Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эстетические принципы проектирования

Искусствоведение
14.01.2016
2030
Поделиться
Библиографическое описание
Наимов, С. Т. Эстетические принципы проектирования / С. Т. Наимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1049-1050. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25158/.


 

В статье описаны некоторые закономерности и принципы художественного конструирования.

 

Художественное конструирование — творческий процесс и метод проектирования промышленных изделий, осуществляемые в соответствии с требованиями технической эстетики. Оно является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования промышленных изделий и ведется совместно с инженерным конструированием, решающим конструктивно- технические и экономические задачи.

Техническая эстетика — научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленности производства для жизни и деятельности человека. Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника- конструктора. Главная цель технической эстетики — обеспечить на основе достижений теории и практики художественного конструирования наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире. Техническая эстетика играет важную роль в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него эстетического вкуса.

Художественное конструирование не подменяет конструирование инженерное, а вместе с ним составляет взаимно дополняющее стороны единого процесса создания новых изделий. Польза и красота утилитарных предметов связаны неразрывно, и поиск их конструкции и формы должен вестись с учетом обоих факторов. При этом инженер и художник- конструктор должны правильно оценивать соотношение технического и эстетического, материального и духовного в предметном мире.

Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления объектов материальной культуры, соответствующей классовому строю, материальным возможностям общества, бытовому укладу, уровню развития культуры, эстетическим представлениям. Поэтому возникновение новых форм никогда не было случайным, а являлось отражением возникновения и развития этих формаций. Форма любого объекта материальной культуры обусловлена многими факторами. А так как между проектированием, изготовлением и потреблением изделия проходит несколько лет, то художник- конструктор должен учитывать формообразующие факторы не только в их взаимодействии, но и связи со временем, знать причины, которые оказывают влияние на эволюцию формы. Эволюция форм в технике происходит под влиянием двух групп факторов: производственных (развитие техники, технологии, появление новых материалов и т. д.), которые влияют на содержание и структуру изделий, обусловливают их конструкцию, стиля и моды.

Изменения производственных факторов всегда вызывает эволюцию формы любых изделий. Стиль же мода оказывают влияние на форму неоднозначно, как бы избирательно по отношению к разным вещам. Так, одежда, мебель, часы, светильники во все эпохи в значительной мере имели эстетическую ценность, стиль и мода оказывали на них значительное влияние. Форма же топора, пилы, лопаты, двигателя была свободной от воздействия моды во все времена. Стилевое выражение объектов техники, считая тех, которые выступают и как произведения искусства, зависело больше от производственных условий и общего уровня техники.

В работе над формой художник- конструктор должен учитывать объективные закономерности формообразования. Форма любого предмета зависит от множества условий. Как было уже отмечено, она должна соответствовать функциональному назначению, конструктивной основе изделия, применяемым материалам и технологии его изготовления, отвечать эстетическим требованиям. Но среди всех факторов, оказывающих влияние на форму, выделяют наиболее важный — функциональное назначение изделия. Проектируя любое изделие, художник-конструктор должен обеспечить не только полезность вещи, но и сделать ее красивой, соответствующей стилю, эстетическим вкусам. Разнообразие же назначений изделий — от чисто утилитарных до эстетических — обусловливает различные подходы и приемы их проектирования. При этом в творческой работе художника — конструктора важно правильно оценивать соотношение утилитарных и эстетических требований, пользы и красоты, водном предмете. Взаимосвязь красоты и пользы может быть раскрыта исследованием законов творчества, процессов производства и потребления вещей.

Все разнообразные формы в природе отличаются красотой, основанной на объективных законах формообразования, отражающей внутреннюю гармонию мира. Красотой отличаются и творения человека. В одних случаях ее обеспечивают точный расчет, учет конструктивно- технологических требований к изделию. Главным создателем красоты является инженер. Так, красивыми могут быть искусственный алмаз, фактура полированного металла и т. д. В других случаях, например, когда нельзя применить расчеты, красоту создает художник, который, опираясь на профессиональные знания и развитое эстетическое чувство, придает своим творениям эстетически совершенную форму. Такова красота ювелирных изделий, тканей, декоративной керамики и других вещей, форму, материал, фактуру, цвет и другие свойства которых художник сознательно подчиняет своему эстетическому замыслу.

Деятельность художника-конструктора распространяется от изделий чисто технических до декоративно- прикладных. Иначе, он имеет дело с множеством типов изделий, для которых соотношение утилитарных и эстетических требований неодинаково. Но несмотря на это, польза и красота изделий при художественном конструировании всегда понимаются только в неразрывном единстве.

Неодинаковое соотношение утилитарных эстетических требований к предметам обусловливает различный подход к методике их проектирования. В тех случаях, когда основное значение имеют функциональные требования (например, станки или ручной инструмент), при проектировании должен преобладать функциональный подход, но с соблюдением композиционно- стилевых требований к данному изделию. Красота таких изделий порождается, как уже было отмечено, совершенством конструкции, хорошим их функционированием.

При проектировании изделий, эстетические требования к которым преобладают (сувениры, многие изделия культурно-бытового назначения), начинает возрастать, а иногда становится главным художественный поиск формы, следование стилю и моде. Но при этом нельзя пренебрегать техническими факторами формообразования, особенностями технологии производства изделий, свойствами материалов.

Итак, для различных изделий польза и красота выступают в разнообразных соотношениях, а это требует в каждом конкретном случае определенного подхода при решении задач проектирования.

 

Литература:

 

  1. Методика художественного конструирования — М.: ВНИИТЭ, 1978. — 334с.
  2. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. — М.: Высшая школа, 1984. — 168с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 1049-1050):
Часть 10 (cтр. 989 - 1069)
Расположение в файле:
стр. 989стр. 1049-1050стр. 1069

Молодой учёный