Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 1762 раза

Библиографическое описание:

Кандальникова, П. И. Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков / П. И. Кандальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24329/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, учебная мотивация.

 

Обществу всегда необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность может быть реализована только в том случае, если школьник мотивирован на изучении различных дисциплин. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования учебной мотивации учащихся.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [2].

В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости и так далее. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Данной проблематикой  занимались  и занимаются многие ученые, в частности, такие как Л. И. Божович, изучал развитие личности и ее формирование в детском возрасте; Е. П. Ильин, считает, что невозможно достичь взаимопонимания в том случае, если учитель не учитывает свои психологические и гендерные особенности оценки учащихся. М.В. Матюхин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев особое внимание уделяли изучению мотивационной сферы учащихся. Все они искали и продолжают искать способ повышения учебно-познавательной заинтересованности учащихся в получении новых знаний.

В настоящее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. И это не случайно, ведь приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают различными, специфическими качествами, формируется определенный стиль поведения, предпочтения, отношения к окружающему миру. Поэтому изучение данной темы является актуальным, так как учет гендерных особенностей при анализе учебной мотивации подростков представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса [1].

В этой связи, нами было проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.

Цель работы: изучение гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.

Объект исследования: учебная мотивация.

Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.

В исследовании применялись следующие методы:

  1.                Методика диагностики отношения учащихся к учебным предметам;
  2.                Методика диагностики мотивации учебной деятельности.

В исследовании приняли участие учащиеся 9-го класса МБОУ СОШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамаса, в количестве 22 человек, из них 14 мальчиков и 8 девочек.

Для изучения отношения учащихся к учебным предметам нами была предложена «Методика диагностики отношения учащихся к учебным предметам», анкета с записью самого любимого и нелюбимого предметов, и выбором из списка причины (не более трех), с чем он был связан. По обобщению диагностического материала были выявлены явные различия между мальчиками и девочками (рис. 1).

Рис.1. Выбор любимых предметов учащимися

 

Из рисунка 1 видно, что мальчики предпочитают предметы естественнонаучного цикла. Девочки ориентированы, в равной степени, как на естественные, так и на гуманитарные дисциплины. Из этого можно сделать вывод, что девочки разноплановы, уделяют внимание в равной степени ко всем предметам и заинтересованы в получении знаний по каждому из них.

Рис.2. Причина выбора любимых предметов учащимися

 

Рисунок 2 наглядно показывает, что выбор любимого предмета обусловлен тем, что он одновременно позволяет подготовиться к будущей профессии, и формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

Рис.3. Причина выбора нелюбимых предметов учащимися

 

В ходе опроса по категории нелюбимого предмета (рис.3) было выявлено, что выбор у мальчиков, так и у девочек определяется тем, что он не пригодится в будущем. На втором месте, по рейтингу, негативное отношение мальчиков к предмету вызвано, в большей степени, недоступностью в понимании объяснений учителя. В то же время, девочки в меньшей степени разделили данную точку зрения, и поставили ее на 4 место.

Далее, с целью выяснения причины мотивации к учению, нами была проведено исследование по методике «Мотивы учебной деятельности». Учащимся была предложена анкета, из которой они должны были выбрать пункты, соответствующие их стремлениям и желаниям учиться [3]. В результате диагностики материала, были выявлены гендерные  особенности учебной мотивации подростков (рис.4).

Рис.4. Мотивы учебной деятельности

 

По итогам теста было установлено, что у девочек, и у мальчиков существенно отличаются мотивационные идеи обучения в школе. Мужская половина класса отдают свои предпочтения мотивации подготовиться к будущей профессии, желания понравиться учителю. Девочки свой приоритет отдают стремлению узнать новое, пополнить свои знания, в связи с тем, что им нравиться мыслить, думать, соображать (данный пункт у мальчиков стоит на предпоследнем месте).

Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что в области учебной мотивации подростков мужского и женского пола действительно есть различия по типам и по степени их выраженности. Девочкам более свойственно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности. Они нацелены на познание нового и неизвестного, на творческое саморазвитие по изучаемому предмету. В то время, как мальчики воспринимают учение, скорее, как вынужденный долг, привычное функционирование. Данный выбор ответов учащимися можно объяснить тем, что, хотя каждая сторона стремится подготовиться к будущей профессии, девочки в большой степени заинтересованы в получение новых знаний и умений, нежели чем мальчики.

Таким образом, гендерные особенности учебно-познавательной мотивации старших подростков отличается внутренней направленностью и доминированием познавательной активности. Педагогу важно помнить об особенностях формирования мотивации учения на протяжении всего подросткового возраста, так как к концу его у учащихся сформируются устойчивое доминирование какого-либо мотива, который может повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.

 

Литература:

  1.                Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 240 с.
  2.                Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 176 с.
  3.                Горшков Е.А. Интеракционистский подход Ч.Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 80-86.
  4.                Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов). Дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 288 с.
  5.                Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации. Автореф. дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 26 с.
  6.                Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.
  7.                Трухманова Е.Н., Гузнищева М.В. Психологические аспекты формирования гендерных особенностей самосознания подростков в условиях сельской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1979 (дата обращения: 05.06.2014).
  8.                Трухманова Е.Н., Яшина К.О. Психологические аспекты формирования профессиональных интересов современных старшеклассников в условиях городской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1981 (дата обращения: 04.06.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, девочка, учебная мотивация подростков, будущая профессия, мальчик, особенность, подростковый возраст, предмет, учащийся.


Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

мотив, подростковый возраст, общий уровень мотивации, учебная деятельность, направление мотивов, деятельность, побуждение, подросток, последующая трудовая жизнь. Ключевые слова.

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся...

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

подросток, учение, учебная работа, школа, учебный материал, интерес, том, ребята, подростковый возраст, умственный труд.

Мотивы учения в подростковом возрасте | Статья в журнале...

В подростковом возрасте изменяются прежде всего условия школьной жизни — у ребенка уже не один учитель, как было в младших классах, а несколько учителей; учебный материал усложняется, по — иному идет и сама работа на уроке.

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего...

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст, агрессивность, авторитарность, самооценка.

Одним из наиболее действенных мотивов учебной деятельности младших подростков является отметка.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация. Похожие статьи. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством...

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом...

класс, учебная деятельность, подростковый возраст, престижная мотивация, ученик, мотив самоопределения, мотив, мотив долга, метод обучения, окружающий мир.

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

мотив, подростковый возраст, общий уровень мотивации, учебная деятельность, направление мотивов, деятельность, побуждение, подросток, последующая трудовая жизнь. Ключевые слова.

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся...

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

подросток, учение, учебная работа, школа, учебный материал, интерес, том, ребята, подростковый возраст, умственный труд.

Мотивы учения в подростковом возрасте | Статья в журнале...

В подростковом возрасте изменяются прежде всего условия школьной жизни — у ребенка уже не один учитель, как было в младших классах, а несколько учителей; учебный материал усложняется, по — иному идет и сама работа на уроке.

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего...

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст, агрессивность, авторитарность, самооценка.

Одним из наиболее действенных мотивов учебной деятельности младших подростков является отметка.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация. Похожие статьи. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством...

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом...

класс, учебная деятельность, подростковый возраст, престижная мотивация, ученик, мотив самоопределения, мотив, мотив долга, метод обучения, окружающий мир.

Задать вопрос