Нравственные основы общества в правовом государстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 06.10.2015

Статья просмотрена: 6329 раз

Библиографическое описание:

Шапиро, И. М. Нравственные основы общества в правовом государстве / И. М. Шапиро, А. Э. Абушова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22447/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Право и нравственность определяются общественным пониманием. В процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают правовое значение, рассматриваются в контексте правовой системы, конкретизируются применительно к индивидуальным правовым ситуациям, приобретают всеобщий характер.

Ключевые слова: мораль, нравственность, правила поведения, право, правое государство.

 

Развитие общественных процессов меняет структуру и содержание современного общества. Оно становится более сложным. Морально-нравственные устои, всегда лежащие в его основе, теряют свою значимость. На этом фоне особенно важно показать значение и взаимосвязь всех видов социально-правовых норм, и их специфику. С точки зрения социально-правовых и исторических ценностей право и мораль всегда выступают регуляторами поведения человека в обществе, показателями его социального и культурного прогресса. Вряд ли можно найти более значимую и одновременно сложную проблему, каковой является проблема морально-нравственной составляющей права во всех его воплощениях, учитывая, что нормы позитивного права, выраженные в законах и иных источниках права, обусловлены общественным пониманием, отражают «законы» общества, его социальные потребности, ожидания и разрешения возникающих в нем противоречий.

Представление о праве как об универсальной системе справедливых установлений, создающих условия для осуществления независимой воли, сближает его с моралью, поскольку и право, и мораль открывается социальными регуляторами. Понятия справедливости и свободы, будучи основными ценностями морали, объясняют и природу права. [5, С.26–27] Право строится на ценностях внешнего равенства, справедливости, заключающейся в эквивалентности полученного и предоставленного, свободы как положения осуществления правовых отношений. Для морали преимущественны ценности добра, справедливости, свободы как непременного условия для возможности осуществления морального выбора. Таким образом, в процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают «правовое значение», дифференцировано применяются в контексте правовой системы относительно конкретной правовой ситуации, не теряя при этом, общезначимый характер.

Определяющим элементом морально-нравственной деятельности человека, характеризующей подлинность поведения личности, является его поступок. «Человек, совершающий нравственный поступок, этим еще не добродетелен; индивид добродетелен, если данный способ поведения является базовой чертой его характера, следовательно, человек есть не что иное, как ряд последовательных его поступков». [1] Особая роль отведена исключительно верующему человеку, поскольку, по мнению священнослужителей и представителей религиозных культов, именно, он может быть истинно нравственным человеком, поскольку «живет по-божески», соблюдает библейские заповеди.

Тем не менее, далеко не все верующие являются людьми богопослушными. Кроме того, само содержание религиозных текстов в вопросах нравственности противоречиво: правило Талиона в Ветхом завете — «око за око и зуб за зуб», «мне отмщение и аз воздам», тексты Нового завета, наоборот — «любить врагов своих». Доминирование в той или иной степени религиозно «окрашенных» этических групп и систем в различных государственно-общественных образованиях, также свидетельствуют о наличии проблем в понимании норм нравственности и морали, утрате незыблемой связи этих явлений с поведением, поступками и деятельностью человека.

Нельзя не отметить также особое положение Русской православной церкви, Центрального духовного управления мусульман и других религиозных организаций. Они представляют собой не только организации, объединяющие миллионы верующих, но и огромные экономические корпорации, имеющие большие денежные доходы. И не всегда «мужество» духовников выражается в готовности служить обществу бесплатно. В связи с этим вызывает озабоченность возможность совершения священнослужителями проступков, уголовных преступлений, а самое страшное взаимодействия религиозных организаций с криминальными бизнесом и другими структурами. Вовлеченность отдельных церковных структур в товарно-денежные отношения, которые являются предметом особой вотчины бандитов, свидетельствуют о наличии проблемы соотношения морально-нравственных ценностей и правового закона.

Моральная норма, рассчитанная на добровольное исполнение, может быть нарушена, что неминуемо влечет отрицательную оценку, духовное воздействие и порицание поступка человека. Это означает применение моральной санкции к индивиду и нравственного запрета на совершение им подобных поступков в будущем, одновременно формирует посыл всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Кроме того, такие аморальные поступки могут повлечь за собой помимо моральных санкций санкции дисциплинарные, связанные с этикой поведения или другие

Моральную норму можно рассматривать с точки зрения ее негативной, запрещающей формы (например, десять заповедей), и позитивной (будь честен, береги честь смолоду). Если моральная норма устанавливает поведение человека в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности, общие начала нравственности: гуманизм, милосердие, сострадание, любовь ко всем, коллективизм, справедливость.

«Достижение справедливости является одной из вечных идей и желаний человечества. На протяжении веков оценивались, и будут оцениваться с позиций справедливости либо ее отсутствия (несправедливости) многие системы, законы и социальные институты». [2, с.135]

Представления о справедливости, закрепляемые в праве, должны развиваться и обогащаться. Сегодня к числу таких представлений «относятся стремление к высокому качеству жизни, защита интересов общества, соблюдение норм нравственности, устойчивое, разумное развитие общества. Будущее российского права, видимо, за соединением традиционных либеральных ценностей с нашими исторически сложившимися представлениями о справедливости». [3, С.43] Говоря о защите интересов общества невозможно не вспомнить январские, а затем и сентябрьские события во Франции: сначала с карикатурой на пророка Мухаммеда и с утонувшим сирийским мальчиком. Средства массовой информации трубили «подробности убийств несчастных в редакции злополучного сатирического журнала Шарли Эбдо… террористы, прежде чем убить, требовали у своих жертв назвать свои имена. Фантазии не хватает, чтобы представить, какой ужас пережили перед смертью эти люди. И никакого воображения не хватает, чтобы воспроизвести то нечеловеческое хладнокровие и ту космическую жестокость, с какой действовали те, кто это совершил». [3, там же] Общественное сознание разделилось: одни защищали свободу слова, другие — оскорбленных религиозных верующих. И снова нормы нравственности, морали и права «столкнули лбами».

Полагаем, что такие безграничные способы выражения свободы слова свидетельствуют о солидарности и поддержке непозволительного, заслуживающего осуждения, «художественного» хамства. «Свободу слова при этих событиях можно воспринимать как вседозволенность, насмешливость над чужой верой в отсутствии своей. Ничего святого нет для жителя пластмассового мира, кроме прибавочной стоимости». [3, там же].

Таким образом, своего рода сбалансированным стержнем, скрепляющим всю иерархию социально-значимых ценностей от духовно-нравственных глубин до норм публичного права является, принцип справедливости. В сфере права справедливость приобретает вид равной меры свободы, равенства, равноправия. Данные социально-правовые явления находятся в зоне пересечения права и морали. «Каждый шаг по пути повышения моральности права, укрепления его нравственного фундамента способен приблизить человечество к совершенно новому ценностному юридическому мировоззрению, способствующему духовному возрождению общества». [4, С.404]

Мораль обусловлена осознанным, нормированным поведением индивида, которое характеризуется его потребностью в сбалансированности и согласованности с интересами всего общества, преодолении противоречий между ними. Моральная норма это ответ на эту социальную потребность. Является очевидным, что мораль и право обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни, не ограничиваясь обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей и их взаимодействием. Следовательно, мораль и право «универсальны», они возникают и действуют, прежде всего, в отношениях собственности и политической власти. Тем не менее, тесная связь права и морали, не означает, что они всегда «работают» однонаправлено.

С развитием общества, когда наиболее сложные отношения требуют более жестких правовых предписаний, нравственные нормы, лежащие в основе общественных процессов, могут вступать в «конфликт» с правом и отражать отсутствие их необходимой согласованности. [5] Противоречие нравственности и права возникает также тогда, когда очнувшееся сознание личности отклоняется от общепринятых норм и нуждается в свободе действий и убеждений для духовной жизни.

Более того, современные российские законы не всегда отражают моральные принципы и нормы. В связи с этим задача юридической науки — способствовать выявлению факторов, понижающих, а иногда даже сводящих на нет общую позитивную направленность работы законодательных органов. Установление таких негативных факторов, снижение их действенности должно происходить не стихийно, а на основе научных рекомендаций. [6, С.30–35]

Гуманистические и нравственные основы обязательно реализуются в процессе правоприменительной деятельности. Можно принять справедливые, мудрые, правовые законы, но работать они будут только посредством их практической реализации с учетом нравственных устоев общества и высоких моральных качеств правоприменительного органа.

Следовательно, ценностную основу общественных отношений составляют нормы нравственности и морали. Они охватывают все сферы общественной жизни и придают им индивидуальное человеческое начало. Они специфичны, выступают в качестве регулятора общественных отношений и способствуют формированию духовных ценностей. С целью упорядочивания поведения людей, регулятивную функцию наряду с моралью выполняет и право. Право является важнейшей самостоятельной формой духовного освоения действительности, представляет собой не только равную меру свободы, но и гарантии ее обеспечения. Право как равная мера свободы осуществляется лишь посредством его применения и исполняется путем реализации правовых явлений: субъективных прав и юридических обязанностей, дозволений и запретов, предписаний, поощрений и ограничений. Поэтому, для защиты нравственных интересов общества, государство использует принудительные методы обеспечения прав и свобод граждан с одной стороны и ограничения незаконной деятельности отдельных лиц, с другой. В противном случае ограничения могут оказаться неоправданными и несправедливыми. Отношения государства и общества становятся более гармоничными, они тесно «сотрудничают», нуждаются друг в друге, требуют взаимной поддержки. Эти «партнерские отношения» должны базироваться на законодательно закрепленных моральных принципах. Очевидно, что современное российское государство в значительной степени заинтересовано в становлении здорового гражданского общества, с твердыми морально-нравственными устоями и справедливыми законами, как в средстве своего выживания.

 

Литература:

 

  1.                Гегель Г. В. Ф. Философия права. //Работы разных лет: в 2 т. Т.1. М., 1970.
  2.                Клименко Т. М. Справедливость как принцип права// Вектор науки ТГУ. № 1(4). 2011.
  3.                Гришковец Е. В. Я не Шарли. Я боюсь. Газета//«Вечерняя Москва» 14.01.2015, http://vm.ru/news/2015/01/14/evgenij-grishkovets-o-terakte-vo-frantsii-ya-ne-sharli-ya-boyus-275899.html
  4.                Иванов Л. О. Право как ценность. Материалы дискуссии. М, 2002.
  5.                Мальцев Г. В. Понимание права Подходы и проблемы. М., Прометей, 1999.
  6.                Нерсесянц B. C. Право. Многообразие определений и единство понятия. // Советское государство и право. 1983. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): мораль, моральная норма, равная мера свободы, защита интересов общества, моральная санкция, норма нравственности, общественная жизнь, общественное понимание, правовая система, правовое воспитание.


Ключевые слова

нравственность, право, мораль, правила поведения, правое государство., правое государство

Похожие статьи

Соотношение норм права и нравственности | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): норма нравственности, нравственность, норма, общественное развитие, государственное принуждение, внешнее принуждение, сила, норма уголовного, зрение логики

Соотношение интереса и субъективного гражданского права.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком.

Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Нравственность Современного общества | Статья в сборнике...

Нравственность Современного общества основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание»...

К вопросу о современном понятии морального вреда

моральный вред, мораль, норма, норма морали, страдание, нравственная сфера человека, юридическая литература, социально-нормативное регулирование, общественное сознание, правило поведения.

Нравственные основы некоторых норм Уголовного кодекса...

Их появление связано с необходимостью обеспечить функционирование общества путем согласования интересов людей и их подчиненности

Соотношение норм нравственности и уголовно-правовых характеризуется единством в сущности и взаимодействием.

Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея...

Ключевые слова: российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы Моисея, Ветхий Завет, Декалог.

Большую роль в этом процессе может сыграть «возвращение к жизни» моральных норм, базирующихся на религиозных правилах, и...

О нравственном воспитании и моральных кодексах поведения...

Мораль обусловлена общественной жизнью и экономическимиотношениями, а также тесно связана с общественным мнением,традиционными привычками и внутренними

Ведущее направление нравственности и морального поведения студентов в КНР.

Этические основы осуществления субъективных прав...

Гармония нравственности и права обусловлена диалектическим переходом нравственного сознания в правовое поле.

Так как нравы всегда тесно связаны с моральными нормами общества.

Социальные нормы в системе государственного управления...

норма, норма морали, мораль, обычай, правовая норма, общественная жизнь, государственное принуждение, государственное управление, поведение людей, правило поведения.

Похожие статьи

Соотношение норм права и нравственности | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): норма нравственности, нравственность, норма, общественное развитие, государственное принуждение, внешнее принуждение, сила, норма уголовного, зрение логики

Соотношение интереса и субъективного гражданского права.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком.

Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Нравственность Современного общества | Статья в сборнике...

Нравственность Современного общества основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание»...

К вопросу о современном понятии морального вреда

моральный вред, мораль, норма, норма морали, страдание, нравственная сфера человека, юридическая литература, социально-нормативное регулирование, общественное сознание, правило поведения.

Нравственные основы некоторых норм Уголовного кодекса...

Их появление связано с необходимостью обеспечить функционирование общества путем согласования интересов людей и их подчиненности

Соотношение норм нравственности и уголовно-правовых характеризуется единством в сущности и взаимодействием.

Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея...

Ключевые слова: российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы Моисея, Ветхий Завет, Декалог.

Большую роль в этом процессе может сыграть «возвращение к жизни» моральных норм, базирующихся на религиозных правилах, и...

О нравственном воспитании и моральных кодексах поведения...

Мораль обусловлена общественной жизнью и экономическимиотношениями, а также тесно связана с общественным мнением,традиционными привычками и внутренними

Ведущее направление нравственности и морального поведения студентов в КНР.

Этические основы осуществления субъективных прав...

Гармония нравственности и права обусловлена диалектическим переходом нравственного сознания в правовое поле.

Так как нравы всегда тесно связаны с моральными нормами общества.

Социальные нормы в системе государственного управления...

норма, норма морали, мораль, обычай, правовая норма, общественная жизнь, государственное принуждение, государственное управление, поведение людей, правило поведения.

Задать вопрос