Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Логвинова, О. Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, А. Б. Денисова, К. И. Кеворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 468-472. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22627/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель — подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Играс психологической точки зрения, это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Дошкольное детство — период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивамиэмоционально-потребностнойсферы, наконец, появление первыхсущностныхсвязей с миром и основ будущей структуры жизненного мира — вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста — источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силысамовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Iгруппа — предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы — дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

IIгруппа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры — драматизации, конструктивные игры.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

  1.      Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
  2.      Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
  3.      Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  4.      Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
  5.      Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей, сил ребенка.
  6.      В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
  7.      Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

В любой игре содержитсядва типа правил — правила действия и правила общения с партнерами.

Правила действияопределяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т. д.)

Правила общениявлияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная и привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т. е., с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Действительность, которая отображается в игре, в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:

          труда;

          бытовые;

          с общей тематикой.

Длительность сюжетной игры:

          в младшем дошкольном возрасте (10–15 мин.);

          в среднем дошкольном возрасте (40–50 мин);

          в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание игры

Содержание — то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

1. предметная деятельность;

2. отношения между людьми;

3. поведение людей.

Структура сюжетно — ролевой игры:

          роли, которые исполняют дети в процессе игры;

          игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

          игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

          отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется код игры.

Театрализованные игры

Театрализованные игры — разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Театрализованные игры:

1)     игры-драматизации;

2)     игры на темы литературных произведений.

Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать — изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

Сюжет игры, последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью подвижных игр в воде воспитываются воля, характер, чувство товарищества. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают моторную и психическую сферы деятельности ребенка.

Сам по себе приход ребенка в бассейне и первый вход в воду создают значительную эмоциональную нагрузку. Поэтому желательно провести с детьми предварительные беседы, в которых объяснить необходимость умения плавать для каждого человека, рассказать о том, что плавание — наиболее эффективный вид физической культуры для укрепления здоровья, а также — об огромном удовольствии, доставляемом плаванием.

Необходимо учитывать предшествующую нагрузку, настроение и состояние занимающихся, температурные условия. Регулировать нагрузку следует перерывами, которые нужно использовать для дополнительных объяснений или поправок. Окончание игры должно быть своевременным, продолжительность игры зависит от количества участников, возраста. Желательно, чтобы участники приобрели определенный навык, но не переутомились.

Игра является одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств.

Обязательным условием успешного проведения любых игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей. В нашем детском саду ежедневно проводят прогулки, насыщают их играми и различными физическими упражнениями. Разнообразие игр по содержанию и организации детей подбирают их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными задачами:

          укрепление и оздоровление организма детей;

          формирование необходимых навыков движений;

          создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей;

          воспитание у них дружеских и взаимоотношений и элементарной дисциплинированности;

          умения действовать в коллективе сверстников;

          развитие их речи и обогащение словаря.

В свободное от занятии время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.

Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря» («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой).Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество попевок.

С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение — создание образов на основе ранее полученных впечатлений. Все это позволяет углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои постройки, используют элементы ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

 

Литература:

 

  1.      Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург, 1999 г.
  2.      Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка — М., 1978 г.
  3.      Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. — М.: Энас, 2006
  4.      Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
  5.      Зайцев А. А., Конеева Е. В., Полещук Н. К., Соллогуб С. А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб.пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 71 с
  6.      Васильев В. С. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
  7.      Викулов А. Д. Плавание. — М.: ВЛАДОС — ПФССС, 2003.
  8.      Кардамова Н. М. Плавание: Лечение и спорт. — Ростов на Дону: Феникс, 2001.
  9.      Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
  10. Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, литературное произведение, дошкольное детство, музыкальный инструмент, развитие детей, сюжет игры, танцевальная музыка, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Поэтому в процессе занятий ритмикой у детей дошкольного возраста успешно развивается не только эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения, но и укрепляется...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей...

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель, дошкольное образование, музыкальное произведение, развитие импровизации, игра.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как...

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): Игра, ребенок, занятие, развитие, развитие речи, развитие способности, тактильная память, учебный процесс.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Возраст от трех до семи лет — важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Одна из задач музыкального руководителя — укреплять здоровье детей дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное произведение, дошкольный возраст, воспитанник.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она...

Похожие статьи

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Поэтому в процессе занятий ритмикой у детей дошкольного возраста успешно развивается не только эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения, но и укрепляется...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей...

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель, дошкольное образование, музыкальное произведение, развитие импровизации, игра.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как...

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): Игра, ребенок, занятие, развитие, развитие речи, развитие способности, тактильная память, учебный процесс.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Возраст от трех до семи лет — важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Одна из задач музыкального руководителя — укреплять здоровье детей дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное произведение, дошкольный возраст, воспитанник.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она...

Задать вопрос