Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 8991 раз

Библиографическое описание:

Скворцова, С. О. Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе / С. О. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 322-325. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23469/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Статья посвящена решению проблемы разработки психолого-педагогической технологии, с использованием методики применения подвижных и спортивных игр на учебных и учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами.

Ключевые слова: студенты, подвижные и спортивные игры, педагогическая технология, игровой метод.

 

Современные требования к образованию, физическому воспитанию, профессиональной и спортивной ориентации, вызывают необходимость постоянного творческого поиска преподавателей физической культуры.

Руководство нашего университета стремится к тому, чтобы создать условия для формирования научных школ в университете, вовлекать преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов в научную деятельность.

Благодаря этому, инициативная группа кафедры физического воспитания и спорта получила возможность за счет внутреннего гранта, приобрести необходимый инструментарий для морфо-функциональных и психолого- педагогических исследований.

Следует сказать, что задача нашего исследования заключается в разработке психолого-педагогической технологии в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [2, с.59].

Основой разрабатываемой нами технологии является совокупность средств и методов группового и индивидуального воздействия, направленного на повышение знаний и практических навыков по совершенствованию физической активности, профилактике имеющихся заболеваний и формированию спортивного стиля жизни.

Мы хотим остановиться, на использовании подвижных и спортивных игр, как одном из методов нашей педагогической технологии.

Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия играми оказывают одновременное влияние на психическую, эмоционально-волевую и двигательную системы, координационные способности студентов. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции, что способствует силе и подвижности нервных процессов, совершенствуется лабильность центральной нервной системы. Использование подвижных и спортивных игр в сочетании с другими средствами физической культуры обеспечивает высокую эффективность воспитания личностных качеств занимающихся. Игра, по мнению известного советского педагога А.С.Макаренко, тот же труд: «Она приучает к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы».

Использование подвижных игр и эстафет на занятиях физической культурой способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества. Хочется отметить, что использование игрового метода является действенным профилактическим средством по отношению к различным негативным явлениям, таким, как, умственное перенапряжение, длительная статическая нагрузка на лекционных занятиях, состояние тревоги, стресс, негативное настроение. Игровой метод, это комплексное совершенствование движений в усложненных вариативных условиях.

Отдельно стоит сказать о проявлении физических качеств во время проведения игр (по В.Г.Яковлеву).

Ловкость:

        игры, побуждающие переходить от одних действий к другим;

        игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях.

Быстрота:

        игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

Сила:

        игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера.

Выносливость:

        игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движения к другим. [3,c.7].

В процессе проведения подвижных игр решаются образовательные и воспитательные задачи, это, сотрудничество и взаимопомощь в команде, развивающее чувство коллективизма, и чувство соперничества, и соревновательной борьбы с другими командами или участниками игр.

Существенной особенностью игрового метода является то, что игровые действия осуществляются в неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремиться поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для него, возможно больше трудностей в осуществлении игровых целей.

Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение [3,c.8].

В нашем университете тренеры-преподаватели проводят занятия в спортивных отделениях: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание и фехтование, и активно применяют подвижные игры в спортивной подготовке своих воспитанников.

При выборе игры, всегда, необходимо учитывать возраст занимающихся, уровень их физической подготовленности, к какой медицинской группе они относятся по состоянию здоровья, количество участников и место проведения игры. При определении задач преподаватель должен проанализировать, какие движения будут использоваться в игре, на развитие каких физических качеств направлена игра.

На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями используют подвижные игры, для решения задач физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Постепенно усложняя подвижные игры, они вводят в них элементы противоборства, направляя на самостоятельный выбор решения, что формирует и совершенствует нужные навыки в условиях приближенных к соревновательным [1, с. 185].

Волейбол и баскетбол, имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий, но и каждая спортивная игра имеет свои специфические приемы. Так в баскетболе, это борьба за отскочивший мяч, в волейболе важно уметь ставить блок у сетки. Большинство игр развивают у занимающихся умение ориентироваться на площадке, что очень помогает спортсменам в реальной игровой ситуации.

В учебно-тренировочных занятиях фехтовальщиков, большое внимание отводится парным упражнениям, играм на внимание и скорость реакции, используются упражнения и эстафеты с набивными и теннисными мячами, скакалками [4, c. 164].

В фехтовании с помощью игры можно совершенствовать высокий уровень развития ловкости, вот некоторые из них: «Меткий укол», «Сабли, рапиры, шпаги», «Поменяйся рапирой», «Бой султанчиков». Игры способствуют и развитию морально-волевых качеств: мужеству, воли, выдержке и решительности.

Значительное место в начальной подготовке пловца, а также на последующих этапах занимают игры, проводимые в воде. Бассейн «Водолей», относящийся к нашему университету неглубокий (120-180), поэтому очень подходит для студентов не умеющих плавать. Мы используем игры, в которые входят упражненияпозволяющие освоиться в воде, преодолеть водобоязнь. Для студентов умеющих плавать, игры, на закрепление скоростно- силовых качеств, дальность ныряния, водное поло по упрощенным правилам.

В спортивных группах и на учебных занятиях по легкой атлетике используется весь арсенал спортивных и подвижных игр. В тренировке бегунов используются игры совершенствующие быстроту реакции, технику старта, финишный рывок. Эстафеты, направленные на освоение техники бега, передачу эстафетной палочки, с преодолением препятствий.

При подборе игр необходимо помнить, что игры, направленные на воспитание стартовой скорости, одинаково необходимы и прыгунам, и метателям, так же как игры с мячом, рекомендуемые баскетболистам или волейболистам (с выпрыгиванием у корзины и у сетки) [1, с. 170].

Таким образом, использование подвижных и спортивных игр на учебных занятиях и в группах спортивного совершенствования решает: образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи физической культуры в вузе. Активное использование игрового метода в разрабатываемой нами психолого-педагогической технологии вполне актуально, и соответствует образовательным стандартам нового поколения.

 

Литература:

 

  1.                Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физ. культ.- Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Физическая культура и спорт, 1982. — 224с., ил.
  2.                Греховодов В.А. Анализ современных понятий в научных педагогических исследованиях/ В.А. Греховодов // Теория и практика физической культуры.-2013.-№ 9.-С. 58-60.
  3.                Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов: методические указания/С.В.Пахомова, Е.В.Витун. — Оренбург: ГОУОГУ, 2005.-24с.
  4.                Скворцова С.О. Учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении фехтования студентов экономического вуза /С.О.Скворцова// Интер ЭКСПО ГЕО — СИБИРЬ. Изд-во: Сиб. гос. унив. геосистем и технологий.-Новосибирск, 2015. Т-6.-№ 2.- С. 163-167.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровой метод, физическая культура, педагогическая технология, психолого-педагогическая технология, физическое воспитание, действие, занятие, качество, легкая атлетика.


Ключевые слова

студенты, игровой метод, педагогическая технология, подвижные и спортивные игры

Похожие статьи

Использование игровых технологий как средство повышения...

игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок, урок физкультуры, действие, учебный процесс.

Игровые методы в физическом воспитании | Статья в сборнике...

Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С. Д. Неверковича.- М.:Физическая культура, 2006.-72с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровой метод, физическое воспитание, игровая форма, игрок, отбор игры, правило игры...

Игровые технологии национальных и подвижных игр...

4. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие. Ташкент, 2005.-103с.

Игровые методы в физическом воспитании.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Игровые методы в физическом воспитании. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни.

Технологии развития физических качеств (быстроты, силы...)

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016).

Библиографическое описание: Сейтибрамова Ф. А. Технологии развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) для детей дошкольного возраста...

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств...

умение, физическая культура, игра, качество, двигательное действие, формирование, легкая атлетика, учебно-воспитательный процесс, игровой метод, физическое развитие.

Обоснование технологии использования национальных...

Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного...

Педагогические технологии на уроках физики

Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения...

Похожие статьи

Использование игровых технологий как средство повышения...

игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок, урок физкультуры, действие, учебный процесс.

Игровые методы в физическом воспитании | Статья в сборнике...

Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С. Д. Неверковича.- М.:Физическая культура, 2006.-72с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровой метод, физическое воспитание, игровая форма, игрок, отбор игры, правило игры...

Игровые технологии национальных и подвижных игр...

4. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие. Ташкент, 2005.-103с.

Игровые методы в физическом воспитании.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Игровые методы в физическом воспитании. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни.

Технологии развития физических качеств (быстроты, силы...)

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016).

Библиографическое описание: Сейтибрамова Ф. А. Технологии развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) для детей дошкольного возраста...

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств...

умение, физическая культура, игра, качество, двигательное действие, формирование, легкая атлетика, учебно-воспитательный процесс, игровой метод, физическое развитие.

Обоснование технологии использования национальных...

Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного...

Педагогические технологии на уроках физики

Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения...

Задать вопрос