетов и их репутацию, навлекайте на них позор в глазах соотечественников;

 используйте даже самых низких и отвратительных людей;

 мешайте деятельности правительств;

 сейте разногласия и раздоры;

 восстанавливайте молодежь против стариков;

 сокрушайте старые традиции;

 не жалейте ни подарков, ни денег, ни обещаний — все окупится.

В течение многих веков первоначально своеобразное искусство управления психическими состояниями, мыслями и поступками людей совершенствовалось, расширяло область применения и в настоящее время стало неотъемлемой частью мировой политики.

Особое внимание феномену «информационной войны» уделяется в США. «В разработанной Комитетом начальников штабов вооруженных сил США «Единой доктрине противоборства в области управления и связи» термин «информационная война» определяется как совокупность мероприятий, принимаемых в целях достижения информационного превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы, процессы, компьютерные сети, общественное и индивидуальное сознание и подсознание населения и личного состава вооруженных сил, при одновременной защите своей информационной среды». [1]

Исторический опыт показывает, что одним из самых действенных инструментов достижения политических целей государства является армия. Поэтому, совершенно обоснованно вооруженные силы Российской Федерации — это один из важнейших объектов информационно-психологического воздействия.

Основным содержанием информационно-психологического воздействия на противника является целенаправленная дезинформация, дезориентация в окружающей действительности, сокрытие подлинной боеспособности своих сил и средств, истинных намерений; использование слабостей и трудностей для подрыва морального духа военнослужащих и формирование у них психологического состояния безысходности, бесперспективности предстоящих действий, невозможности достижения успеха.

По эффективности воздействия на психическое сознание военнослужащих и общество в целом средства массовой информации, бесспорно, занимают лидирующую позицию. Они включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику человека с целью формирования соответствующих психологических установок. К основным средствам массовой информации относятся: телевидение, интернет, пресса и радио.

Классическим примером информационной войны на её современном этапе развития, является развернутое США и Великобританией информационно-психологическое воздействие на вооруженные силы и население Ирака в 2003 году, целями которого являлось:

 снижение морального духа вооруженных сил и населения Ирака;

 подрыв авторитета власти С. Хусейна;

 воспрепятствование возможному развертыванию партизанского движения;

 нейтрализация действий органов государственной власти и военного управления.

Средствами оказания воздействия в основном являлись телевидение, интернет, радио, телефонная связь, пропагандистские листовки.

Такая массовая психологическая кампания, по оценке военного руководства США, была достаточно успешной. В её результате группы иракских солдат сдавались в плен, выросли противоречия в иракском руководстве, оно утратило контроль над ситуацией в стране.

Анализ опыта российских вооруженных сил показывает, что яркими примерами информационно — психологического воздействия на российских военнослужащих являются война в Чеченской Республике и Грузино — осетинский конфликт. В обоих случаях европейские СМИ освещали действия Москвы по обеспечению мира и безопасности на Кавказе, как неоправданные и чрезмерные, а истинных агрессоров, как жертв. В СМИ можно было встретить следующие заголовки:

 Зверские убийства мирного населения русскими солдатами;

 Страдания и лишения беженцев в палаточных городках;- Чеченский народ — жертва российской армии;

 Захватническая война русских, агрессия РФ;

 Нарушение Россией международных законов в Чечне;

 Россия применяет запрещенное оружие;

 Угрозы мирового сообщества президенту России;

 Партизанская война чеченцев — война за независимость;

 Дезертирство русских солдат и их переход на сторону освободительного движения Чечни;

 Комитет солдатских матерей России протестует против войны в Чечне;

 Исламский террор в России, религиозные причины освободительной войны против РФ;

 Россия бомбит Чечню;

 Россия штурмует Грозный;

 Разрушение федеральными силами Чеченских сел и городов;

 Потери федеральных сил;

 Охота на кавказцев как потенциальных террористов в России;

Медийные корпорации членов НАТО практически лишили общественность своих стран возможности объективно оценить ситуацию. Кроме того, подобная информация была обнародована и в ряде российских СМИ (в первую очередь в сети интернет). Все это безусловно негативно сказалось на авторитете правительства страны, в том числе и в вооруженных силах. Данные факты свидетельствуют о недостаточной подготовленности России к ведению информационной войны.

Необходимо отметить, что психологическое противодействие ведется не только накануне или во время боевых действий, с целью снижения авторитета власти государства, разобщения населения и снижения общего морально — психологического потенциала страны.

Как показывает практика, большинство военнослужащих, даже не предполагает, что, на первый взгляд, безобидный просмотр «ленты» новостей в интернете ежедневно подвергает их сознание мощному информационно — психологическому воздействию, которое формирует их отношение к политике государства, органам власти, государственным институтам, происходящим событиям и т.д.

С целью изучения источников информации, которые используют военнослужащие внутренних войск МВД России в настоящее время, с 13 по 18 апреля 2015 года офицеры научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем внутренних войск МВД России проводили в группировке внутренних войск, дислоцирующейся в республике Крым, социологическое исследование, результаты которого заставляют задуматься над проблемой информационного обеспечения военнослужащих внутренних войск.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, было предложено ответить по 7-балльной шкале на следующие вопросы:

  1. Какими источниками вы пользуетесь для получения различной информации?

Обобщенные ответы: телевидение — 5.49; интернет — 5.47; информирование в подразделении — 4.83; различные печатные издания — 4.5 (среднее значение); библиотека воинской части — 3.57.

  1. Какими источниками вы пользуетесь для получения информации о деятельности внутренних войск МВД России?

Обобщенные ответы: информирование в подразделении — 5.3; занятия по ОГП — 5.24; интернет — 5.15; войсковые печатные издания — 4.82; телевидение — 4.81; другие печатные издания — 4.55 (среднее значение); радио — 3.58; библиотека воинской части — 3.57.

В рамках проведения того же исследования офицерскому составу было предложено оценить источники информации, по их использованию при подготовке к проведению ОГП и информирования.

Обобщенные ответы: интернет — 5.99; телевидение — 5.85; информирование — 5.11; различные печатные издания — 4.89 (среднее значение); радио — 4.57; библиотека воинской части — 4.15.

Результат опроса указывает на то, что тем или иным путем именно интернет является первичным источником информации для военнослужащих. Это обусловлено несколькими, довольно вескими причинами:

  1. Военнослужащий сам выбирает время просмотра информации.
  2. Просмотр может быть организован практически в любом месте нахождения военнослужащего, через портативные средства коммуникации.
  3. Интернет — самая большая база информации в мире.
  4. Поиск информации по любому интересующему вопросу — относительно легкий и быстрый благодаря поисковым системам.

Данная ситуация безусловно негативно влияет на формирование у военнослужащих общей картины событий, происходящих в мире. Это связано с тем, что информация, которая поступает во всемирную сеть, практически не фильтруется. Напротив, чем более невероятным и скандальным является трактование, того или иного факта, тем дольше и тщательнее эта информация будет обсуждаться в различных источниках и, соответственно, иметь больший охват общества.

Боевой опыт убедительно доказал, что командирам, штабам, должностным лица органов по работе с личным составом необходимо принимать решительные меры по изучению приемов и принципов проведения противником информационно — психологических акций, осуществлять мероприятия по их упреждению и предотвращению.

Защита личного состава от информационно — психологического воздействия противника представляет собой деятельность командиров и органов военного управления по нейтрализации влияния негативных факторов на морально — психологическое состояние воинских частей, подразделений, и моральный дух отдельных военнослужащих и достижению морального превосходства над противником. [2]

Заставляет серьезно задуматься тот факт, что в настоящее время во внутренних войсках МВД России «мирному» воздействию различных источников на военнослужащих не уделяется должного внимания. Прежде всего это выражается в отсутствии целенаправленной работы должностных лиц по нейтрализации этого воздействия.

На мой взгляд, первичной и самой необходимой формой работы по защите личного состава от негативного воздействия сети интернет является разъяснение каждому военнослужащему понятий: информационная война, информационно-психологическое воздействие, роль средств массовой информации в данной деятельности.

В заключении необходимо отметить, что не зря XXI век называют веком информационных технологий. Привычные представления о войне устаревают, а им на смену приходят более изощренные способы противостояния. И чтобы выйти победителем из этой битвы технологий, внутренних войскам необходимо своевременно и качественно противостоять информационным атакам невидимого противника.

Литература:

  1. Волковский Н.Л. История информационных войн. ч. 1,2. СПб.: Изд. «Полигон», 2003.
  2. Морально-психологическое обеспечение деятельности подразделений внутренних войск МВД России. ч. 1. Под общ. Ред. В.Ю. Новожилова. СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2011.
  3. Конрад Н.И. Искусство войны.М.: Изд. «Эксмо», 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренних войск МВД, войск МВД России, вооруженных сил, библиотека воинской части, печатные издания, психологического воздействия, среднее значение, различные печатные издания, личного состава, военнослужащих внутренних войск, информационно-психологического воздействия, массовой информации, психологического воздействия противника, морального духа военнослужащих, военнослужащие внутренних войск, группировке внутренних войск, внутренних войсках МВД, деятельности внутренних войск, состава вооруженных сил, ВВ МВД России.


Ключевые слова

средства массовой информации, информационная война, информационно — психологическое воздействие

Похожие статьи

Задать вопрос