Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сбалансированность тестовых заданий как один из важных элементов обеспечения их качества

Педагогика
28.01.2016
164
Поделиться
Библиографическое описание
Атоев, Э. Х. Сбалансированность тестовых заданий как один из важных элементов обеспечения их качества / Э. Х. Атоев, Г. А. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 775-777. — URL: https://moluch.ru/archive/107/24751/.

  

 

В статье обсуждается балансированность дистракторов тестовых заданий, используемых при контроле знаний учащихся, приводятся экспериментальные результаты в виде таблиц и круговых диаграмм.

Ключевые слова: сбалансированность, дидактический тест, дистрактор, информационный файл, диагностическая эффективность, дисперсия дистракторов,

 

Информация о сбалансированности тестовых заданий позволяет оценить как качество дидактического теста, так и научно-методический уровень разработчика.

Предложенный нами алгоритм основан на статистическом анализе распределения дистракторов и включает следующие этапы:

          из информационного файла «арбитраж» считывается информация о результатах дидактического тестирования: количество респондентов, общее количество ответов по каждому заданию и по каждому его дистрактору, частота предъявления каждого задания.

          вычисление кумулятивной (накопленной) частоты дистракторов и перевод в %-ное значение, путем их деления на общее количество ответов по данному заданию. Причем суммарная накопленная частотность всегда равна общему количеству ответов по данному заданию и принимается равным 100 %.

Анализ сбалансированности заданий проводятся, исходя из следующих заданных условий:

          частотность выбора дистракторов должна быть нормированной, (например, в %-ах), что повышает корректность сравнительного анализа их значений;

          если частота выбора дистрактора (A %, Б %, B %, Г %) меньше или равно 5 %, то данный дистрактор не работает, т. е. не привлекает внимание обследуемых;

          если частота выбора дистрактора (A %, Б %, B %, Г %) больше или равно 90 %, то данный дистрактор также не работает («чрезмерно привлекает» внимание респондентов, например, правильный ответ слишком легко распознать), что резко снижает диагностическую эффективность задания;

          если одновременно два и более дистракторов подпадают под условия пунктов (а, б), то данное задание должно быть заменено другим.

В нашем примере анализ полученных результатов показывает, что из 40 тестовых заданий рубежного контроля по изученному разделу 8 заданий имеют по одному неработающему дистрактору и должны быть доработаны.

Сбалансированность тестовых заданий и самого теста удобно представить в виде круговой диаграммы (рис. 1).

В качестве примера отдельные результаты анализа сбалансированности дистракторов тестовых заданий приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Анализ сбалансированности тестовых заданий

 вопроса

Кол-во ответов

Верный ответ

Частотность дистракторов

Вывод о баланс.

А

A %

Б

Б %

В

B %

Г

Г %

1

2

29

37

40

39

45

33

42

37

14А

31А

13А

15А

14

31

8

13

15

35

68

24

31

4

12

6

12

11

5

3

13

36

26

13

10

2

6

7

10

25

04

18

17

27

3

6

7

11

7

07

13

21

26

18

БАЛАНС

НЕ РАБ.В

БАЛАНС

БАЛАНС

БАЛАНС

40

1667

806

806

47

8.6

2

234

5.4

282

6.6

 

 

Рассмотрим причины различной сбалансированности на примере отдельных тестовых заданий — № 27 и № 37.

Задание № 27:

27. Укажите электродную пару, необходимую для определения активности нитрат иона в водном растворе?

Варианты ответа:

А — рNО3 — Аg / АgCI, КСI насыщ.

Б — рNО3 — стандартный водородный электрод

В — рК — Аg / АgСI, КCI насыщ.

Г — рNO3 — насыщенный каломельный электрод.

Дисперсия дистракторов:

А-31 чел., Б-6 чел., В-2 чел., Г-6 чел. (всего 45 чел.). A % -69 %;

Б — 13 %; В — 4 %; Г — 13 %. (всего 100 %).

ЗАДАНИЕ № 37

37. Как вычисляется величина постоянной кондуктометрической ячейки?

Варианты ответа:

К ячейки= Rсреднее(0,01М КСI)* Xудельн.электр.(0,01М КСI) К ячейки= Rсреднее(0,01М КСI)- Xудельн.электр.(0,01М КСI) К ячейки= Rсреднее(0,01М КСI)+ Xудельн.электр.(0,01М КСI) К ячейки= Rсреднее(0,2 М КСI)* Xудельн.электр.(0,01М КСI)

Как видно, из табл.1, дисперсия дистракторов в этом случае составляет:

А-13 чел.; Б-11 чел.; В-7 чел.; Г-11 чел. (всего — 40 чел.), A % -31 %; Б — 26 %; В-17 % и Г — 26 %. (всего 100 %), т. е. задание N % 37 может служит примером оптимальной сбалансированности дистракторов.

Это, видимо, обусловлено равномерной смысловой нагрузкой вариантов ответа, структура и информационные элементы которых весьма близки, а элементы неверных ответов спрятаны посредством использования неброских обозначений (*, +, -, C = 0,001 M).

Рис. 1. Результаты сбалансированности дистракторов

 

Литература:

 

  1.      Абдукадиpов А. Адолатли усул. // Халк таълими. 1994. N % 3–4.
  2.      Михайлычев Е. А., Норов Ш. К. Дидактические тесты в системе многоэтапного контроля знаний студентов: — Бухара, 1993.
  3.      Норов Ш. К., Ниязхонов Т. Н., Маджидов М. А. Контрольно-тестирующие программы с таймером и журналом регистрации. // ИНФО. — 1992. — N % 2.
  4.      Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов. — Т.: РУМЦ, 1995.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
сбалансированность
дидактический тест
дистрактор
информационный файл
диагностическая эффективность
дисперсия дистракторов
Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 775-777):
Часть 8 (cтр. 759 - 857)
Расположение в файле:
стр. 759стр. 775-777стр. 857

Молодой учёный