Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2015

Статья просмотрена: 4810 раз

Библиографическое описание:

Костецкий, Д. А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе / Д. А. Костецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24717/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее функционирования и развития.

Ключевые слова: управление, строительная организация, бизнес-процессы, стратегия, конкурентная среда.

 

В последние годы в строительной сфере произошли существенныеизменения, которые в той или иной степени наряду с известными достижениями повлияли на важные сферы в управлении и организации строительного производства, обусловленные постоянным ростом требований к качеству строящихся объектов, снижениемобъемов и масштабов строительства,развитием различных форм собственности, ликвидацией крупных организаций [1]. В итоге сложилась ситуация, при которой колоссальный трудовой и технический потенциал отрасли используется с недостаточным, частично соответствующим потребностям современных реалий, экономическим эффектом. Вводимые строителями в действие ряд мощностей и объектов, зачастую вводятся несвоевременно и не полностью, нерационально используется строительная техника, на строительных площадках имеют место быть простои, что приводит к значительным потерям рабочего времени [2].

Исследуемый в статье процессно-ориентированный подход, применяемый в управлении строительными организациями, сформировался в серединевосьмидесятых годов и стал основной альтернативой функциональному подходу. Процессный подход дает возможность построить адекватную модель деятельности организаций, на основании которой производится анализ и реинжиниринг существующих бизнес-процессов [3].

При разработке модели сначала производится анализ системы управления, выявляются бизнес-процессы и определяются их границы. Для выявления потенциальных, объективно существующих бизнес-процессов, требуется четкость понимания определяемой цели, предназначения каждого бизнес-процесса и навыки качественного представления технологии их реализации [4]. Количество бизнес-процессов, которые могут быть включены в модель, в основном зависит отвзаимодействий анализируемого предприятия с организациями-участниками производственного процесса и от типов объектов, строительство которых осуществляется данным предприятием. Только полное описание бизнес-процессов с установлением порядка и формы их взаимодействия позволяет определить кто, что делает и в каком порядке [5].

После того, как все бизнес-процессы определены, необходимо их проанализировать, оценить и произвести декомпозицию на составляющие элементы. При анализе бизнес-процессов оцениваются его основные характеристики: результативность, эффективность и адаптивность процессов. Результативность — это показатель степени соответствия выходов бизнес- процессов, с требованиями потребителей. Рассматривая эффективность, говорят о возможности минимизировать используемые ресурсы, необходимые для обеспечения требуемых выходов. Адаптивность (гибкость) процесса — говорит о способности быстро реагировать на частые изменения требований потребителей [6].

Формализация бизнес-процессов позволяет выявить направления по их улучшению, способствующие совершенствованию производственных процессов и деятельности организации в целом.Определение бизнес-процессов и выявление взаимодействий между ними, в разрабатываемой модели, необходимо для установления взаимосвязей между структурами с целью получения информации входа/выхода по бизнес-процессам, охватывающим все подразделения предприятия [7]. Для эффективного и качественного выполнения бизнес-процессов устанавливаются определённые требования отражающие взаимодействия между процессами, которые в свою очередь должны предъявляться к каждому предыдущему процессу для улучшения качества последующих.

Модель деятельности строительной организации также отражает взаимодействие с окружающей средой [8]. Под окружающей средой понимается все; с чем организация взаимодействует в ходе выполнения своих бизнес- процессов, например, заказчиков, поставщиков, субподрядчиков.

Результатом бизнес-процессов является выпускаемая строительная продукция — построенное здание, сооружение, которое поступает в сферу потребления. В сфере потребления устанавливается, соответствует ли построенный и предложенный потребителю объект реальным потребностям [9].

Бизнес-процессами, характерными для строительных организаций, являются следующие:

          взаимодействие с проектной организацией;

          подготовка строительного производства на уровне треста;

          подготовка объекта к строительству;

          обеспечение материальными ресурсами;

          выпуск изделий собственными предприятиями;

          обеспечение инструментом и оснасткой;

          прием, складирование и хранение материалов на объекте;

          прием и хранение технологического оборудования и других поставок заказчика;

          обеспечение строительными материалами и механизмами;

          обеспечение перевозок строительных грузов;

          обеспечение строительства энергоресурсами;

          обеспечение контрольно-измерительным оборудованием;

          взаимодействия с субподрядчиками;

          обеспечение людскими ресурсами;

          производство строительно-монтажных работ на объекте;

          монтаж технологического оборудования;

          сдача готовой продукции заказчику;

          гарантийное обслуживание;

          охрана окружающей среды.

Рассмотрим содержание бизнес-процессов в последовательности их выполнения, начиная с взаимодействия с заказчиком и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию и гарантийным обслуживанием.Взаимодействие строительной организации с заказчиком складывается по-разному в зависимости от того, каким образом она получает подряд на строительство объекта [10].При заключении договора подряда по результатам проводимых заказчиком подрядных торгов бизнес-процесс «Взаимодействие с заказчиком» включает работы, связанные с подготовкой к торгам и заключением контрактов:

     анализ возможностей участия в подрядных торгах;

     приобретение тендерной документации;

     подготовка тендерного предложения;

     согласование условий подрядного договора;

     заключение договора на строительство объекта;

     контроль выполнения подрядного договора;

     устранение несоответствий по замечаниям заказчика.

В случае заключения подрядного договора без проведения торгов взаимодействие с заказчиком складывается следующим образом [11]:

     получение согласованной со всеми инстанциями проектной документации на строительство объекта;

     анализ возможностей выполнения требований проекта;

     согласование с заказчиком поставщиков и субподрядчиков;

     согласование сроков поставок заказчика;

     заключение подрядного договора;

     контроль выполнения подрядного договора;

     устранение несоответствий по замечаниям заказчика.

Целью анализа заказа является обеспечение того, что требования к строительной продукции точно определены, недвусмысленны, оформлены документально и могут быть выполнены. Данный подход дает возможность однозначного понимания заказа. Поэтому при анализе заказа необходима четкость в определении требований заказчика (потребителя) и установление возможностей строительной организации для выполнения требований подрядного договора [12]. Анализ заказа дает возможность предупредить риск ответственности за наличие несоответствий в готовой строительной продукции с ожидаемыми требованиями заказчика путем устранения неточностей и ошибок при заключении договора. Кроме этого, анализ заказа имеет цель предупредить необоснованные претензии, которые могут возникнуть у заказчика после сдачи строительного объекта в эксплуатацию.

В ходе строительства могут возникнуть изменения и отклонения от условий договора. Эти изменения должны быть согласованы с заказчиком и внесены в договор или оформлены как дополнительное соглашение. Выходом данного бизнес-процесса является заключенный с заказчиком договор подряда на строительство объекта.

В заключение отметим, что производственную систему необходимо рассматривать как комплекс взаимосвязанных процессов, обеспечивающих достижение общих целей организации. В отличие от функционального подхода к управлению, процессно-ориентированный подход даёт возможность создать структуру, направленность которой ориентирована на постоянное совершенствование качества конечного продукта и удовлетворение потребностей товаропотребителей, что имеет большое значение в условиях конкурентной среды.

 

Литература:

 

  1. Костецкий Д. А. Проблемы инновационного развития строительства // Приволжский научный вестник. 2015. № 4–1 (44). С. 78–80.
  2. Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 742–744.
  3. Селютина Л. Г., Митягина Н. В.Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319–323.
  4. Кишкарь Е. В.Актуальные проблемы инновационного развития строительства // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 62–64.
  5. Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9–10.
  6. Нуриев Р. Р. Значение информации и системного подхода в проектировании и управлении строительством // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1. С. 135–137.
  7. Селютина Л. Г.Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.
  8. Паражинскас И. И.Управление экономическим развитием предприятий регионального инвестиционно-строительного комплекса // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 7 (47). С. 46–49.
  9. Селютина Л. Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 322 с.
  10. Нектов В. В.Формирование конкурентной стратегии в строительной сфере // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 71–73.
  11. Селютина Л. Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
  12. Кац А. Е. Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 551–553.
Основные термины (генерируются автоматически): подрядный договор, строительная организация, анализ заказа, взаимодействие, заказчик, окружающая среда, гарантийное обслуживание, конкурентная среда, строительное производство, технологическое оборудование.


Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность строительной организации характеризует величину и

– BKG-матрица; – анализ пяти конкурентных сил Портера

– определяющая концепция товара, услуги; – уровень обслуживания при продаже (уровень квалификации персонала)

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Конкурентное преимущество, заключающееся инновационном технологическом развитии. Вклад в защиту окружающей среды. Полное устранение потерь на производстве благодаря системе «точно в срок».

Проблемы учета затрат в строительной отрасли

При этом, расходы по договору строительного подряда признаются организацией расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 [6].

− Отслеживать уровень материальных затрат; − Проводить анализ конкурентной среды

Особенности организации службы маркетинга на строительном...

6. Маркетинг подрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов). 7. Маркетинг поставщиков — анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования.

Участие российских строительных компаний в тендерах: простая...

Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция, заказчик, подрядчик.

В целях сокращения количества таких фактов и было принято решение создать «конкурентную среду» для компаний, т. е. проводить тендеры на...

Улучшение взаимодействия участников...

В следствие чего, скоординированная работа всех участников строительного рынка: инвесторов, заказчиков, проектных компаний, строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов, является залогом достижения общей цели...

Организация маркетинговой деятельности на примере...

- оценка хода реализации договоров строительного подряда; - оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ; - изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- установление норм охраны окружающей среды.

Наличие конкурентной среды всегда было сдерживающим фактором роста цен на продукцию и повышения эффективности

1. Дикман Л. Г. Организация строительного производства. М.: АСВ, 2006–64 с.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность строительной организации характеризует величину и

– BKG-матрица; – анализ пяти конкурентных сил Портера

– определяющая концепция товара, услуги; – уровень обслуживания при продаже (уровень квалификации персонала)

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Конкурентное преимущество, заключающееся инновационном технологическом развитии. Вклад в защиту окружающей среды. Полное устранение потерь на производстве благодаря системе «точно в срок».

Проблемы учета затрат в строительной отрасли

При этом, расходы по договору строительного подряда признаются организацией расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 [6].

− Отслеживать уровень материальных затрат; − Проводить анализ конкурентной среды

Особенности организации службы маркетинга на строительном...

6. Маркетинг подрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов). 7. Маркетинг поставщиков — анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования.

Участие российских строительных компаний в тендерах: простая...

Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция, заказчик, подрядчик.

В целях сокращения количества таких фактов и было принято решение создать «конкурентную среду» для компаний, т. е. проводить тендеры на...

Улучшение взаимодействия участников...

В следствие чего, скоординированная работа всех участников строительного рынка: инвесторов, заказчиков, проектных компаний, строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов, является залогом достижения общей цели...

Организация маркетинговой деятельности на примере...

- оценка хода реализации договоров строительного подряда; - оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ; - изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- установление норм охраны окружающей среды.

Наличие конкурентной среды всегда было сдерживающим фактором роста цен на продукцию и повышения эффективности

1. Дикман Л. Г. Организация строительного производства. М.: АСВ, 2006–64 с.

Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность строительной организации характеризует величину и

– BKG-матрица; – анализ пяти конкурентных сил Портера

– определяющая концепция товара, услуги; – уровень обслуживания при продаже (уровень квалификации персонала)

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Конкурентное преимущество, заключающееся инновационном технологическом развитии. Вклад в защиту окружающей среды. Полное устранение потерь на производстве благодаря системе «точно в срок».

Проблемы учета затрат в строительной отрасли

При этом, расходы по договору строительного подряда признаются организацией расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 [6].

− Отслеживать уровень материальных затрат; − Проводить анализ конкурентной среды

Особенности организации службы маркетинга на строительном...

6. Маркетинг подрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов). 7. Маркетинг поставщиков — анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования.

Участие российских строительных компаний в тендерах: простая...

Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция, заказчик, подрядчик.

В целях сокращения количества таких фактов и было принято решение создать «конкурентную среду» для компаний, т. е. проводить тендеры на...

Улучшение взаимодействия участников...

В следствие чего, скоординированная работа всех участников строительного рынка: инвесторов, заказчиков, проектных компаний, строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов, является залогом достижения общей цели...

Организация маркетинговой деятельности на примере...

- оценка хода реализации договоров строительного подряда; - оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ; - изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- установление норм охраны окружающей среды.

Наличие конкурентной среды всегда было сдерживающим фактором роста цен на продукцию и повышения эффективности

1. Дикман Л. Г. Организация строительного производства. М.: АСВ, 2006–64 с.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность строительной организации характеризует величину и

– BKG-матрица; – анализ пяти конкурентных сил Портера

– определяющая концепция товара, услуги; – уровень обслуживания при продаже (уровень квалификации персонала)

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Конкурентное преимущество, заключающееся инновационном технологическом развитии. Вклад в защиту окружающей среды. Полное устранение потерь на производстве благодаря системе «точно в срок».

Проблемы учета затрат в строительной отрасли

При этом, расходы по договору строительного подряда признаются организацией расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 [6].

− Отслеживать уровень материальных затрат; − Проводить анализ конкурентной среды

Особенности организации службы маркетинга на строительном...

6. Маркетинг подрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов). 7. Маркетинг поставщиков — анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования.

Участие российских строительных компаний в тендерах: простая...

Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция, заказчик, подрядчик.

В целях сокращения количества таких фактов и было принято решение создать «конкурентную среду» для компаний, т. е. проводить тендеры на...

Улучшение взаимодействия участников...

В следствие чего, скоординированная работа всех участников строительного рынка: инвесторов, заказчиков, проектных компаний, строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов, является залогом достижения общей цели...

Организация маркетинговой деятельности на примере...

- оценка хода реализации договоров строительного подряда; - оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ; - изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- установление норм охраны окружающей среды.

Наличие конкурентной среды всегда было сдерживающим фактором роста цен на продукцию и повышения эффективности

1. Дикман Л. Г. Организация строительного производства. М.: АСВ, 2006–64 с.

Задать вопрос