Теоретический анализ специфики совместной деятельности сотрудников пограничных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 21.01.2016

Статья просмотрена: 599 раз

Библиографическое описание:

Катунин, А. П. Теоретический анализ специфики совместной деятельности сотрудников пограничных органов / А. П. Катунин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1006-1009. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25517/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

В психологической науке, а в частности психологии труда, социальной психологии, психологии управления всегда присутствовал определенный интерес к изучению совместной деятельности, так как она всегда осуществляется группой людей, в условиях их общения друг с другом. Ее существенным моментом является взаимосвязь и взаимодействие всех членов группы.

На сегодняшний день фактически любая трудовая деятельность по своему содержанию и особенностям формы организации справедливо становится все более совместной. Б. Ф. Ломов писал о том, что «индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а «вплетена» в деятельность общества», и, что «любая индивидуальная деятельность является составной частью деятельности совместной» [6, с.4].

Не является исключением и деятельность сотрудников подразделений пограничных органов, которая, несомненно, несет групповой, коллективный характер, обусловленный их совместными действиями и межличностным взаимодействием в процессе и в интересах её реализации.

Опираясь на анализ отечественных и зарубежных научных источников необходимо отметить, что исследователи в различное время в рамках отличных друг от друга концепций неоднократно рассматривали проблему совместной деятельности в группе. Как результат, учеными выдвигались такие названия этого феномена, как «групповая активность», «групповое взаимодействие», «групповая деятельность», «совместная деятельность» [3, с. 42].

Первые значимые публикации посвященные «совместной деятельности» в отечественной психологии, появились в 60 — х годах XX века. Активность проведения исследований, в этот промежуток времени вытекала из практической необходимости, связанной с развитием космонавтики и авиации, которое обусловило необходимость разрешения проблемы комплектования экипажей для эффективной совместной деятельности в специфических условиях.

В дальнейшем исследователи рассматривали феномены, оказывающие существенное влияние на результаты совместной деятельности, такие как совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения и психологические типы лидерства и т. д., что, не создает полного представления о сущности, мотивах и структурных компонентах совместной деятельности.

Исходя из, теоретического анализа проблемы совместной деятельности, в качестве отличительных признаков в любой профессиональной области необходимо выделить следующие:

–                    единая цель для всех участников деятельности — предвосхищаемый результат совместной деятельности, отвечающий интересам всех и способствующий реализации потребностей каждого из включенных в нее индивидов;

–                    общая мотивация к осуществлению деятельности;

–                    объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей, самих действующих индивидов коллективного субъекта;

–                    разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции, и их распределение между участниками, исходя из характера цели, имеющихся средств и необходимых условий для ее достижения, состава и уровня квалификации исполнителей;

–                    координация отдельных деятельностей всех участников совместной деятельности;

–                    необходимость в управлении индивидуальными деятельностями, и как следствие наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного участника, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

–                    наличие для участников деятельности единого конечного результата;

–                    наличие единого пространства и одновременность выполнения деятельностей — создающие возможность личного (непосредственного) контакта, в том числе интеракции как обмена действиями, коммуникации как обмена информацией и взаимной перцепции.

Опираясь на то, что понятие кооперации является методологической основой в отечественных психологических исследованиях совместной деятельности, наличие единой цели для участников, включенных в деятельность, необходимо рассматривать обязательным её признаком. А так как цель является идеальным или мысленно представляемым результатом деятельности, тем, что должно быть получено в итоге, она выступает в качестве регулятора деятельности.

Цель формируется на основе мотивов деятельности. Участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь побуждение работать вместе, то есть должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать надындивидуальные цели и задачи, значимые для малых групп. Единые цели и общая мотивация создают исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта).

Совместная деятельность требует строго согласованного, координированного выполнения распределенных и взаимосвязанных действий, обязанностей, при полном отсутствии стихийности. Согласование можно достичь только с помощью управления. Не менее важным условием для организации совместной деятельности является одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми на едином пространстве.

Профессиональной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов присущи все вышеперечисленные признаки характеризующие её как совместную.

Не смотря на то, что количественный состав отделений неодинаков, и определяется различными условиями — региональные особенности, политические и экономические взаимоотношения с сопредельными государствами, складывающейся обстановки, сотрудники пограничных отделений объединены общей социальной деятельностью, и выполняют единую конкретную задачу, заключающуюся в охране определенного участка государственной границы. Сотрудники находятся в непосредственном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Исходя из этого, служебный коллектив конкретно взятого пограничного отделения будет являться малой группой.

В деятельности сотрудников подразделения по охране государственной границы усматривается единая цель, заключающаяся в выявлении признаков нарушения и недопущении нарушения государственной границы.

Кроме того, сотрудники объединены единой социальной деятельностью и выполняют ряд общих задач, определенных статьями 3, 11, 23, 24, 28 Закона РФ от 1 апреля 1993 года N 4730 — I «О Государственной границе РФ»; статей 11.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40 — ФЗ «О федеральной службе безопасности»:

а)                защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения;

б)                обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

в)                обнаружение и задержание перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в РФ или вывозу из РФ;

г)                 выявление и задержание иностранных граждан и лиц без гражданства, которым не разрешен въезд в РФ;

д)                выявление, предупреждение, и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере режима границы и режима в пунктах пропуска [1,2].

Имея перед собой общую для всего состава подразделения цель, и общие задачи, каждый сотрудник осуществляет конкретные профессиональные действия (пропуск лиц и транспортных средств через государственную границу, ведение наблюдения в конкретном секторе, поиск, задержание нарушителей и т. п.), исходя из должностного предназначения.

Для всех членов подразделения характерно и наличие общей мотивации, направленной на решение поставленных задач.

Руководство и управление действиями пограничников в ходе реализации оперативно — служебной деятельности осуществляет непосредственный начальник. При этом пограничники действуют одновременно и на едином пространстве.

Нельзя оставить без внимания специфичные признаки, характеризующие особенность совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов непосредственно охраняющих государственную границу. К ним относятся: четкая регламентация деятельности требованиями руководящих документов; несение службы с оружием либо специальными средствами; близость сопредельного государства; использование современной техники и вооружения, инженерно-технических средств.

Ю. Н. Гурьянов, проводя исследования деятельности по охране государственной границы, в качестве специфичных черт выделял стресс-факторы этой деятельности, обосновывая их первостепенное влияние, прежде всего, на успешность выполнения пограничниками поставленных задач. К основным стресс-факторам он относит: монотонность, опасность, внезапность, неопределенность, новизну, увеличение темпа действий и дефицит времени [4, с. 127].

Ряд других военных психологов (Ельчанинов П. Е., Сергеюк П. И., Сысоев В. В., Феденко Н. Ф. и др.), помимо обозначенных выше, объективных (внешних) факторов, выделяют субъективные (внутренние) факторы профессиональной деятельности сотрудников: индивидуально-психологические особенности; уровень развития адаптационных возможностей; опыт служебно-боевой деятельности; уровень ситуативной психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач и другие [3, с. 49].

Помимо этого, в работах Ю. Г. Сулимова, В. Ф. Давыдова, В. Ф. Перевалова, С. Е. Поддубного, А. Н. Караяни, подробно раскрыты прикладные аспекты проблемы совместной деятельности военнослужащих, а так же специфические факторы, влияющие на неё.

Существующие в науке мнения исследователей, так же относят к факторам стрессогенного характера: социально-психологические (конфликты в сфере межличностных отношений, отсутствие взаимопонимания с начальником, некорректное поведение со стороны сослуживцев); организационно — управленческие (несоблюдение регламента служебной деятельности; неравномерное распределение служебной нагрузки; решение большого количества второстепенных задач).

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников подразделения пограничных органов представляет собой совместную деятельность малой группы и обладает всеми присущими ей признаками и подобной психологической структурой. Однако она имеет ряд своих специфических особенностей, обусловленных службой по охране государственной границы: четкая регламентация деятельности требованиями руководящих документов, несение службы с оружием либо специальными средствами, близость сопредельного государства, использование современной техники и вооружения, инженерно-технических средств. Существенным отличительным признаком совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов является ее связь с постоянным риском, угрозой для жизни и здоровья, социальной антиципацией опасности, отрицательными эмоциональными состояниями, большими психофизиологическими нагрузками, стрессогенностью и экстремальностью, которые актуализируют проявление особых свойств и качеств личности, ее функциональных возможностей и задают особое содержание готовности к деятельности по охране границы в целом.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 03.04.1995 N 40 — ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О федеральной службе безопасности» // «Собрание законодательства РФ», 10.04.1995, N 15, ст. 1269, «Российская газета», N 72, 12.04.1995.
  2.              Закон РФ от 01.04.1993 N 4730–1 (ред. от 25.06.2012) «О Государственной границе Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 29.04.1993, N 17, ст. 594, «Российская газета», N 84, 04.05.1993.
  3.              Авдеев Е. С. Влияние психологической совместимости на эффективность совместной деятельности сотрудников, входящих в состав пограничного наряда: Дис. … канд. психол. наук. — М., 2009. — 164 с.
  4.              Гурьянов Ю. Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России: учебное пособие. Ч. 1. — М., 2001.– 255 с.
  5.              Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно–экономических изменений. Дисс… доктора психол. наук — М., 1999–162 с.
  6.              Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психолог, журнал. 1981. Т.2, № 5. — 3–22 с.
Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, государственная граница, общая мотивация, РФ, деятельность, единое пространство, индивидуальная деятельность, коллективный субъект, малая группа, служебная деятельность.


Похожие статьи

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом...

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества, совместный результат, предварительное обсуждение, образовательный процесс, наглядная модель, друг друга.

Механизмы взаимодействия субъектов социально активного...

сетевое взаимодействие, активное образование, образовательный процесс, взаимодействие, социальная активность, субъект, механизм, совместная деятельность, взаимодействие субъектов, образование.

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов...

Молодежь в институциональном пространстве современного...

Воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов и влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов.

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Под управлением в общем значении понимается организованная деятельность человека или группы людей, направленная на достижение этой группой (коллективом) заданной цели. Определенная группа людей считается...

Ключевые слова:деятельность, малая группа, коллектив...

автор, трудовой коллектив, малая группа, профессиональная деятельность, социально-психологическая оценка, социально-психологический климат, психологическая оценка, парламентская деятельность...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Мотивация профессиональной деятельности как основной...

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип профессий, работа, социальная сфера, научная категория, кой случай, государственная служба, орган насилия.

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом...

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества, совместный результат, предварительное обсуждение, образовательный процесс, наглядная модель, друг друга.

Механизмы взаимодействия субъектов социально активного...

сетевое взаимодействие, активное образование, образовательный процесс, взаимодействие, социальная активность, субъект, механизм, совместная деятельность, взаимодействие субъектов, образование.

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов...

Молодежь в институциональном пространстве современного...

Воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов и влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов.

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Под управлением в общем значении понимается организованная деятельность человека или группы людей, направленная на достижение этой группой (коллективом) заданной цели. Определенная группа людей считается...

Ключевые слова:деятельность, малая группа, коллектив...

автор, трудовой коллектив, малая группа, профессиональная деятельность, социально-психологическая оценка, социально-психологический климат, психологическая оценка, парламентская деятельность...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Мотивация профессиональной деятельности как основной...

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип профессий, работа, социальная сфера, научная категория, кой случай, государственная служба, орган насилия.

Похожие статьи

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом...

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества, совместный результат, предварительное обсуждение, образовательный процесс, наглядная модель, друг друга.

Механизмы взаимодействия субъектов социально активного...

сетевое взаимодействие, активное образование, образовательный процесс, взаимодействие, социальная активность, субъект, механизм, совместная деятельность, взаимодействие субъектов, образование.

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов...

Молодежь в институциональном пространстве современного...

Воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов и влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов.

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Под управлением в общем значении понимается организованная деятельность человека или группы людей, направленная на достижение этой группой (коллективом) заданной цели. Определенная группа людей считается...

Ключевые слова:деятельность, малая группа, коллектив...

автор, трудовой коллектив, малая группа, профессиональная деятельность, социально-психологическая оценка, социально-психологический климат, психологическая оценка, парламентская деятельность...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Мотивация профессиональной деятельности как основной...

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип профессий, работа, социальная сфера, научная категория, кой случай, государственная служба, орган насилия.

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом...

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества, совместный результат, предварительное обсуждение, образовательный процесс, наглядная модель, друг друга.

Механизмы взаимодействия субъектов социально активного...

сетевое взаимодействие, активное образование, образовательный процесс, взаимодействие, социальная активность, субъект, механизм, совместная деятельность, взаимодействие субъектов, образование.

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов...

Молодежь в институциональном пространстве современного...

Воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов и влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов.

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Под управлением в общем значении понимается организованная деятельность человека или группы людей, направленная на достижение этой группой (коллективом) заданной цели. Определенная группа людей считается...

Ключевые слова:деятельность, малая группа, коллектив...

автор, трудовой коллектив, малая группа, профессиональная деятельность, социально-психологическая оценка, социально-психологический климат, психологическая оценка, парламентская деятельность...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях

Мотивация профессиональной деятельности как основной...

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип профессий, работа, социальная сфера, научная категория, кой случай, государственная служба, орган насилия.

Задать вопрос