Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 705-707. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22714/ (дата обращения: 16.04.2024).

 

 

 

Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место [1, C. 54].

Важную роль в жизни каждого человека играет общение.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра [2, C. 47].

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов — внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.

Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми [2, C. 49].

Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению».

В старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В то же время эмоциональная жизнь ребёнка отличается насыщенностью и интенсивностью. Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Всё, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.

Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими [1, C. 60].

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

  

Литература:

 

  1. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№ 9.-С. 21–28.
  2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А. Г. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
  3. Терещук, Р. К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М.. 1986. — 21 с.
  4. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М., 1986.- 169 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностное общение, ребенок, сверстник, старший дошкольный возраст, взрослый, дошкольник, общение, умение, школьное обучение.


Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Таким образом, вначале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для

В исследовании принимали участие 24 ребенка возрастом 6–7 лет (старший дошкольный возраст).

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике...

Дошкольный возраст — главный период в воспитании ребенка. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Но в это же время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие...

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Игра как средство формирования межличностных отношений...

В тоже время в среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается наряду с повышением интереса к сверстнику, выраженное неумение поддерживать общение, учитывать интересы, на фоне чего часто возникают конфликты.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

 выявление основных причин, вызывающих трудности в общении у старших дошкольников.  составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование дружеских взаимоотношений и сотрудничества.

Модель условий формирования умений взаимодействовать со...

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования умений взаимодействовать со сверстниками. Опыт этих первых взаимодействий является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Таким образом, вначале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для

В исследовании принимали участие 24 ребенка возрастом 6–7 лет (старший дошкольный возраст).

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике...

Дошкольный возраст — главный период в воспитании ребенка. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Но в это же время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие...

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Игра как средство формирования межличностных отношений...

В тоже время в среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается наряду с повышением интереса к сверстнику, выраженное неумение поддерживать общение, учитывать интересы, на фоне чего часто возникают конфликты.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

 выявление основных причин, вызывающих трудности в общении у старших дошкольников.  составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование дружеских взаимоотношений и сотрудничества.

Модель условий формирования умений взаимодействовать со...

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования умений взаимодействовать со сверстниками. Опыт этих первых взаимодействий является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Задать вопрос