Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие навыков самоорганизации через трудовое воспитание

Спецвыпуск
23.12.2015
722
Поделиться
Библиографическое описание
Иванов, В. В. Развитие навыков самоорганизации через трудовое воспитание / В. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24.2 (104.2). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24711/.


 

Каждый, кто когда-либо занимался воспитанием и обучением детей, пытался найти самые эффективные способы развития их сознания и поведения. Однако универсального средства, которое бы позволяло родителям и педагогам только собственным воздействием выработать у ребёнка нужные качества, пока не найдено. Требуется нечто от самого человека, чтобы усилия окружающих людей давали желаемые результаты. Дети всегда стремятся к самостоятельности. Чем старше они становятся, тем активнее отвергают контроль взрослых. Однако их самостоятельность нередко направлена не на более полное освоение требований культуры, принятой большинством людей, а на свободное выражение природных побуждений.

Человек достигает успеха, только если умеет побудить себя к постоянному саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.

Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки воспитанников к жизни и трудовой деятельности.

Формирование трудовых навыков, трудовая занятость воспитанников — это основа успешности будущей профессии, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях.

Что такое «трудовое воспитание»?

Это система действий, направленных на систематическое приучение детей к упорному и целенаправленному труду, причем не только к умственному, как на предыдущем, грамматическом этапе, но и к физическому и, в дальнейшем — к общественно-полезному.

Ожидаемые результаты трудового воспитания — психологическая и практическая готовность воспитанников к труду; проявление интересов, наклонностей и развитие способностей у воспитанников; сформированность общественно направленного отношения к труду; включенность кадет в посильный производительный и общественно полезный труд.

Неоспорим факт, что дети, занимавшиеся трудом в школьный период своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного труда.

Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове — ибо тогда портится и сердце, и ум и совесть».

Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг.

На данном этапе развития, а именно младший подростковый возраст (12–13 лет) — учеба (обучение) — является основным средством подготовки человека к жизни и труду. Учеба требует — упорного и последовательного труда. В самом деле, для подростков на диалектическом этапе уже мало быть просто терпеливыми и прилежными.

Главное внимание родителей, воспитателей и педагогов подростков должно быть направлено на преодоление лени — этого главного врага обучения в подростковом возрасте.

Многие воспитанники не проявляют ни малейшей инициативы в учебе. Вникая в учебный процесс, оказывается, что зачастую они не столько учатся, сколько имитируют процесс обучения. В подростковом возрасте они уже достаточно умны, чтобы понимать, чего именно мы от них хотим и могут эффективно имитировать требуемые действия, чтобы их оставили в покое.

Дело в том, что объем как нового материала, который требуется усвоить, так и старого, который необходимо периодически повторять, уже довольно велик. И очень часто новый материал невозможно усвоить, не повторив старый. Вот это-то и ленятся делать воспитанники. Когда они натыкаются на пробел в своих знаниях (не вспомнил, забыл, не доучил), они стремятся «перепрыгнуть» через него, списать или подогнать ответ — а не вернуться назад и повторить пройденное. В связи с этим совместно с учебным отделом на каждый триместр разрабатывается график посещения индивидуальных и групповых занятий, но даже эти занятия воспитанники считают ненужными, хотя, скорее всего просто нежелательными. А зачастую отношение к учебе как к труду предполагает рутинную отработку элементов программы, в первую очередь — через заучивание наизусть.

Для того чтобы сносно знать материал курса, уже категорически не хватает материала, приведенного в учебнике. В самостоятельных поисках дополнительной информации по изучаемой теме, воспитанники обращаются в библиотеку, а также черпают знания из интернета. Таким образом, отношение к учебе как к труду предполагает использование в учебном процессе широкого круга источников по изучаемой теме и выработку навыка анализа разнообразной, разноплановой и в чем-то противоречивой информации.

Помимо учебы, в жизни подростков значительно большее время, чем в детском возрасте, должно отводиться физическому труду. На грамматическом этапе обучения основное внимание в плане воспитания навыков физического труда должно отводиться самообслуживанию — умению без помощи взрослых поддерживать себя, свое рабочее место и свои вещи в порядке.

В 10 лет ребенок уже достаточно умен и достаточно физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя какую-то часть обязанностей по домашнему труду. Эти обязанности должны быть жестко закреплены за ним, и за их выполнением следует следить не менее тщательно, чем за выполнением уроков. Только так возможно превратить физический труд в полезную привычку.

Почему трудовое воспитание так важно на подростковом этапе? Потому что именно на этом этапе подросток впервые начинает активно социализироваться, то есть осознавать права и обязанности своей личности по отношению к другим. И очень важно вскрыть перед подростком смысл этих обязанностей и вытекающих из них прав (но ни в коем случае не наоборот). Если же труд — это обязанность, то подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения. Что это могут быть за обязанности?

В качестве основной, сделать обязанность по обслуживанию «классной семьи» за столом (т. е. дежурство на полднике и на втором ужине).

Между тем стоит отметить, что общая трапеза есть один из центральных моментов, буквально цементирующих не только быт, но и бытие здоровой семьи, а поскольку у нас закрытое учебное заведение, то класс является маленькой ячейкой и семьей для каждого воспитанника.

Кадеты проживают по два человека в одной комнате и в их обязанности входит:

— вытирать пыль на мебели, подоконниках и раз в неделю протирать двери; — чистить свою обувь и одежду;

— пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде;

— расставлять книги в нужной последовательности на книжной полке;

— поливать цветы: некоторые воспитанники занимаются цветоводством;

— выносить мусор;

— мыть посуду, во время дежурства;

— наводить порядок в ванной комнате;

— поддерживать порядок в своем гардеробе;

— гладить белье;

— навыки ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья);

— по субботам в распорядок дня включено трудовое воспитание, в процессе которого воспитанники проводят влажную уборку своих комнат и закрепленной территории…

В процессе трудового воспитания дети проявляют смекалку, активность и стремление достичь определенных результатов. А самое главное у них формируется самоорганизация, ответственность, самостоятельность, умение преодолевать трудности и желание оказывать посильную помощь взрослым — внося свой маленький вклад в «общее дело».

И в заключении хочу привести высказывание выдающегося химика Д. И. Менделеева «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Трудолюбие — результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации, оно выступает как важнейшее нравственно-личностное качество. Развить это качество в наших детях — насущная задача училища.

 

Литература:

  1. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании. — М.: Просвещение, 1982. — 162с.
  2. Варнакова Е. Д. Творческое использование педагогического наследия А. С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. — М.: Высшая шко- ла.,1991. — 445с.
  3. Золотухин Д. С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.– 159с.
  4. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 4-х томах. — М: Правда, 1987. — 573с.
  5. Макаренко А. С. О воспитании /Сост. и автор вступ. ст. В. С. Хелемендик. — М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  6. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с. 7. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко.- М.: Высшая шко- ла, 1972.
  7. Калинин М. И., О воспитании и обучении, М., 1957; т
  8. Крупская Н. К., Пед. соч., т. 4, М., 1959;
  9. Шацкий Т. С., Избр. пед. соч., М., 1958;
  10. Макаренко А. С., Соч., т. 5, М., 1958;
  11. Общие основы педагогики. Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана, М., 1967;
  12. Сухомлинский В. А., Воспитание коммунистического отношения к труду, М., 1959.
  13. И. Подласый Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов, М.: Владос, 2008
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. Т.2. 13-15):
Спецвыпуск 2 (47 с.)

Молодой учёный