Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.01.2016

Статья просмотрена: 4649 раз

Библиографическое описание:

Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 716-719. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24961/ (дата обращения: 28.03.2024).

 

Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего школьника, выделяет функции, критерии и показатели сформированности данной группы УУД. Далее предлагаются результаты исследования уровней сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников и дается их подробное описание.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, проектные задачи, русский язык, младшие школьники.

 

Последние десятилетия характеризуется увеличением скорости обновления и дополнения системы научных знаний, возрастанием объема информации, необходимой человеку для успешной социализации в современном обществе. Все это привело к смене цели современного образования, которая определяется новым социальным заказом общества и предусматривает, как утверждает А. Г. Асмолов, «переход от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества» [3, с.4].

Исходя из формулировки цели современного образования основной задачей, стоящей перед учителем, является задача формирование у ребенка умений организации своей учебной деятельности, в основе которой лежат универсальные учебные действия (УУД). По мнению А. В. Федотовой, «универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [5]. При этом именно формирование УУД является основной целью и результатом образования, что отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.

Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретные цели, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В основе всех этих умений лежат регулятивные УУД. Функцией регулятивных УУД является организация учащимся своей учебной деятельности, своего поведения, своего здорового образа жизни. Развитие регулятивных действий ребенка связано прежде всего с формированием его произвольного поведения. Именно произвольность выступает основой умений ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, помогает ему осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых им действий. А. Г. Асмолов в своих работах выделяет такие показатели сформированности регулятивных УУД, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого» [3, с75]. Однако в большинстве своем младший школьник выполняет лишь отдельные операции деятельности. Кроме того, у большинства детей отсутствуют действия планирования и контроля, а при работе с учебным материалом они зачастую просто копируют действий учителя, подменяя учебную задачу задачей заучивания и простого воспроизведения материала. Все это говорит о том, что учителя при общей направленности обучения на формирования умения учиться выпускают самое главное, а именно формирование самостоятельности в поведении ребенка.

Для того чтобы решить заявленную проблему необходимо, прежде всего, выяснить уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников. В связи с этим нами на базе «МБОУ СОШ № 10» г. Абакана Республики Хакасия в октябре 2015г. была проведена опытно-экспериментальная работа. В исследовании принимали участие учащиеся четвертых классов в количестве 50 человек.

В соответствии с показателями регулятивных УУД, выделенными А. Г. Асмолов, были подобраны методики исследования: методика «Образец и правило» А. Л. Венгера, методика «Корректурная проба» тест Бурдона, проба на внимание П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой.

Цель первой диагностической методики: выявление умения ребенка руководствоваться системой условий задачи (методика «Образец и правило» А. Л. Венгера [7]). Результаты исследования отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровень умения руководствоваться системой условий задачи у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Образец и правило» А. Л. Венгера

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Низкий

4 человек

16 %

3 человек

12 %

Средний

7 человек

28 %

7 человек

28 %

Высокий

14 человека

56 %

15 человека

60 %

 

Из таблицы видно, что высоким уровнем умения руководствоваться системой условий задачи обладают 29 учеников из обоих классов, т. е. более половины обучающихся. Однако достаточно большая часть (49 % детей контрольного класса и 44 % — экспериментального) показали по результатам исследования средний и низкий уровень умения руководствоваться системой условий задачи. При выполнении диагностических заданий эти дети постоянно просили помощи, что говорит об отсутствии умения определять цель работы и принимать условия решения учебной задачи.

Цель второй диагностической методики: проверка концентрации объема внимания (методика «Корректурная проба» тест Бурдона [6]). Результаты исследования по данной методике отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровень концентрации внимания у учащихся экспериментального и контрольного классов по результатам методики «Корректурная проба» тест Бурдона.

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

высокий

6 человек

24 %

7 человек

28 %

средний

7 человек

28 %

7 человек

28 %

низкий

12 человек

48 %

11 человек

44 %

 

Анализ данной таблицы показывает, что высоким уровнем концентрации внимания обладают всего 13 обучающихся из 50. Это свидетельствует о том, что большинство младших школьников, принимавших участие в исследовании, обладают низким уровнем концентрации внимания, т. е. не могут сосредоточиться на выполнении задания, быстро отвлекаются, а значит не могут успешно решить поставленную учебную задачу.

Цель третьей диагностической методики: выявить уровень сформированности внимания и самоконтроля учащихся (методика «Проба на внимание» П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая [3, с88–89]). Результаты данной методики представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Уровень сформированности внимания и самоконтроля у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

высокий

1 человек

4 %

8 человек

32 %

средний

9 человек

36 %

10 человек

40 %

низкий

15 человек

60 %

7 человек

28 %

 

Из таблицы видно, что высоким уровнем сформированности внимания и самоконтроля обладают лишь 4 человека из экспериментального класса, хотя в контрольном этот показатель существенно выше (8 человек). Однако в целом исследование по данной методике показало, что у обучающихся обоих классов преобладает низкий уровень, что свидетельствует о том, что действие внимания и контроля у большинства четвероклассников слабо или совсем не сформировано.

В результате выполнения обработки результатов всех трех методик нами были выделены уровни сформированости регулятивных УУД. К высокому уровню были отнесены обучающиеся, набравшие по трем диагностическим методикам от 7 до 9 баллов. К среднему уровню –, набравшие от 4 до 6 баллов. К низкому уровню — от 1 до 3 баллов. Сводные результаты отражены в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень сформированности регулятивных УУД в экспериментальном и контрольном классах

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

высокий

6 человек

24 %

11 человек

44 %

средний

17 человек

68 %

13 человек

52 %

низкий

2 человек

8 %

1 человек

4 %

 

Из таблицы видно, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности регулятивных УУД, а это, учитывая возраст детей является низким показателем, т. к. по замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [ФГОС НОО, с.???].

Таким образом, данные нашего исследования свидетельствую, что в начальной школе недостаточно внимания уделяется проблеме формирования у учащихся регулятивных УУД. Все это должно заставить задуматься учителей об этой проблеме, т. к. успешность ребенка зависит именно от его умения организовывать свою деятельность и поведение в окружающем мире.

 

Литература:

 

  1.      Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
  2.      Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг, 1992. — 114с.
  3.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978–5-09–019148–7.
  4.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357) Доступ. — минобрнауки.рф

5.        Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866

  1.      Тест «Корректурная проба» (Оценка устойчивости внимания) [Электронный ресурс]: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/478-test-proofreading-test-score-sustainability-focus

7.        Упражнение «Рисование по точкам» или «Образец и правило» (Л. А. Венгер) [Электронный ресурс]: http://obch.devyourself.ru/co/uud/post-103

Основные термины (генерируются автоматически): контрольный класс, уровень, экспериментальный класс, действие, методика, система условий задачи, таблица, учащийся, диагностическая методика, тест Бурдона.


Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Таблица 1. Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее

начальный уровень— 0–6 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую

аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.

Определение диагностических целей и задач при разработке...

В статье обсуждаются диагностические цели и задачи педагогических тестов, используемых при многоэтапном контроле знаний учащихся.

— Самарканд.: СамГУ, 1992. 3. Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов.

Изучение уровня сформированности познавательных...

По результатам всех трех методик можно сделать вывод о том, что уровень развития

Кроме того, задачи направлены на то, чтобы развить у учащихся интерес к математике.

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2. Таблица 2.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Существуют методики для определения уровня сформированности регулятивных УУД [1]. Методика — наблюдение за учащимися

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).

По методике В. П. Беспалько, Ю. В. Татур, существуют тесты четырёх уровней.

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Использование тестов как средства контроля достижения...

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Таблица 1. Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее

начальный уровень— 0–6 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую

аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.

Определение диагностических целей и задач при разработке...

В статье обсуждаются диагностические цели и задачи педагогических тестов, используемых при многоэтапном контроле знаний учащихся.

— Самарканд.: СамГУ, 1992. 3. Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов.

Изучение уровня сформированности познавательных...

По результатам всех трех методик можно сделать вывод о том, что уровень развития

Кроме того, задачи направлены на то, чтобы развить у учащихся интерес к математике.

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2. Таблица 2.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Существуют методики для определения уровня сформированности регулятивных УУД [1]. Методика — наблюдение за учащимися

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).

По методике В. П. Беспалько, Ю. В. Татур, существуют тесты четырёх уровней.

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Использование тестов как средства контроля достижения...

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся.

Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Таблица 1. Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее

начальный уровень— 0–6 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую

аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.

Определение диагностических целей и задач при разработке...

В статье обсуждаются диагностические цели и задачи педагогических тестов, используемых при многоэтапном контроле знаний учащихся.

— Самарканд.: СамГУ, 1992. 3. Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов.

Изучение уровня сформированности познавательных...

По результатам всех трех методик можно сделать вывод о том, что уровень развития

Кроме того, задачи направлены на то, чтобы развить у учащихся интерес к математике.

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2. Таблица 2.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Существуют методики для определения уровня сформированности регулятивных УУД [1]. Методика — наблюдение за учащимися

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).

По методике В. П. Беспалько, Ю. В. Татур, существуют тесты четырёх уровней.

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Использование тестов как средства контроля достижения...

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Таблица 1. Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее

начальный уровень— 0–6 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую

аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.

Определение диагностических целей и задач при разработке...

В статье обсуждаются диагностические цели и задачи педагогических тестов, используемых при многоэтапном контроле знаний учащихся.

— Самарканд.: СамГУ, 1992. 3. Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов.

Изучение уровня сформированности познавательных...

По результатам всех трех методик можно сделать вывод о том, что уровень развития

Кроме того, задачи направлены на то, чтобы развить у учащихся интерес к математике.

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2. Таблица 2.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Существуют методики для определения уровня сформированности регулятивных УУД [1]. Методика — наблюдение за учащимися

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).

По методике В. П. Беспалько, Ю. В. Татур, существуют тесты четырёх уровней.

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Использование тестов как средства контроля достижения...

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся.

Задать вопрос