Особенности образовательной миграции в российском регионе (на примере Томской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Баталова, Л. Э. Особенности образовательной миграции в российском регионе (на примере Томской области) / Л. Э. Баталова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 745-747. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25896/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Ключевые слова: образовательная миграция, Томская область, научно-образовательный центр, образовательные услуги, университетский город.

 

Несмотря на то, что в научной литературе отсутствует единое и адекватное определение образовательной миграции, в целом, можно сказать, что речь идет о территориальном перемещении индивидов с целью получения образования различного уровня.

Нельзя не сказать, что вследствие усиления процессов глобализации образовательная миграция является одной из важнейших составляющих миграционных потоков и обладает высокой степенью интенсивности в современном мире.

Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира, принимающей мигрантов. Вместе с тем, миграционная политика России нередко критиковалась, ведь в сравнении с численностью населения и потенциалом системы образования, к сожалению, не приходилось говорить о взвешенной, конструктивной и целевой политике, направленной на привлечение иностранных студентов [5, с. 150]. В распределении общемирового контингента иностранных студентов в 2009 году Россия занимала лишь 9 место, после США, Великобритании, Франции и др.

В данной связи, лишь в 2012 году в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года молодежь рассматривается как мощнейший потенциал развития и ресурс инноваций, и провозглашается курс на более эффективное привлечение иностранных «умов» и поддержку академической мобильности [3].

Несомненно, г. Томск является одним из немногих городов России, который можно с полной уверенностью назвать университетским, наряду с такими именитыми, как Москва и Санкт-Петербург. Хотелось бы отметить, что уже с 1888 года г. Томск является первым научно-образовательным центром азиатской части России, а в Уставе города градообразующая роль принадлежит не машиностроению или промышленности, а именно научно-образовательному комплексу [7].

Томск является настоящим образовательным центром Сибири, в ВУЗы которого каждый год поступают тысячи людей. Если привести немного цифр, то в «ВУЗах Томска обучается более 100 тысяч человек, или каждый пятый житель нашего города. Преподают и проводят исследования около 3,5 тысяч докторов и кандидатов наук, ежегодно защищается более 60 докторских и 300 кандидатских диссертаций» [6].

Естественно научно-образовательный комплекс Томска очень привлекателен как для иностранных студентов, так и для граждан других субъектов РФ. В Томске действуют 6 университетов: классический, политехнический, педагогический, медицинский, архитектурно-строительный и систем управления и радиоэлектроники.

А с недавнего времени, ТГУ и ТПУ на конкурсной основе получили право именоваться национально-исследовательскими, что позволило им выйти на качественно новый уровень образования. ТПУ и ТГУ в 2013 года вошли в ТОП-15 ведущих российских университетов, и тем самым, получили федеральное субсидирование для реализации мер по повышению своих позиций в мировых рейтингах. Не менее привлекательным являются «признание Томска как центра инноваций, реализация проекта «ИНО Томск-2020», проводимые форумы, международные съезды и конференции, а также развитая инфраструктура инновационной деятельности» [1; С.18].

Вместе с тем, важность привлечения образовательных мигрантов для развития региона также очевидна. Во-первых, несмотря на демографический кризис многих регионов России, сокращение населения Томска не происходит, и даже наоборот, численность населения постепенно растет.

Так, согласно статистике по Томской области, подготовленной по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения Томской области, по сравнению с переписью 2002 года, увеличилась на 1.4 тыс. человек и составила 1047,4 тысяч жителей, из которых 735,7 тыс. человек — городское население [4]. В данном случае одной из важнейших причин миграционного прироста является активная политика Томских ВУЗов по привлечению иностранных граждан с целью обучения.

Анализируя миграционные процессы в период инновационного преобразования Томской области, исследователи отмечают, что «значительную часть мигрантов составляет молодежь, прибывающая в Томскую область на учебу (в 2011–25,9 %). За последние 5 лет в структуре миграционного прироста населения Томской области от 2,0 до 2,7 тысяч человек в год составляют студенты» [1; С.17].

Действительно, в 2013 году именно Томск занял первое место по России по проценту иногородних студентов среди общего числа учащихся. В Томских ВУЗах сегодня обучаются как жители других российских регионов, так и представители стран СНГ и Дальнего Зарубежья.

Преимущества образовательной миграции для Томска четко отслеживаются и с экономической точки зрения. Во-первых, сами по себе университеты Томска являются самостоятельной и достаточно внушительной частью экономического пространства региона. «Студенты тратят сегодня в Томске около миллиарда рублей в месяц, или 12 миллиардов в год. Годовой бюджет только двух ведущих ВУЗов Томска за 2013 год обошел по своим размерам городскую казну» [2].

Достаточно прибыльной отраслью в экспорте образовательных услуг Томской области составляют и различные языковые курсы, а также курсы повышения квалификации и др. Во-вторых, значительные финансы поступают в бюджет города за счет проживания, питания, использования транспорта, и досуга иногородних и иностранных студентов. При этом образовательная миграция в Томской области позволяет повысить долю перспективных, трудоспособных молодых людей, которые осваивают профессии, востребованные на рынке труда региона.

Вместе с тем, приток учебных мигрантов позволяет развивать социальную инфраструктуру, а также совершенствовать инновационный потенциал образовательной системы региона в целом.

Хотелось бы отметить, что эффективность привлечения иностранных студентов во многом зависит от конкурентоспособности Томских ВУЗов как в Сибири, так и в России, и даже на международной арене.

Таким образом, наличие одного из ведущих в России научно-образовательных комплексов, а социальные, экономические и др. преимущества образовательной миграции вполне оправданно делают ее приоритетным направлением миграционной политики Томской области, и включают образовательные учреждения региона в конкурентную борьбу за привлечение иностранных «умов».

В данном случае стоит отметить высокую степень заинтересованности власти региона в привлечении образовательных мигрантов. Администрация г. Томска уделяет особое внимание данной проблеме.

Так, например, по ее инициативе, в сентябре 2011 года в г. Томске состоялось обсуждение российско-германского проекта «Имидж университетского города». Авторами данного проекта являются А. И. Щербинин, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии ТГУ и Клаус Шуберт, профессор политологии, бывший директор Института политической науки (Факультета политологии) Вестфальского университета им. Вильгельма в Мюнстере. Политологи обсуждали основные аспекты формирования конкурентоспособного имиджа города г. Томска, анализируя плюсы и минусы подобного опыта германских коллег в университетском городе Мюнстере.

В ходе дискуссии были разработаны несколько концепций, обозначены основные этапы реализации проекта имиджа университетского города, и в настоящее время, данный проект постепенно воплощается в жизнь. Осуществление данного проекта предполагало проведение ряда крупных сравнительных исследований российских ВУЗов-конкурентов соответствующего уровня, анализ и выявление недостатков внешнего позиционирования города Томска в медийном пространстве на уровне страны, и были предложены и реализованы конкретные предложения по повышению уровня имиджевой политики университетов Томска. Уже сегодня можно говорить об эффективности данного проекта, так как количество иностранных студентов, и студентов, приезжающих из других регионов России для обучения в Томских ВУЗах ежегодно растет.

 

Литература:

 

  1.         Барышева Г.А, Черданцева И. В. Миграционные процессы в период инновационных преобразований в экономике региона // Известия Томского политехнического университета. 2012. Том 321. № 6. С. 16–20.
  2.         Бюджеты ТГУ и ТПУ превышают объем городской казны [Электронный ресурс] // Городской портал Tomsk.ru. — URL: http://www.tomsk.ru/news/view/82310 (дата обращения 20.09.2015).
  3.         Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131046 (дата обращения 20.09.2015).
  4.         Статистический сборник № 1 «Численность и размещение населения Томской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области. — URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/ (дата обращения 20.09.2015).
  5.         Сухорукова Н. В., Мартышева Е. М., Сенцов А. Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филолологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 149–152.
  6.         Томский научно-образовательный комплекс [Электронный ресурс] // Официальный Интернет портал «Томская область». — URL: http://old.tomsk.gov.ru/ru/science_education/ (дата обращения 20.09.2015).
  7.         Устав города Томска [Электронный ресурс] // Официальный портал МО «Город Томск». — URL: http://www1.admin.tomsk.ru/ustav/chapter1 (дата обращения 20.09.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): томск, Томская область, образовательная миграция, Россия, университетский город, студент, численность населения, Мюнстер, научно-образовательный центр, Российская Федерация.


Ключевые слова

образовательные услуги, образовательная миграция, Томская область, научно-образовательный центр, университетский город., университетский город

Похожие статьи

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья...

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

образовательная миграция, Российская Федерация, правовое регулирование, Россия, учебная виза, образовательное учреждение, образовательная программа, миграционное законодательство, иностранный гражданин...

Актуальность изучения образовательных миграций

Образовательные миграции по численности уступают только трудовым и вынужденным

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России.

Тищенко М. Учебная миграция; в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Городская среда как системно-локализованное поле...

Формирование образовательной среды для городского населения, в том числе развитие университетов (даже университетских кластеров), приобретает особую значимость, так как иметь в городе образовательный центр...

История российско-китайских отношений в сфере образования...

6. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде: Коллективная

Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013.

7. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, г. Москва, 2013 год.

Программы развития студенческой молодежи в области...

Для студентов всего города Омска на базе ОмГТУ проводятся областная научно-практическая конференция «Развитие российской государственности»; Областные рождественские образовательные чтения «Формирование духовного мира студента»...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных

Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и

– включение иностранных студентов в коллективно-творческую деятельность города

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья...

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

образовательная миграция, Российская Федерация, правовое регулирование, Россия, учебная виза, образовательное учреждение, образовательная программа, миграционное законодательство, иностранный гражданин...

Актуальность изучения образовательных миграций

Образовательные миграции по численности уступают только трудовым и вынужденным

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России.

Тищенко М. Учебная миграция; в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Городская среда как системно-локализованное поле...

Формирование образовательной среды для городского населения, в том числе развитие университетов (даже университетских кластеров), приобретает особую значимость, так как иметь в городе образовательный центр...

История российско-китайских отношений в сфере образования...

6. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде: Коллективная

Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013.

7. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, г. Москва, 2013 год.

Программы развития студенческой молодежи в области...

Для студентов всего города Омска на базе ОмГТУ проводятся областная научно-практическая конференция «Развитие российской государственности»; Областные рождественские образовательные чтения «Формирование духовного мира студента»...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных

Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и

– включение иностранных студентов в коллективно-творческую деятельность города

Похожие статьи

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья...

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

образовательная миграция, Российская Федерация, правовое регулирование, Россия, учебная виза, образовательное учреждение, образовательная программа, миграционное законодательство, иностранный гражданин...

Актуальность изучения образовательных миграций

Образовательные миграции по численности уступают только трудовым и вынужденным

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России.

Тищенко М. Учебная миграция; в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Городская среда как системно-локализованное поле...

Формирование образовательной среды для городского населения, в том числе развитие университетов (даже университетских кластеров), приобретает особую значимость, так как иметь в городе образовательный центр...

История российско-китайских отношений в сфере образования...

6. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде: Коллективная

Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013.

7. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, г. Москва, 2013 год.

Программы развития студенческой молодежи в области...

Для студентов всего города Омска на базе ОмГТУ проводятся областная научно-практическая конференция «Развитие российской государственности»; Областные рождественские образовательные чтения «Формирование духовного мира студента»...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных

Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и

– включение иностранных студентов в коллективно-творческую деятельность города

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья...

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

образовательная миграция, Российская Федерация, правовое регулирование, Россия, учебная виза, образовательное учреждение, образовательная программа, миграционное законодательство, иностранный гражданин...

Актуальность изучения образовательных миграций

Образовательные миграции по численности уступают только трудовым и вынужденным

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России.

Тищенко М. Учебная миграция; в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Городская среда как системно-локализованное поле...

Формирование образовательной среды для городского населения, в том числе развитие университетов (даже университетских кластеров), приобретает особую значимость, так как иметь в городе образовательный центр...

История российско-китайских отношений в сфере образования...

6. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде: Коллективная

Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013.

7. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, г. Москва, 2013 год.

Программы развития студенческой молодежи в области...

Для студентов всего города Омска на базе ОмГТУ проводятся областная научно-практическая конференция «Развитие российской государственности»; Областные рождественские образовательные чтения «Формирование духовного мира студента»...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных

Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и

– включение иностранных студентов в коллективно-творческую деятельность города

Задать вопрос