Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке / Н. В. Зуева, Н. А. Красильникова, В. С. Михайлов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 792-795. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23522/ (дата обращения: 14.12.2024).



 

В данной статье рассматриваются различные информационные технологии в образовании, с помощью которых можно решить проблему нехватки времени на подачу необходимого объёма учебного материала. Несмотря на все преимущества, которые дает использование информационных технологий, оно может вызвать и ряд проблем, связанных с их внедрением и эффективным применением в образовательном процессе.

Ключевые слова: образование, педагогика, ИКТ, информационные технологии, информатизация, инновации, образовательный процесс.

 

Одной из проблем современного образования является нехватка времени. Сокращение материала сказывается на успеваемости в большинстве случаев отрицательно. Встает вопрос, как за одно и то же время дать ученику как можно больше знаний. Использование информационных технологий помогает учителю сократить время на подачу материала и его тренировку. Кроме того, использование информационных технологий является одним из мотивирующих факторов учащихся, что позволяет оптимизировать процесс обучения.

В современном обществе информатизация затрагивает все больше сфер жизни. Сфера образования не является исключением. Информатизация школы является одной из важнейших задач Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [1], одним из необходимых условий реализации основных образовательных программ общего образования, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом. [2]

При этом информатизация образования предполагает не только оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием, но и создание методической базы для преподавателей, а также развитие их компетентностей в этой сфере. Кроме того, в соответствии с требования ФГОС нового поколения формирование информационно-образовательной среды в школе является обязательным, что также предполагает использование информационных технологий в процессе обучения. Информационные технологии представляют собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов. [3]

Многие российские ученые, такие как В. П. Беспалько, В. А. Извозчиков, В. А. Ильин, Д. А. Исаев, А. А. Кузнецов, В. В. Лаптев, А. Н. Мансуров, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Смирнов и др, подтверждают эффективность применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, их использование отвечает запросам современного общества и соответствует принципам системно-деятельностного подхода, который реализуется в современной системе образования. [4]

С начала 2000-х годов началась активная информатизация всех образовательных учреждений. Закупка и настройка оборудования, программного обеспечения и выделение средств для поддержания информационной обеспеченности. Это позволяет преподавателям использовать новейшие технологии для оптимизации образовательного процесса. Другими словами, предъявление материала и его тренировка становятся более лаконичными и привлекательными для учащихся, что в следствие может влиять и на эффективность урока в целом.

Современные информационные технологии разнообразны и могут применяться на любом этапе работы с материалом: ознакомление, тренировка, закрепление и контроль. Ниже представлена классификация, приведенная в журнале HorizonReportEurope, посвященном проблемам и новациям в информационно-коммуникационном обеспечении образовательного процесса. В классификации представлены наиболее распространенные информационные образовательные технологии, их описание и примеры. [5]

Таблица 1

Тип технологий

Описание

Примеры

Потребительские технологии (Consumer Technologies)

Инструменты, разработанные для развлекательных и профессиональных целей. Первоначально не предназначенные для образовательных нужд, они могут быть легко использованы на уроках.

> 3D Video

> Electronic Publishing

> Mobile Apps

> Quantified Self

> Tablet Computing

> Telepresence

> Wearable Technology

Цифровые приемы (Digital Strategies)

Приемы и способы применения устройств и программ, которые делают обучение более увлекательным и интересным как в аудитории, так и вне её.

Продолжение таблицы 1

> Bring Your Own Device

(BYOD)

> Flipped Classroom

> Games and Gamification

> Location Intelligence

> Makerspaces

> Preservation/Conservation

Technologies

Обеспечивающие технологии (Enabling Technologies)

Технологии, позволяющие расширить функционал основных инструментов и устройств.

> Affective Computing

> Cellular Networks

> Electrovibration

> Flexible Displays

> Geolocation

> Location-Based Services

> Machine Learning

> Mobile Broadband

> Natural User Interfaces

> Near Field Communication

> Next-Generation Batteries

> Open Hardware

> Speech-to-Speech Translation

> Statistical Machine Translation

> Virtual Assistants

> Wireless

Интернет технологии (Internet Technologies)

Технологии и необходимое сопровождение для более органичного и естественного использования сети Интернет в процессе обучения.

> Cloud Computing

> The Internet of Things

> Real-Time Translation

> Semantic Applications

> Single Sign-On

> Syndication Tools

Обучающие технологии (Learning Technologies)

Инструменты и ресурсы, разработанные специально для образовательных целей. Технологии, позволяющие сделать обучение более индивидуальным и доступным.

> Badges/Microcredit

> Learning Analytics

> Massive Open Online

Courses

> Mobile Learning

> Online Learning

> Open Content

> Open Licencing

> Virtual and Remote Laboratories

Социальные технологии

(Social Media technologies)

Данные технологии могут быть представлены как подраздел потребительских технологий. Широко используются обществом в повседневной жизни и могут быть также использованы для развития новых идей, инструментов и технологий.

Продолжение таблицы 1

> Collaborative Environments

> Collective Intelligence

> Crowdfunding

> Crowdsourcing

> Digital Identity

> Social Networks

> Tacit Intelligence

Технологии визуального представления (Visualisation Technologies)

Разнообразные способы представления информации, начиная от простейших форм данных, и заканчивая огромными информационными кластерами и динамическими процессами. Главная цель: представление сложной информации в более простом и понятном виде.

> 3D Printing/Rapid Prototyping

> Augmented Reality

> Information Visualisation

> Visual Data Analysis

> Volumetric and Holographic

Displays

 

Тем не менее, при организации учебно-воспитательной деятельности, возникают определенные сложности. При более детальном анализе проблемы были выявлены следующие противоречия:

                    между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;

                    между упрощенным стереотипом понимания информатизации как «поставки компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;

                    между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;

                    между наличием высокого потенциала информационных технологий и слабостью анализа передового опыта их использования в массовой школе; [6]

                    между объемом изучаемых материалов и объемом времени, предоставляемым для обучения данному материалу;

                    между скоростью усваивания материала и объемом времени, предоставляемым для изучения;

                    между объемом изучаемых предметов и времени выделяемого для изучения предметов;

                    между затрачиваемым временем на организацию образовательного процесса традиционными методами и временем, затрачиваемым на организацию образовательного процесса с использованием информационных технологий.

Исходя из этого, мы видим огромное количество нерешенных проблем, связанных с процессом использования информационных технологий. Как можно судить, многие из них связаны как с внедрением, так и с эффективным применением данных технологий. Следовательно, перед магистрантами, аспирантами и молодыми специалистами стоит серьезная задача, а именно поиск решений для выявленных проблем и разработка методик наиболее эффективного использования информационных технологий в современной школе.

 

Литература:

 

  1.                Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»/Сайт Президента России [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kremlin.ru/news/6683(дата обращения: 12.11.2015)
  2.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1–4 кл.) [утвержден приказом Минобрнауки Россииот 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказовот 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357]: [Электронный ресурс]/ Министерство науки Российской Федерации. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/922 дата обращения: 12.11.2015)
  3.                Основные понятия — информатизация образования. Российский портал информатизации образования. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rpio.ru/data/2558.htm (дата обращения: 12.11.2015)
  4.                Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]/ Министерство науки Российской Федерации. — URL:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/543 (дата обращения: 12.11.2015)
  5.                Important Developments in Educational Technology for European Schools. HorizonReport Europe. 2014 Schools Edition
  6.                Булин-Соколова Е. И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: Автореф. дис…докт. пед. наук. — М., 2012. — 46 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, процесс обучения, BYOD, объем времени, продолжение таблицы, современное общество.


Похожие статьи

Использование мультимедийных технологий при изучении английского языка в вузе

В данной статье описывается влияние мультимедийных технологий на повышение качества знаний у студентов при изучении иностранного языка в вузе. Применение мультимедийных технологий при обучении студентов иностранному языку способствует повышению эффек...

Применение технологий машинного обучения в задачах обеспечения информационной безопасности предприятия

В процессе эксплуатации компьютерных систем важно обеспечивать быстрое и корректное реагирование на инциденты информационной безопасности, для этого существуют различные автоматизированные инструменты. С учетом развития методов искусственного интелле...

Информационные технологии в экономике

Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом разви...

Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения

В статье рассматриваются социальные сети как цифровые технологии, использующиеся для развития навыков общения на иностранном языке. В данной работе анализируются основные преимущества и минусы использования данной образовательной технологии в совреме...

Значение информационных технологий в судебной деятельности

В статье анализируется роль и значение информационных технологий в судебной деятельности. В настоящее время нормативное регулирование использования информационных технологий находится на начальном этапе, это связано с тем, что определяется лишь наибо...

Проблема психологических барьеров у обучающихся средних общеобразовательных учреждений в изучении иностранного языка

Процесс изучения иностранного языка в современном мире является необходимостью, поэтому его начинают изучать ещё в начальной школе. Однако, обучающиеся могут столкнуться с проблемой психологических барьеров, снижающих мотивацию и эффективность образо...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических те...

Применение инструментов бережливого производства для адаптации студентов первого курса

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого д...

Экстракционные методы в промышленности: ультразвуковая экстракция в фармацевтическом производстве

В данной статье рассматривается применение ультразвуковой экстракции (УЗЭ) в фармацевтической промышленности. Статья освещает основные принципы работы ультразвуковой экстракции, ее преимущества по сравнению с традиционными методами, а также факторы, ...

Похожие статьи

Использование мультимедийных технологий при изучении английского языка в вузе

В данной статье описывается влияние мультимедийных технологий на повышение качества знаний у студентов при изучении иностранного языка в вузе. Применение мультимедийных технологий при обучении студентов иностранному языку способствует повышению эффек...

Применение технологий машинного обучения в задачах обеспечения информационной безопасности предприятия

В процессе эксплуатации компьютерных систем важно обеспечивать быстрое и корректное реагирование на инциденты информационной безопасности, для этого существуют различные автоматизированные инструменты. С учетом развития методов искусственного интелле...

Информационные технологии в экономике

Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом разви...

Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения

В статье рассматриваются социальные сети как цифровые технологии, использующиеся для развития навыков общения на иностранном языке. В данной работе анализируются основные преимущества и минусы использования данной образовательной технологии в совреме...

Значение информационных технологий в судебной деятельности

В статье анализируется роль и значение информационных технологий в судебной деятельности. В настоящее время нормативное регулирование использования информационных технологий находится на начальном этапе, это связано с тем, что определяется лишь наибо...

Проблема психологических барьеров у обучающихся средних общеобразовательных учреждений в изучении иностранного языка

Процесс изучения иностранного языка в современном мире является необходимостью, поэтому его начинают изучать ещё в начальной школе. Однако, обучающиеся могут столкнуться с проблемой психологических барьеров, снижающих мотивацию и эффективность образо...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических те...

Применение инструментов бережливого производства для адаптации студентов первого курса

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого д...

Экстракционные методы в промышленности: ультразвуковая экстракция в фармацевтическом производстве

В данной статье рассматривается применение ультразвуковой экстракции (УЗЭ) в фармацевтической промышленности. Статья освещает основные принципы работы ультразвуковой экстракции, ее преимущества по сравнению с традиционными методами, а также факторы, ...

Задать вопрос