Кейс туристических историй | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.11.2015

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Костяев, Р. С. Кейс туристических историй / Р. С. Костяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 798-801. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22938/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

Вот уже четыре года мы с коллегами из Центра содействия семейному воспитанию «Южное Бутово» проводим многодневные походы с детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья (ментальные нарушения).

Конечно, три дня жизни в палаточном лагере, в лесу, оставляют много впечатлений и воспоминаний, как у воспитанников, так и у нас, педагогов. Походы всегда полны приключений… порой происходят удивительные истории. Они бывают веселыми и смешными, стрессовыми и экстремальными, вызывающими чувство восхищения или наоборот — разочарования. Особенно мне запомнились три такие истории, и я хочу их Вам рассказать.

История первая «Бревно»

Трехдневный поход с детьми нашего Центра. Ребята разного уровня развития, разного возраста, мальчики и девочки... Первый день прошел, и быт уже как-то налажен. Ночь привычно сложная... темнота, туалет и другие сложные моменты... но тоже пережита без особых потрясений. День второй. Время к обеду. Даю детям задание собрать дрова для костра, чтобы приготовить обед. Ребята активно включились в работу, и уже через десять минут возле догорающего костра лежала не очень большая кучка мелких веточек... Чем смогли!!!

«Нет, ребята!», — говорю я им — «Этого не хватит, чтобы приготовить обед! Нужны толстые палки и сучья... чтобы долго горели».

Инструкцию уяснили. Ушли на поиски. Минут через двадцать слышим за спиной: «Такое подойдет?!» Обернулись... Вау!!! Наши туристы, вшестером, несут бревно... длиной метра четыре(!) и диаметра тоже не маленького! Да каким способом!!! До такого не каждый взрослый «нормы» додумается!!! Они взяли три толстые палки, накатили на них, лежащее на земле бревно, взялись за концы палок как за ручки (как раз каждому по одной), приложили общее усилие, подняли и принесли в лагерь... к костру.

И ведь догадались же!!! Сами!!!

«Да! Подойдет!» — хором ответили мы (взрослые) — «Вы, ребята, подождите... не кладите.» — судорожно ищем фотоаппарат... Такое не запечатлеть просто нельзя! Рассказать кому... могут и не поверить!.. что наши детки, с умственной отсталостью, «вытворяют» такое!!! Быстро сделав несколько кадров, показываем место куда положить.

Ребята, конечно, всех нас впечатлили! Это немедленно было отмечено нашим всеобщим восхищением их смекалкой, и похвалой за умение дружно работать командой (а формирование навыков командного взаимодействия, одна из главных целей наших походов!).

Окрыленные таким успехом, наши туристы снова кинулись в лес на добычу бревен для костра... не столько для костра, сколько для того, чтобы еще и еще раз продемонстрировать нам свое умение, за которое они получили столь высокую оценку. Таким способом в лагерь было принесено еще три бревна, и если бы мы не сказали «достаточно», то они носили бы эти бревна, наверное, до вечера.

Что у нас в лагере есть бензопила, ребята знали. Они не раз видели, как с ее помощью, и помощью топора, бревно превращается в поленья, которые мы потом кладем в костер, поэтому смело выбирали такие «объемные дрова», чтобы хватило!! Теперь наш лагерь был обеспечен дровами не только для приготовления обеда, но и для ужина, и даже на ночь хватило.

Эту историю мы часто вспоминаем, когда собирается вместе вся наша команда. От впечатлений, которые на нас произвел этот случай, даже родился стих:

Чтоб суп сварить нам побыстрее,

Нужны дрова, да покрупнее.

Вот это — классная идея!!

И в лес пошли, кругом глазея…

А взгляд упал на то бревно,

Что взять вдвоем… ну, не дано!

И хоть нас больше, чем дуэт,

Но ручек на бревне-то нет!!!

И заработала смекалка,

И взяли дети в руки палки,

На них ту ношу закатили,

И силу к палкам приложили…

И как Царевна, то бревно

К костру было принесено!

А мы твердим, что нашим детям

Придумать что-то — не дано!

Мозги включило то бревно!!!

 

История вторая «Рисунок»

Это был один из первых походов, проведенных нашей командой. В нем участвовали дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья (ментальные нарушения).

В программе этого обучающего похода были игры, «экспедиция» по лесной тропе протяженностью около трех километров, занятия по ведению походного быта, а также обучение преодолению «параллельной» и «навесной» переправы. Именно эти переправы и послужили причиной того, что эта история вошла в данный «Кейс».

Все участники похода построены для получения необходимых инструкций и пробного прохождения препятствий под названием «переправа». После теоретического объяснения и показа, надеваем страховочные системы (их у нас двенадцать), участников конечно больше, поэтому проходим по очереди. Те, кто не вошел в первую «партию», наблюдают, в ожидании своего часа. Стоит отметить, что желанием горят все... Не терпится...

Среди детей нашего интерната несколько девочек с синдромом Дауна. Одна из них, Марина, завороженно смотрит на то, как другие ребята пристегиваются карабином к верхнему тросу и передвигаются по канату, натянутому над землей между большими соснами. «Когда же я?!» -- эта мысль четко угадывается в нетерпеливых жестах и мимике этой девочки, у которой речь, в силу заболевания отсутствует... она ждала своей очереди...

И вдруг — Ба-Бах!!! — прогремел гром! На небе появились тяжелые черные тучи... Крупные капли дождя посыпались на нас... Нужно уходить!... иначе промокнем! «Быстрее по палаткам!» -- раздалась команда инструкторов... Жаль, что не все успели пройти переправу... И Марина тоже оказалась в числе неуспевших...

Чтобы скоротать время пока шел дождь, инструкторы, сидя с детьми в палатках, дали им в руки бумагу и карандаши (наши дети любят рисовать). Дождь закончился, выглянуло солнце, и все начали выбираться из палаток. «Смотрите!» -- услышали мы крик. Это наш инструктор Валя, она работает воспитателем у этих девочек-даунят... Валя бежала к нам из палатки, держа в руках бумажный листок... «Смотрите!» -- она развернула листок с детским рисунком — «Это Марина нарисовала!»...

Кто работает с этой категорией детей, знают, какие у них бывают рисунки... Там редко будет что-либо понятное, и, как правило, все в одном цвете. А здесь мы четко увидели две параллельные горизонтальные линии — веревки — между двумя деревьями, и человечков, идущих по этим веревкам!! Сюжет!!! И выполнен рисунок был карандашами разных цветов!!

Девочка пережила такие сильные эмоции, связанные с желанием пройти переправу... но из-за погоды, реализовать желание не получилось... и она реализовала его на бумаге!.. да еще в таком, несвойственном для нее, варианте! Вот ради таких моментов, уже стоит водить этих детей в походы!! То, как эмоции Марины нашли отображение в ее рисунке, произвело на нас огромное впечатление. И снова родился стих...

Преодолеть нам переправу хотелось всем, без исключенья,

И тренировку с карабином мы начали с особым рвеньем.

Увы, вмешалась тут погода… и дождь нарушил наши планы,

Не всем позволила природа пройти в обвязке переправу.

Все разбежались по палаткам… карандаши, бумага, ластик…

Чтоб, времени, не тратя даром, в искусстве провести ненастье.

Художниц нет у нас великих, обычно цвет один преобладает,

Да и сюжет картин Марины, разнообразие не отличает…

Но так хотелось ей преодолеть преграду… вот только дождь желанье опрокинул…

И все эмоции свои, убрав обиду, она изобразила на картине:

Два дерева, веревки, человек… идет по тросу осторожно…

Палатка, солнышко, костер… И было ей совсем не сложно!

Сюжет, придуманный самой, а не по чьей-нибудь подсказке!

Цвета подобраны своей рукой… нарисовала то, что видели недавно глазки!

Для этой девочки особой, такое сделать — просто чудо!

И вспоминать, разглядывая тот рисунок, про наш поход еще мы долго будем!...

История третья «Волшебная сила искусства»

Сбылась наша давняя мечта! — мы проводим Первый туристический слет для молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ментальные нарушения)... настоящие состязания по адаптивному пешеходному туризму! Соревновательная программа довольно большая. Здесь и полоса препятствий с преодолением подъемов, переправ, спусков и «кочек», и ориентирование по компасу, и установка палатки, и разведение костра на время, конкурс туристической песни и еще много всего интересного. Основная масса участников не новички. С ними проводились походные тренинги, и они обладают уже многими знаниями и умениями необходимыми для участия в таких соревнованиях.

За звание сильнейших боролись шесть команд организаций при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы. Но желающих, как оказалось, поучаствовать в таких состязаниях, в каждом интернате намного больше, чем численный состав команды... да и способности у всех разные... Не каждого тренер-сопровождающий включит в основной состав... Тогда хотя бы просто поехать с командой, поболеть за них, пожить в лесу, в палатке... Это приветствуется... многие педагоги привозят таких ребят с собой. Когда «болельщики» наблюдают за тем, как другие проходят по переправе, ставят палатку (на время), разводят костер, им конечно тоже хочется попробовать себя в этом деле. «А можно мне?!» -- спрашивают они у судей-организаторов; или их сопровождающие: «Пусть попробует... Можно?» Судьи никогда не отказывают в таких просьбах. «Хочешь?! — Давай!» Повышенное внимание... активная помощь... и вот — Успех! Как это важно для наших подопечных!..

Запомнился один такой случай на этом турслете... С командой ПНИ 30 приехала наша бывшая воспитанница Лена А. Спортивными успехами эта девушка не отличалась (поэтому и не была включена в состав команды), зато поет она очень даже неплохо. Ценный игрок для конкурса туристической песни!

И вот Лена изъявила желание пройти по «параллельной» переправе. Ну что ж, «Хочешь?! — Давай!!» Надели на нее страховочную систему, помогли встать на нижний трос, пристегнули страховку... руки, слава Богу, крепко могут держаться за канат... «Иди!»...и Лена пошла...

Чем дальше она отходила, тем сильнее начинала раскачиваться под ней веревка (так у всех бывает). Пройдя пару метров, Лена остановилась... «Я дальше не пойду!!» Улыбка на лице сменилась выражением неподдельного страха... «Боюсь!! Не пойду!!» -- повторяла она, крепко вцепившись в верхний трос. Стала поглядывать назад, предприняла попытку вернуться — тоже страшно... «Ленка! Не бойся!!» — кричали ребята из ее команды, «Лена! Вперед!!» — подбадривала Елена Анатольевна(сопровождающий), «Шагай! Перехватывайся! Ты сможешь!!!» — подсказывали судьи... В какой-то момент я уже прикидывал, как мы ее оттуда снимать будем!... как придется самому забираться на переправу, потому что с земли не достать (метра два высота), как заставить ее перехватиться руками, сдвинуть с места... Вдруг, кто-то сказал: «Пой!»... и Лена запела: «Легкий школьный вальс... помню как сейчас, наш десятый класс... закружила вьюга фронтовая!.».. Поет она действительно хорошо!.. и в пении чувствует себя довольно уверенно. Видимо пение перенесло такую уверенность и на эту стрессовую ситуацию, и помогло Лене преодолеть свой страх. На лице появилось выражение решимости идти до конца... и она стала медленно перебирать руками и ногами, продвигаясь дальше по веревке, которая уже сильно раскачивалась под ней... Середина!.. Там веревка раскачивается сильнее всего... Но с песней Лену было не остановить!! Она дошла до конца, и тут же оказалась в объятиях своего улыбающегося педагога и ребят, уже отстегивающих ее систему от троса... Лицо ее светилось радостной улыбкой, приходило успокоение и удовлетворение самой собой...

Так мы наблюдали яркий пример состоявшегося преодоления самого себя, своего страха, отчаяния... это был момент напряжения Воли!.. что так редко бывает у этой категории людей...

И снова хочется сказать, что ради вот таких моментов мы и затеваем все это... Ради этих моментов хочется проводить такую работу!

Основные термины (генерируются автоматически): Лена, бревно, костер, ограниченная возможность здоровья, палатка, переправа, ребенок, ребята, уж, эта.


Похожие статьи

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного...

3 Ребёнок: Не разводить костёр!

Дятел: Ребята, какие вы молодцы справились с таким трудным заданием. Идите вперёд увидите бревно поваленное ветром.

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки...»

Ребята, вспомните, какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о Царе Салтане, Сказка О рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о

«Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья).

Творческое развитие личности детей с ограниченными...

Важным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является — творчество.

‒ У ребят с ОВЗ очень низкий уровень работоспособности, очень быстрая утомляемость, объем, и темп работы низкий или полностью отсутствует.

Развитие самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых...

Формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ребята учатся искусству общения, умению находить выходы из различных жизненных ситуаций, оценивать поступки и прогнозировать поведение своё и других...

Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека.

Развитие творческих способностей детей на уроках...

На уроках СБО у ребят всегда вызывает интерес игра «Забывчивый покупатель», игра «Веселый повар» и другие.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для...

«Огонь бывает разным». Общешкольное мероприятие для...

Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила

Жжёт листву наш мальчик Тихон, у костра он скачет лихо. Ну, ребята, жду ответ, хорошо ли это?

Основные термины (генерируются автоматически): огонь, утюг, ребята, ребенок, учитель ОБЖ, злой огонь, нет, Коза...

Похожие статьи

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного...

3 Ребёнок: Не разводить костёр!

Дятел: Ребята, какие вы молодцы справились с таким трудным заданием. Идите вперёд увидите бревно поваленное ветром.

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки...»

Ребята, вспомните, какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о Царе Салтане, Сказка О рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о

«Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья).

Творческое развитие личности детей с ограниченными...

Важным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является — творчество.

‒ У ребят с ОВЗ очень низкий уровень работоспособности, очень быстрая утомляемость, объем, и темп работы низкий или полностью отсутствует.

Развитие самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых...

Формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ребята учатся искусству общения, умению находить выходы из различных жизненных ситуаций, оценивать поступки и прогнозировать поведение своё и других...

Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека.

Развитие творческих способностей детей на уроках...

На уроках СБО у ребят всегда вызывает интерес игра «Забывчивый покупатель», игра «Веселый повар» и другие.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для...

«Огонь бывает разным». Общешкольное мероприятие для...

Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила

Жжёт листву наш мальчик Тихон, у костра он скачет лихо. Ну, ребята, жду ответ, хорошо ли это?

Основные термины (генерируются автоматически): огонь, утюг, ребята, ребенок, учитель ОБЖ, злой огонь, нет, Коза...

Задать вопрос