К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 1046 раз

Библиографическое описание:

Юденкова, И. В. К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза / И. В. Юденкова, Д. Н. Бежаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 887-891. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23220/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

The article considers the problems of first-year students’ adaptation to the pedagogical university. Forms of work with the first-year students promoting their adaptation are suggested.

Key words: a student, a curator, adaptation, disadaptation, university, student group, student activists.

 

Адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Это понятие является ключевым в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды [1]. Если мы обратимся к психологическому словарю, то увидим, что адаптация человека имеет два спектра — биологический и психологический. Психологический аспект адаптации направлен на приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Она осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления и судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности.

Поступление в ВУЗ для каждого студента является новой, более высшей ступенью в жизни. Именно на первом курсе обучения в ВУЗе начинается осознание самого себя, начинается формирование отношения к учёбе, к своей будущей профессиональной деятельности.

Адаптация студента к условиям ВУЗА является на сегодняшний день одной из наиболее важных и значимых проблем. Именно от того, какой будет подготовка студентов на первом этапе обучения и зависит их дальнейшая профессиональная деятельность.

Первый год обучения является для студентов одним из самых сложных. У первокурсников возникает множество трудностей в процессе учебной деятельности, в первую очередь связанных с изменением стереотипов. Студенты не могут привыкнуть к новым формам занятий в ВУЗе, к резкой смене содержания и объёма учебного материала, также наблюдается отсутствие умения конспектировать изложенный преподавателем материал. Около 65–70 % студентов — выпускники сельских школ и трудность в адаптации может быть связана с ограничением социальных контактов: небольшое количество учащихся в классе и в целом в школе. Учитель может вести много предметов из-за нехватки специалистов. Все друг друга хорошо знают. Приезжая в город, в крупный вуз появляется тревога из-за неумения правильно построить свои взаимоотношения с пока еще не знакомыми людьми.

Исследования многих учёных показали, что студенты первого курса являются самыми уязвимыми во многих отношениях. Поэтому именно на первом курсе первого семестра им необходимо особое внимание и помощь во всём. Анкетирование студентов позволило нам выявить основные проблемы, ухудшающие их адаптацию к условиям ВУЗа, а именно:

                    неумение самостоятельно изучать материал;

                    неумение распределять своё время и силы;

                    неготовность выполнять те требования, которые предъявляются преподавателями;

                    отсутствие привычного контроля со стороны родителей;

                    неготовность работать с тем объёмом информации, который необходим для обучения;

                    неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;

                    отсутствия у части студентов самого главного — желания учиться.

Для изучения адаптации студентов первокурсников к условиям вуза мы использовали методику Л. Собчик «Метод цветовых выборов». Данный тест хорошо использовать потому, что он не вызывает негативных реакций. Данная методика позволила нам выявить актуальное состояние у каждого студента и степень адаптированности в данный момент. Кроме этого нам было интересно узнать отношение первокурсников к таким понятиям, как: университет, куратор, одногрупники, преподаватели, которые мы выделили как факторы, играющие большую роль в процессе адаптации.

Каждому студенту индивидуально предлагалось подобрать к каждому понятию подходящие цвета, но, не соотнося их с любимым цветом одежды. Студенты выбирали цвета исходя из своего эмоционального состояния на тот момент.Также студентам было предложено выложить ряд настроения в данный момент. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выбор цвета на первую позицию студентами

Номер цвета

Студенты

Абсолютное кол-во

% от общего кол-ва

№ 1синий

0

0

№ 2 зеленый

10

28

№ 3 красный

5

14

№ 4 желтый

13

36

№ 5 фиолетовый

0

0

№ 6 коричневый

3

8

№ 7 черный

0

0

№ 0 серый

5

14

Всего:

36

100

 

В исследовании приняли участие 36 студентов первого курса. Из них 8 человек выбрали на первую позицию один из трех дополнительных цветов (коричневый, серый, черный), что свидетельствует о наличии у них легкого стрессового профиля, отмечается тревожное и грустное настроение. У 28 студентов был выявлен гармоничный профиль. Из них 5 человек на первую позицию выбрали красный цвет, который характерен для самостоятельных, быстро принимающих решения личностей. Среди них оказались старосты двух академических групп. Желтый цвет выбрали 13 студентов — они характеризуются наличием желания быть вовлеченными в активное взаимодействие и 10 студентов выбрали зеленый цвет, характеризующий у них наличие стремления к самовыражению, успеху, уверенности в себе. Эти студенты чувствуют себя комфортно, у них преобладает радостное или спокойное настроение, они приняли активное участие в Дне первокурсника. С удовольствием посещали репетиции, предлагали свои идеи, продемонстрировали высокую артистичность и увлеченность предстоящим мероприятием. Ни оказалось студентов, выбравших несколько дополнительных цветов, что свидетельствовало бы о наличии у них выраженного стрессового профиля, то есть выраженной дезадаптации.

У каждого ВУЗа есть свои методы, с помощью которых происходит адаптация студентов-первокурсников. В нашем вузе они тоже есть: это и презентация творческих студий, в которые записываются ребята, ориентируясь на свои интересы; адаптивный тренинг и веревочный курс, направленные на знакомство и сплочение студенческой группы; студенты-старшекурсники знакомят с традициями вуза, конкретного факультета; индивидуальные консультации, проводимые специалистами психологической службы вуза. Традиционно на нашем факультете перед началом учебного года проводится родительское собрание. Казалось бы, что это — форма работы со школьниками, но современная действительность показывает, что она также необходима для первокурсников и их родителей, так как сегодняшняя студенческая жизнь сильно отличается от студенческой жизни их родителей.

В каждой группе есть куратор, который впервые месяцы адаптации первокурсников проводит с ними достаточно много времени. Он учит их читать расписание, которое пока не понятно и делится на первую и вторую недели; вовремя находить нужную аудиторию, быстро решать возникающие вопросы, он может поддержать добрым словом, когда наступает сильная тоска по дому. Куратор знает всех по имени и это очень важно. Он принимает активное участие в организации разных видов деятельности студентов, вовлекая их в общественную жизнь ВУЗа и от тех взаимоотношений, которые сложатся между ними на начальном этапе обучения, также зависит успешность адаптации. Именно на 1 курсе куратор занимает активную позицию по формированию у студентов желания участвовать в различных направлениях деятельности вуза, а именно: спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, научной, учебной и др. Куратор также является связующим звеном между студенческой группой и преподавателями, которые в ней работают. Успех этой работы будет зависеть от его умения организовывать. Он тот самый человек, к которому будут обращаться за помощью и поддержкой первокурсники всегда. И здесь на куратора возлагается большая ответственность. Он должен проявить заботу и готовность оказывать эту помощь. Мы считаем, что в работе куратора важно не оттолкнуть человека, не вызвать в нем чувство агрессии и страха по отношению к себе. И нужно всегда помнить, что куратор оказывает воздействие на каждого студента личным примером. При общении со студентами мы выяснили, что одни хотят видеть куратора как помощника в решении трудных ситуаций; другие в качестве старшего товарища, а кто-то отводит куратору роль «второй мамы», что свидетельствует пока еще о недостаточной социализации студентов в их новой социальной роли и вдали от дома.

Студенты, составляющие студенческий актив нашего факультета, в начале года, смогли вовлечь первокурсников в такие мероприятия, как: фотовыставка «Вот оно, какое наше лето»; оформление стенгазеты «День дошкольного работника»; День открытых дверей в АФ ННГУ; День пожилого человека (на базе Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста г. Арзамаса); Факультетский литературный конкурс «Учителями славится Россия»; Конкурс осеннего букета, и это лишь небольшой их перечень. Современная студенческая жизнь очень многообразна и раскрывает перед студентами большие возможности. А то, насколько эти возможности будут использованы, зависит и от желания и активности самого студента, и его умения взаимодействовать с другими людьми, и от куратора, который будет организовывать жизнедеятельность конкретного студента и студенческой группы в основных ее сферах. И если в дальнейшем студент имеет успехи в учебной деятельности, активен в общественной жизни факультета и вуза, умеют конструктивно построить диалог с окружающими его людьми, то и процесс адаптации пройдет быстро и успешно.

 

Литература:

 

  1.                Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с.
  2.                Юденкова И. В., Щенникова С. В. К вопросу о реализации практикоориентированного подхода в условиях педагогического вуза. — Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8 (36). — 114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, куратор, студенческая группа, условие вуза, активное участие, вуз, процесс адаптации, студент первого курса, студенческая жизнь, учебная деятельность.


Ключевые слова

вуз, адаптация, студент, дезадаптация, куратор, студенческая группа, студенческий актив

Похожие статьи

Адаптации студентов первого курса в вузе | Статья в журнале...

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; 5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе; 6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы куратора первокурсников является: ‒ создание условий для успешной адаптации студентов

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа...

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

условие вуза, вуз, учебный процесс, адаптация, социальная среда, психолого-педагогическая адаптация, педагогический аспект, адаптация студентов, внешняя среда, адаптационный процесс.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

В условиях высшего образования важное место занимает проблема адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе.

Нам кажется невозможным благоприятное течение адаптационного периода в ВУЗе без активного участия преподавателей в преодолении негативных явлений...

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы...

На протяжении первого курса обучения складывается студенческий коллектив

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, проблема, трудность, студент, адаптация студентов, учебная деятельность, успешная социализация, самостоятельная...

Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной...

Определение особенностей учебной адаптации студентов...

2. Изучить особенности адаптации студентов первого курса к учебной деятельности.

- Организация целенаправленной работы куратора со студентами первого курса; - создание кураторского часа для студентов первого курса, целью которого будет проведение...

Кураторство — профессиональная функция вузовского...

Основные термины (генерируются автоматически) : студенческая группа, куратор, Высшее образование, академическая группа, студент, создание условий, деятельность куратора, учебный процесс, высшая школа, вуз.

Похожие статьи

Адаптации студентов первого курса в вузе | Статья в журнале...

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; 5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе; 6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы куратора первокурсников является: ‒ создание условий для успешной адаптации студентов

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа...

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

условие вуза, вуз, учебный процесс, адаптация, социальная среда, психолого-педагогическая адаптация, педагогический аспект, адаптация студентов, внешняя среда, адаптационный процесс.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

В условиях высшего образования важное место занимает проблема адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе.

Нам кажется невозможным благоприятное течение адаптационного периода в ВУЗе без активного участия преподавателей в преодолении негативных явлений...

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы...

На протяжении первого курса обучения складывается студенческий коллектив

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, проблема, трудность, студент, адаптация студентов, учебная деятельность, успешная социализация, самостоятельная...

Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной...

Определение особенностей учебной адаптации студентов...

2. Изучить особенности адаптации студентов первого курса к учебной деятельности.

- Организация целенаправленной работы куратора со студентами первого курса; - создание кураторского часа для студентов первого курса, целью которого будет проведение...

Кураторство — профессиональная функция вузовского...

Основные термины (генерируются автоматически) : студенческая группа, куратор, Высшее образование, академическая группа, студент, создание условий, деятельность куратора, учебный процесс, высшая школа, вуз.

Задать вопрос