Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях хозяйственного освоения территории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Абаев, А. Р. Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях хозяйственного освоения территории / А. Р. Абаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 327-331. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22977/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В статье рассмотрена взаимосвязанность процессов современного хозяйственного освоения Байкальского региона и развития отрасли связи. Показан эффект от реализации крупных проектов для отрасли.

Ключевые слова: отрасль связи, проектный подход, освоение, региональное развитие.

 

Постановка проблемы

Перестройка процессов хозяйственного освоения территории России от комплексного характера в советское время (при котором основную роль играли инвестиции государства) на реализацию отдельных проектов, определила новые тенденции развития, как самого этого процесса, так и сопутствующих факторов, в том числе отрасли связи. Эти процессы наиболее характерны для Сибири и Дальнего Востока.

Особенности развития связи при комплексном освоении территории уже исследованы в работах географов [1, 2]. В этот период развитие отрасли шло непрерывно вслед за увеличением ареала хозяйственного освоения. В нынешних условиях освоения территорий, а также вследствие появления новых видов связи (Интернет и сотовая связь), меняется механизм создания сетей и их ориентиры. Возникает необходимость изучения этих процессов. Исследователями уже рассмотрено развитие отрасли связи для страны в целом [3], проанализирована дифференциация между субъектами [3, 4]. Поэтому цель нашей работы — показать на примере Байкальского региона взаимосвязанность процессов освоения и развития связи.

Проектный подход

В современной региональной политике принцип влияния государства на территориальное развитие посредством прямой поддержки реализации крупных инвестиционных проектов (на основе частно-государственного партнерства) определяется как проектный подход. Предполагается, что реализуемый проект выступает основой для социально-экономического развития окружающих территорий через каналы взаимодействия и мультипликативные эффекты (теория поляризованного развития). Применение проектного подхода имеет разные последствия для развития территорий: трудоустройство местного населения, развитие бизнеса в смежных отраслях, пополнение местного бюджета и др. Отдельным направлением выступает создание инфраструктуры связи, позволяющей осуществлять контроль за ходом работ независимо от месторасположения проектной площадки.

Проекты на территории региона и их влияние на состояние отрасли связи

Байкальский регион находится практически посередине транзитного пути не только грузов, пассажиров, но и информации из Европы в Азиатские страны, что определило развитие магистральных каналов связи. При этом локальные сети связи развиты неоднородно. Причинами этого являются: малая освоенность территории региона объектами базовой инфраструктуры и транспорта, малонаселенность, сложные физико-географические условия. Эти обстоятельства не делают регион привлекательным для инвесторов. Невозможность привлечения частных инвестиций привело к тому, что со второй половины 2000-х гг. в регионе развиваются инвестиционные проекты частно-государственного партнерства. В этот же период в регионе начинают активно развиваться сети новых видов связи (Интернет и подвижная (сотовая) связь).

В период с 2006 по 2012 гг. на территории Байкальского региона находится 11 инвестиционных проектов (более 5 млрд руб.) [5]. Анализ открытых источников данных, средств массовой информации и официальных интернет-страниц компаний позволил нам выделить группу крупных проектов, реализация которых повлияла на состояние отрасли телекоммуникаций региона. Как можно отметить, все они имеют инфраструктурную направленность.

Строительство автодороги «Амур».

Автодорога «Амур» соединяет г. Читу и г. Хабаровск. На момент принятия решения о ее реконструкции (в 2000 г.) часть построенной ранее магистрали пришла в негодное состояние, а также существовал разрыв в 800 км. Реализация проекта проводилось на территории нескольких субъектов, в том числе входящих в состав Байкальского региона (Забайкальский край). Параллельно по инициативе государства начал осуществляться крупный телекоммуникационный проект по телефонизации всей автотрассы. Его координатором выступила Минкомсвязь с привлечением государственных структур, содействовавших в выделении земельных и лесных участков, строительстве подъездных дорог. Обеспечение энергоснабжения объектов было возложено на ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «МРСК Сибири», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «РЖД». Бюджет проекта составил 4,7 млрд руб., из которых примерно 2,4 было использовано сотовыми операторами «большой тройки» на возведение объектов связи, а 2,3 выделило государство на обеспечение электропитанием и строительство подъездных путей к объектам.

Широта поставленной задачи подтолкнула федеральных операторов к принятию решения о паритетном разделении затрат на строительства сетевой инфраструктуры. Если везде по стране у каждого из операторов свое оборудование и свои опоры, то здесь в качестве базовых использовались общие платформы, согласованные по стандарту. Данное решение позволило снизить капиталовложения в проект каждого из участников более чем в полтора раза. Было построено 102 объекта связи (башенные сооружения), из них 34 опоры в Забайкальском крае. Это позволило полностью покрыть участок автотрассы в пределах края, а также близлежащие населенные пункты.

Строительство нефтепровода ВСТО и разработка нефтяных месторождений на севере Иркутской области.

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» позволило связать месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1»): трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. В 2012 году сдана вторая очередь («ВСТО-2»): «Сковородино — Козьмино». Участок данного нефтепровода прошел по территории западных и северных субъектов Иркутской области (Тайшетского, Чунского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Кутского и Киренского районов), в некоторых местах в непосредственной близости от населенных пунктов. Также начались процессы освоения нефтяных месторождений севера области (Марковское, Ярактинское, Верхнечонское и др.), что способствовало формированию коридоров для дальнейшего развития телекоммуникаций, т. к. во время строительства нефтепровода на всем его протяжении были построены системы спецсвязи, к которым не имели доступа обычные пользователи. Инфраструктура подвижной связи была создана только на узловых объектах (нефтеперекачивающей станции) и площадях месторождений. Лишь к концу 2011 г. на территории области были созданы сети связи вдоль коридора прохождения трубопровода, ответвлений к месторождениям, в ближайших населенных пунктах, а также вдоль автодороги «Братск — Усть-Кут» и некоторых населенных пунктах БАМа. В результате услуги сотовой связи и сети Интернет стали доступны более чем для 800 тыс. человек, из которых около 135 тыс. проживают в 106 малых населенных пунктах.

Создание и развитие ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа«Байкальская гавань» создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля2007 г. Территориально расположена на побережье озера Байкал (протяженность по побережью — 60 км), в Прибайкальском районеРеспублики Бурятия, в 110–170 км от Улан-Удэ. В момент создания на территории зоны имелись инфраструктурные объекты — населенные пункты с постоянно проживающим населением, а также дорожная сеть, что определило уже имеющийся уровень развития телекоммуникационных технологий. Однако строительство объектов инфраструктуры зоны, а также рост числа туристических посещений привели к уплотнению сетей и созданию дополнительных объектов инфраструктуры телекоммуникаций в населенных пунктах: Турка, Горячинск, а также вдоль всего участка побережья озера Байкал.

Заключение

Как видно из анализа проектов, наиболее ощутимую роль для развития коммуникаций оказали первые два из них. Это связано в первую очередь с их локализацией: прохождением по отдаленным и малонаселенным территориям, районам слабого инфраструктурного освоения. Здесь были сформированы новые ареалы для прихода и развития телекоммуникаций. Однако низкая населенность и инфраструктурная освоенность этих территорий во много послужила объективным фактором повышения стоимости эксплуатационных характеристик сетей для операторов. Наравне с малоэффективным использованием объектов инфраструктуры, длительным периодом рентабельности, существуют проблемы обеспечения функционирования базовых станций: потребовалось строительство протяженных линий электропередач, где энергопотери превышают энергопотребление самой базовой станции. В тех же местах, где базовые станции обслуживаются топливными генераторами, возникла необходимость создания и поддержания бригады быстрого реагирования для устранения неполадок в энергообеспечении. Эти обстоятельства ставят вопрос о реформировании комплекса универсальных услуг связи (гарантируемых государством для всех жителей), с целью включения сотовой связи в набор универсального обслуживания. Это позволит операторам покрывать расходы на строительство и эксплуатацию сетей в отдаленных территориях из общего фонда, формируемого всеми предприятиями связи.

Третий же проект имеет меньшую площадь локализации, что определяет его важность только для локального участка побережья озера Байкал, однако одна из его перспектив: реконструкция и строительство участка автомобильной дороги Улан-Удэ — Курумкан — Новый Уоян может повлиять повышения доступности телекоммуникационных услуг в Курумканском, Баргузинском и Прибайкальском районах Республики Бурятия.

Кроме крупных инвестиционных проектов следует отметить другие экономические проекты и программы. В результате проведения проекта «Образование» 93,3 % государственных и муниципальных образовательных учреждений Иркутской области имеют доступ к сети Интернет. Эти меры явились одним из инструментов привлечения предприятий связи в отдаленные территории, где кроме предоставления своих услуг в образовании, компании создают инфраструктуру для предоставления услуг всем пользователям. В рамках программы по повышению безопасности дорожного движения и по внедрению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» сотовые операторы организовали покрытие участка федеральной трассы М55 «Байкал», проходящей через южные и западные районы области. Это улучшило доступность связи в придорожных поселениях и деревнях. Во многих населенных пунктах и районах области реализованы партнерские программы между предприятиями связи и другими организациями. Так в 2011 г. реализован проект сотрудничества между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и энергоугольной компанией «Иркутскэнерго». Произведено строительство дополнительных объектов связи на всех отделениях ОАО «Иркутскэнерго», включая расположенные за пределами основного ареала хозяйственного освоения.

В итоге можно сказать, что реализация проектов и федеральных программ при поддержке государства или партнерских отношений компаний является одним из факторов формирования сетей связи не только в освоенных территориях, но и за их пределами. Это особенно важно для отдаленных и труднодоступных территорий, которые не являются точками интереса для развития сетей связи большинства телекоммуникационных компаний.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15–33–01213 «Региональные закономерности информатизации общества и распространения информационно-коммуникационных технологий».

 

Литература:

 

  1.                Алисов Н. В. География мировой телекоммуникационной связи// Вестник Московского университета. Сер.5. Геогр. 1996. № 3. С. 9–15.
  2.                Синцеров Л. М. География всемирного телеграфа и его роль в формировании мирового хозяйства // География в школе, 2004. — № 8. — С. 3–7.
  3.                Нагирная А. В. Особенности развития связи и телекоммуникаций в России // Проблемы региональной экологии, 2013. — № 2. — C. 157–162.
  4.                Леснова Ю. В. География развития сотовой связи России: автореф. дис… канд. геогр. наук / Ю. В. Леснова. — М., 2004.
  5.                Дец И. А. Роль проектного подхода в территориальном развитии на примере Байкальского региона: автореф. дис… канд. геогр. наук / И. А. Дец. — и, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Байкальский регион, Иркутская область, проект, проектный подход, Байкал, пункт, сотовая связь, строительство, территория, Восточная Сибирь.


Похожие статьи

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Этот метод применен для анализа развития туристского комплекса Иркутской области — одного из ведущих регионов Сибири.

- длительные сроки и отсутствие реальных проектов утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината — БЦБК (г.Байкальск)

Проект Байкал — Хубсугул | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проект Байкал — Хубсугул. Автор: Амарджаргал Пурефдзаяа. Рубрика: Культурология.

Поэтому такие пункты, как вопросы управления туристическим комплексом, привлечения

Это снижает туристскую привлекательность Байкальского региона, сдерживает развитие туризма.

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области).

Подобный подход также применен в данной статье; при этом в силу

Основные термины (генерируются автоматически): Иркутская область, Байкал, территория, потребность...

Развитие круизного туризма на Байкальской территории

На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую

В эту компанию входят туристическая компания «Истлэнд» и ОАО «Восточно-Сибирское пароходство», которое владеет современным флотом на Байкале.

Экологические проблемы озера Байкал | Статья в журнале...

В Байкал попадают не только воды от расположенных на берегах озера населённых пунктов и предприятий, смывы с берегов, но и бытовые, сельскохозяйственные

Строительство каскада гигантских водохранилищ на реке Ангаре также повлияло на климатический режим в регионе.

Основные этапы и направления развития и формирования Иркутска

Также начали активно осваиваться территории на противоположных берегах рек, связь которых с остальным городом

15. Лидин К. Предчувствие полицентричности о «несоветском» проекте иркутских архитекторов 1970-х гг

17. Оглы Б. И. Строительство городов Сибири / Б. И. Оглы.

Похожие статьи

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Этот метод применен для анализа развития туристского комплекса Иркутской области — одного из ведущих регионов Сибири.

- длительные сроки и отсутствие реальных проектов утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината — БЦБК (г.Байкальск)

Проект Байкал — Хубсугул | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проект Байкал — Хубсугул. Автор: Амарджаргал Пурефдзаяа. Рубрика: Культурология.

Поэтому такие пункты, как вопросы управления туристическим комплексом, привлечения

Это снижает туристскую привлекательность Байкальского региона, сдерживает развитие туризма.

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области).

Подобный подход также применен в данной статье; при этом в силу

Основные термины (генерируются автоматически): Иркутская область, Байкал, территория, потребность...

Развитие круизного туризма на Байкальской территории

На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую

В эту компанию входят туристическая компания «Истлэнд» и ОАО «Восточно-Сибирское пароходство», которое владеет современным флотом на Байкале.

Экологические проблемы озера Байкал | Статья в журнале...

В Байкал попадают не только воды от расположенных на берегах озера населённых пунктов и предприятий, смывы с берегов, но и бытовые, сельскохозяйственные

Строительство каскада гигантских водохранилищ на реке Ангаре также повлияло на климатический режим в регионе.

Основные этапы и направления развития и формирования Иркутска

Также начали активно осваиваться территории на противоположных берегах рек, связь которых с остальным городом

15. Лидин К. Предчувствие полицентричности о «несоветском» проекте иркутских архитекторов 1970-х гг

17. Оглы Б. И. Строительство городов Сибири / Б. И. Оглы.

Задать вопрос