Метод мотивации студента путем выплаты стипендии каждый день | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 22.01.2016

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Сичкар, В. Н. Метод мотивации студента путем выплаты стипендии каждый день / В. Н. Сичкар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 911-913. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25307/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

В статье рассмотрен способ мотивации студентов очной формы образования, которые обучаются на бюджетной основе. Способ предполагает изменение порядка выплаты стипендии в зависимости от посещаемости занятий. Данный способ призван мотивировать студентов посещать больше занятий и, как результат, улучшить успеваемость.

Ключевые слова: мотивация студента, выплата стипендии, успеваемость студента.

 

Проблема низкой успеваемости студентов была актуальна в течение последних 15–20 лет и остается таковой сегодня. С чем же связана такая тенденция последнего десятилетия?

Одной из видимых причин является низкая посещаемость студентами занятий, и, как результат, их низкая успеваемость. У каждого студента много своих причин, по которым он не посещает занятия или делает это весьма редко. Такими причинами могут быть работа, молодая семья, банальная лень и отсутствие мотивации. Также, значительная часть студентов отдает приоритет индивидуальной форме обучения, что в свою очередь позволяет пропускать занятия. Результаты образования в отрыве от университета оставляют желать лучшего, а ценность полученного диплома вызывают сомнения.

Однако можно попробовать выделить общую проблему, которая является одной из главных причин. Это, конечно же, отсутствие четкого понимания необходимости получения хорошего образования и знания как таковых. Потому как, при наличии мотивации, другие личные заботы, такие как работа или лень, не будут сильно влиять на успеваемость. Студент будет четко знать, что нужно набраться сил и терпения и хорошо выучиться, что, впоследствии, поможет трудоустроиться и работать по специальности с хорошей оплатой труда и больше не придется бегать по подработкам, чтобы обеспечить себя и свою семью. Другими словами, студент плохо видит свое будущее с дипломом в руках после университета.

Конечно, индивидуальное посещение, в некоторых случаях, не оказывает негативного влияния на успеваемость и, в результате, получаются хорошие специалисты. Также и низкая посещаемость некоторыми студентами, может не сказаться на результатах. Но это скорее исключения, чем правила.

Можно ли получить хорошее образование в отрыве от университета? Наверное, можно, но скорее всего очень сложно. Сама суть университетского образования заключается в непосредственном общении, в контакте преподавателя со студентами. Хороший преподаватель за короткие час и двадцать минут вложит в студента больше знаний, чем учащийся сам за это же время что-то прочтет. Как известно, преподаватель перечитал много книг и хорошо знаком с темой и из всего потока информации выдаст как раз то, что необходимо, без лишней нагрузки. В этом собственно, просматривается главный смысл посещения занятий в университете. Дальше, конечно же, общение студентов внутри групп. В ходе выполнения совместных лабораторных и практических работ, закрепляется материал, рождаются новые мысли и идеи. Это тоже значительно влияет на процесс восприятия материала и на успеваемость в целом.

Как же мотивировать студента на посещение университета? Мотивация учебной деятельности студентов имеет огромное значение в учебном процессе [1, с. 264]. Конечно, в первую очередь, это создание новых рабочих мест, причем высокотехнологичных, таких, где требуются специалисты. Но как уже сейчас на бытовом, каждодневном уровне попробовать мотивировать студента посещать занятия? Четкой дисциплиной можно достаточно быстро побороть и лень и больше вложить в студента знаний, чем отдавать предпочтения индивидуальному посещению или просто закрывать глаза на плохую посещаемость. Одним из вариантов может быть изменения порядка в начислении стипендии. А именно, начислять стипендию ежедневно.

Данный вариант начисления стипендии предполагает следующую общую схему работы системы учета и начисления стипендии:

          стипендия начисляется только если студент присутствовал на занятиях в этот день и начисляется вечером в установленный промежуток времени;

          в случае отсутствия студента на занятиях в этот день стипендия не начисляется и уходит в фонд университета.

Рассмотрим подробный алгоритм работы данной схемы с различными вариантами ее применения в зависимости от ситуации.

  1. Что считать достаточностью присутствия студента на занятиях? Возможно применение двух вариантов:

          Достаточностью присутствия считается посещение не менее 75 % занятий в текущий день. К примеру, количество занятий в определенный день составляет 6, соответственно, как минимум нужно посетить 4. Округлять количество занятий в меньшую сторону (6*0.75 = 4.5). Стипендия начисляется в полном размере за один день при посещении четырех занятий, но не начисляется при посещении только трех.

          Достаточностью присутствия считается посещение хотя бы одного занятия. Но в этом случае, стипендия рассчитывается из количества посещенных занятий в этот день и выплачивается только за то количество занятий, которые студент посетил. К примеру, количество занятий в определенный день составляет 5, студент посетил всего одно, причем не важно было это первое или последнее, и, соответственно, получил стипендию только за этот день и только за одно посещенное занятие.

  1.      Как проверять присутствие студента на занятиях? Первый этап проверки может осуществляться на входе в университет с помощью студенческого удостоверения путем фиксации прохода через турникет. Также фиксировать и выход студента из университета. Однако вход в университет еще не означает присутствие на занятиях. Также не стоит ограничивать выход студента из университета, к примеру, на перерыве. Поэтому следует продолжить и углубить уровень фиксации присутствия студента на занятиях уже в аудитории непосредственно самим преподавателем. Для того чтобы это не занимало много времени и проходило буквально в автоматическом режиме, можно использовать электронный журнал преподавателя, в котором сам преподаватель, потратив 1–2 минуты, сможет отметить присутствующих. Также, для помощи преподавателю могут быть привлечены старосты групп или их заместители, если занятием является лекция и студентов много.
  2.      Как быть с опозданиями? Вопрос опаздывающих студентов можно решить путем установления определенного запаса времени, в течение которого студент может быть отмечен как присутствующий. Таким запасом может быть 10 минут. После, отметку о полном присутствие в электронном журнале преподавателя поставить нельзя. Однако отметить, что студент пришел с опозданием, можно и нужно, так как присутствие даже на половине лекции или занятии тоже положительно скажется на успеваемости для самого студента.
  3.      Что, если опаздывает преподаватель? В этом случае также целесообразно установить запас времени для активации системы учета, к примеру, 15 минут. Соответственно, сдвинуть возможность опоздания и студента, то есть точкой отсчета опоздания студента считать присутствие самого преподавателя и активации электронного журнала.
  4.      Что делать, если преподаватель не явился? Хотя такое случается редко, тем не менее, следует учесть и такой случай. Решением, к примеру, может быть получение доступа к электронному журналу заведующего кафедры или куратора группы, с целью внесения в систему электронного учета присутствия студентов и зачет этого занятия как посещенного.

Описанный выше алгоритм работы системы учета посещаемости студентами занятий и порядка начисления стипендии, может быть протестирован и отлажен в разных университетах в рамках нескольких групп.

Рассмотрим необходимое аппаратное обеспечение для организации работы данной системы учета.

Очевидно, что для работы системы необходимо обрабатывать данные собранные электронными журналами преподавателей. Для этого необходимо установить сервер, который в режиме реального времени по беспроводным технологиям будет получать данные с электронных журналов преподавателей. После обработки собранных данных и в установленное время, данные передаются в бухгалтерию, которая оперативно, в течение одного часа, начисляет стипендии студентам по результатам их посещаемости. Современные технологии мгновенного банковского перевода денег на пластиковые карточки позволяет это сделать.

Каких можно ожидать результатов покажет тестирование и сбор статистики. Однако, по моим наблюдениям, проведенным в период с сентября по декабрь 2015 года, количество студентов, присутствующих на занятиях накануне выплаты стипендии, увеличивается на 25 %. И, наоборот, посреди месяца посещаемость оставляет желать лучшего. Хотя текущий порядок выплаты стипендии не требует обязательного присутствия студента накануне. Можно предполагать, что это связано с общим подъемом настроения в связи с получением стипендии.

Описанная система учета посещаемости и начисления стипендии призвана мотивировать студентов очников бюджетной формы образования на посещение занятий. Регулярное же посещение занятий, интерактивное общение с преподавателями и коллективная работа над лабораторными и практическими работами повысят в свою очередь восприятия материала и успеваемость студента. В результате мы получим действительно подготовленных специалистов в своей области.

Для реализации описанной схемы требуется изменения действующего законодательства о порядке начисления стипендии. Однако для тестирования и сбора статистических данных, можно создать несколько экспериментальных систем в рамках нескольких учебных групп в разных регионах.

Такой подход может показаться слишком жестким по отношению к студентам. Однако на предприятиях, заводах, фабриках и в государственных учреждениях не очень рады, когда работник или сотрудник не явился или опоздал. Как известно, существует множество систем штрафов за пропуски рабочего дня или опоздания, а в некоторых случаях таких работников просто увольняют. Возможно, воспитание дисциплины уже со студенческой скамьи также сыграет положительную роль в будущем для самого студента.

 

Литература:

 

  1.                Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2002–512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, студент, начисление стипендии, университет, индивидуальное посещение, сам преподаватель, самый студент, хорошее образование, электронный журнал преподавателей, электронный журнал преподавателя.


Ключевые слова

мотивация студента, выплата стипендии, успеваемость студента., успеваемость студента

Похожие статьи

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

студент, физическая культура, персональный сайт, сайт, методический материал, особое место, Персональный сайт преподавателя, занятие, уверенный пользователь, самостоятельная внеаудиторная работа.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещаемым занятие.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с несколькими прикрепленными к нему на весь период обучения студентами.

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный...

Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, семестр, посещаемость, метод интерактивного обучения.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

– получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей; – индивидуализации обучения, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, личного расписания занятий...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Компетентный преподаватель — педагог-мастер. Автор: Сайидова Сайёра Ёрикуловна.

Международный журнал экспериментального образования № 12,2012.

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент».

Сотрудничество преподавателя и студента — творческий...

В национальной программе по подготовке кадров Узбекистана обращено особое внимание на национальную модель системы образования в Республике Узбекистан. Эта модель включает в себя 5 компонентов: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука...

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного...

Взаимодействие преподавателя и обучающихся обеспечивается разными способами, такими как.

Рассматривая процесс инженерного дистанционного обучения, стоит отметить, что студентам, получающим образование дистанционно, предоставляются видеозаписи лекций...

Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей...

смешанное обучение, электронное обучение, преподаватель, студент, учитель, обучение, процесс обучения, профессиональное развитие, время занятия, использование технологии.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

студент, физическая культура, персональный сайт, сайт, методический материал, особое место, Персональный сайт преподавателя, занятие, уверенный пользователь, самостоятельная внеаудиторная работа.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещаемым занятие.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с несколькими прикрепленными к нему на весь период обучения студентами.

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный...

Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, семестр, посещаемость, метод интерактивного обучения.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

– получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей; – индивидуализации обучения, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, личного расписания занятий...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Компетентный преподаватель — педагог-мастер. Автор: Сайидова Сайёра Ёрикуловна.

Международный журнал экспериментального образования № 12,2012.

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент».

Сотрудничество преподавателя и студента — творческий...

В национальной программе по подготовке кадров Узбекистана обращено особое внимание на национальную модель системы образования в Республике Узбекистан. Эта модель включает в себя 5 компонентов: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука...

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного...

Взаимодействие преподавателя и обучающихся обеспечивается разными способами, такими как.

Рассматривая процесс инженерного дистанционного обучения, стоит отметить, что студентам, получающим образование дистанционно, предоставляются видеозаписи лекций...

Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей...

смешанное обучение, электронное обучение, преподаватель, студент, учитель, обучение, процесс обучения, профессиональное развитие, время занятия, использование технологии.

Похожие статьи

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

студент, физическая культура, персональный сайт, сайт, методический материал, особое место, Персональный сайт преподавателя, занятие, уверенный пользователь, самостоятельная внеаудиторная работа.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещаемым занятие.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с несколькими прикрепленными к нему на весь период обучения студентами.

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный...

Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, семестр, посещаемость, метод интерактивного обучения.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

– получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей; – индивидуализации обучения, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, личного расписания занятий...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Компетентный преподаватель — педагог-мастер. Автор: Сайидова Сайёра Ёрикуловна.

Международный журнал экспериментального образования № 12,2012.

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент».

Сотрудничество преподавателя и студента — творческий...

В национальной программе по подготовке кадров Узбекистана обращено особое внимание на национальную модель системы образования в Республике Узбекистан. Эта модель включает в себя 5 компонентов: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука...

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного...

Взаимодействие преподавателя и обучающихся обеспечивается разными способами, такими как.

Рассматривая процесс инженерного дистанционного обучения, стоит отметить, что студентам, получающим образование дистанционно, предоставляются видеозаписи лекций...

Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей...

смешанное обучение, электронное обучение, преподаватель, студент, учитель, обучение, процесс обучения, профессиональное развитие, время занятия, использование технологии.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

студент, физическая культура, персональный сайт, сайт, методический материал, особое место, Персональный сайт преподавателя, занятие, уверенный пользователь, самостоятельная внеаудиторная работа.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещаемым занятие.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с несколькими прикрепленными к нему на весь период обучения студентами.

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный...

Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, семестр, посещаемость, метод интерактивного обучения.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

– получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей; – индивидуализации обучения, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, личного расписания занятий...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Компетентный преподаватель — педагог-мастер. Автор: Сайидова Сайёра Ёрикуловна.

Международный журнал экспериментального образования № 12,2012.

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент».

Сотрудничество преподавателя и студента — творческий...

В национальной программе по подготовке кадров Узбекистана обращено особое внимание на национальную модель системы образования в Республике Узбекистан. Эта модель включает в себя 5 компонентов: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука...

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного...

Взаимодействие преподавателя и обучающихся обеспечивается разными способами, такими как.

Рассматривая процесс инженерного дистанционного обучения, стоит отметить, что студентам, получающим образование дистанционно, предоставляются видеозаписи лекций...

Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей...

смешанное обучение, электронное обучение, преподаватель, студент, учитель, обучение, процесс обучения, профессиональное развитие, время занятия, использование технологии.

Задать вопрос