Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Государственная поддержка сельского хозяйства Орловской области

Сельское хозяйство
16.12.2015
664
Поделиться
Библиографическое описание
Рябцева, К. А. Государственная поддержка сельского хозяйства Орловской области / К. А. Рябцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 344-347. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24464/.

 

В статье приведены результаты исследования основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства, определено влияние оценки эффективности и механизма государственной поддержки сельского хозяйства. Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства осуществляются в совокупных объёмах мер, которые в свою очередь позволяют обеспечить условия для развития сельского хозяйства в области.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, формы государственной поддержки.

 

Из-за объективных причин сельское хозяйство в сравнении с другими отраслями народного хозяйства в условиях свободного рынка характеризуется низкой конкурентоспособностью. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли и низким уровнем научно-технического прогресса. Все это приводит к тому, что себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции имеет устойчивую тенденцию роста и, соответственно, способствует снижению относительных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате, если государство не будет принимать никаких мер, на определенном этапе сельскохозяйственное производство в стране может оказываться убыточным не столько по причине низкой производительности труда аграриев, сколько по объективным условиям.

Агропромышленный комплекс занимает значительную долю в экономике РФ. На его долю приходится 35 % всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15 % ВВП.

Специфика сельского хозяйства заключается в том, что является зависимым от природных факторов и имеет ярко выраженную сезонную, циклическую модель развития. Сельское хозяйство, в отличие от других отраслей, медленнее приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:

                    равная доступность государственной поддержки для всех субъектов;

                    адресность государственной поддержки;

                    гарантированность государственной поддержки;

                    целевой характер получения и использования бюджетных средств;

                    эффективность использования бюджетных средств.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий России осуществляется по следующим основным направлениям:

                    предоставление субсидий на компенсацию части затрат производителей по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур;

                    компенсация части затрат на приобретение материально-технических ресурсов;

                    субсидирование процентной ставки по кредитам;

                    предоставление субсидий на поддержку таких отраслей сельского хозяйства как элитное семеноводство, племенное животноводство, овцеводство и др.;

                    поддержка агропродовольственного рынка;

                    предоставление финансовых ресурсов на поддержку социальной инфраструктуры села [1].

Меры государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий можно разделить на меры прямого и косвенного воздействия. К прямым формам государственной поддержки относят формы поддержки, при которых бюджетные средства оказывают влияние на результаты сельхозпроизводства. Косвенные меры воздействия включают меры по защите внутреннего рынка сельхозпродукции, а также меры по его регулированию.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти [2].

Важнейшими задачами государственной программы являются: ускорение темпов роста объемов агропромышленного производства на основе его модернизации, повышения конкурентоспособности и создание условий для устойчивого развития сельских территорий [3].

Сельское хозяйство Орловской области специализируется на производстве зерна, сахарной (фабричной) свёклы, картофеля, овощей, масличных культур, мяса, молока, яиц.

Агропромышленная направленность экономики Орловской области, обусловленная высоким потенциалом региона в этой сфере, обеспечивает значительное превышение производства основных видов сельскохозяйственной продукции в расчёте на одного жителя над аналогичными общероссийскими показателями.

Рис.1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2015 году, %

 

На Рис. 1 изображена структура сельского хозяйства Орловской области. Как мы видим основную долю занимают сельхозорганизации, удельный вес которых составил 66,4 %.

В рамках реализации государственной программы и в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением органами государственной власти Орловской области государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций действуют программы:

1.                  «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013–2020 годы»

2.                  «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012–2016 годы».

Целью программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013–2020 годы» является устойчивое развитие сельских территорий на основе увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, повышения конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизации производства. На реализацию данной программы выделено 45,1 млрд рублей, из областного бюджета было выделено 2,9 млрд рублей.

Но есть и ряд препятствий, которые замедляют развитие агропромышленного комплекса:

                    Неблагоприятные климатические условия;

                    Низкие темпы структурно-технологической модернизации;

                    Дефицит квалифицированных кадров;

                    Необоснованный рост цен на сельскохозяйственную технику, удобрения, ГСМ.

Успешное реализация государственных целевых программ и появление новых позволит Орловской области выйти на новый уровень развития, получить результат в виде роста объемов производства, повышения производительности труда, созданию новых рабочих мест, а также значительное обновление материально-технической базы сельскохозяйственного производства. Существует ряд факторов, которые создают этому хорошие условия: высокий ресурсный потенциал, инвестиционная привлекательность региона.

Таким образом, чтобы обеспечить динамичное и инновационное развитие сельского хозяйства, способствовать экономическому и социальному развитию сельских территорий необходимо искать резервы увеличение объемов государственной поддержки и повышать эффективность ее использования. При этом динамика развития инновационного и инвестиционного потенциала сельскохозяйственных производителей должна выступать в качестве основного индикатора необходимости предоставления им господдержки.

 

Литература:

 

1.                  Воитлева З. А. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОССИИ // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2011. № 2 (2). С.46–48.

2.                  Павлова Е. А. Роль государственной поддержки АПК в Орловской области // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 175–177.

3.                  Сидоренко О. В., Ильина И. В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам // Аграрная Россия. — 2015. — № 5. — С.32–37

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
сельское хозяйство
государственная поддержка
формы государственной поддержки
Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 344-347):
Часть 3 (cтр. 241 - 349)
Расположение в файле:
стр. 241стр. 344-347стр. 349

Молодой учёный