Проект «Цветущий оазис — от эксперимента до результата» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чикова, А. Д. Проект «Цветущий оазис — от эксперимента до результата» / А. Д. Чикова, С. Г. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5.1 (79.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4436/ (дата обращения: 20.05.2024).



В статье авторы описывают проект «Цветущий оазис — от эксперимента до результата».

Ключевые слова: пришкольная территория, проект, дизайн, растения, благоустройство, волонтерство.

Рядом с нами постоянно происходят глобальные изменения: мы живем в мире цифр и прогрессирующих технологий. Многие люди все больше стали задумываться о физическом, психическом и социальном здоровье, стали требовательнее относиться к качеству жизни и обращать внимание на состояние окружающего пространства. Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека — красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат.

Проблема благоустройства и озеленения любой территории актуальна и значима. Люди остро реагируют на любые негативные изменения вокруг, поэтому так важно с малых лет воспитывать у детей экологическую грамотность, эстетический вкус, формировать чувство ответственности за свою школу и желание изменить ее облик. Школа — это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть красивым, а школьный двор — это то пространство, которое первым встречает всех, кто приходит в школу. Мы считаем, что пришкольной территории необходимо уделять не меньше внимания, чем интерьеру школы, а благоустроенный и уютный школьный двор может стать настоящей визитной карточкой школы.

В 2011 г. в МАОУ СОШ № 108 г. Челябинск в рамках общегородского проекта «Цветущий город» был дан старт проекту по благоустройству и озеленению территории под названием «Цветущий оазис — от эксперимента до результата», призванный оказать образовательное, воспитательное, санитарно-гигиеническое, ландшафтно-архитектурное и культурное воздействие на обучающихся. Целями проекта являлись одновременно как благоустройство и озеленение территории образовательной организации, так и формирование внешнего вида микрорайона ЧКПЗ г. Челябинска в целом. Планировалось, что в достижении этих целей активное участие примут ученики школы, которые смогут приобрести опыт экологической и природоохранной деятельности. Для достижения запланированных результатов администрация образовательной организации поставила перед собой следующие задачи:

  1. Привлечь и заинтересовать к участию в проекте обучающихся 1–8-х и 10-х классов под руководством классных руководителей; родителей, общественные организации, волонтёров из состава профильных отрядов летнего школьного лагеря.
  2. Изучить видовое разнообразие и морфолого-экологические особенности древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных форм растительности пришкольной территории;
  3. Разработать варианты дизайна и цветочного оформления, возможные для воплощения на пришкольной территории;
  4. Реализовать проект озеленения: от выращивания рассады до сбора урожая.
  5. Проанализировать и систематизировать полученные знания, практические умения, навыки.

Проект имел долгосрочный характер, и с каждым годом интерес к нему со стороны детей и родителей только возрастал. Также постоянно увеличивалось и количество социальных партнеров в лице различных организаций: ПАО ЧКПЗ, тепличное хозяйство «Конек-Горбунок», ФГБОУ ЧелГУ, Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска, ЦЗН по Ленинскому району г. Челябинска.

С момента начала реализации проекта прошло уже более 10 лет и сегодня можно дать оценку полученным результатам. В организации и формировании художественного облика территории пришкольного участка каждому элементу системы озеленения отводится своя роль. Использование декоративных и диких растений в новом амплуа вызывает творческий интерес у школьников и способствует развитию у них креативного мышления. Каждый уголок пришкольной территории наполнен разнообразием цветов и ассортимента растений как однолетних, так и многолетних и создаёт позитивное настроение у жителей и гостей микрорайона ЧКПЗ (см. рис. 1, 2).

Пришкольная территория 2021 год

Рис. 1. Пришкольная территория 2021 год

Пришкольная территория 2022 год

Рис. 2. Пришкольная территория 2022 год

В настоящее время развитие проекта идет по нескольким направлениям.

  1. Высадка растений и уходу за клумбой у дома, где жил выпускник школы — Герой Российской Федерации Александр Викторович Яковлев, погибший в Чеченской Республике при выполнении воинского долга. К выбору рисунка для этой клумбы дети подходят с полной ответственностью и осознанием важности дела (см. рис. 3).

Оформление клумбы у дома Героя Российской Федерации Александра Викторовича Яковлева

Рис. 3. Оформление клумбы у дома Героя Российской Федерации Александра Викторовича Яковлева

  1. Организация учебно-опытнической работы на «огороде» для обучающихся начальной школы. Ребята сами выращивают рассаду цветов и овощей, осенью снимают урожай (см. рис. 4). Ассортимент цветочных культур ежегодно составляет 25–30 наименований (предпочтение отдаётся бархатцам, шафранам, петуниям и циниям), а овощных — от 15 до 20.

Опытный участок — огород

Рис. 4. Опытный участок — огород

  1. Традиционная высадка деревьев на «Аллее шефов». В день выпуска из школы ученики, получившие аттестат, высаживают саженцы елей, рябин или лип, за которыми ухаживают последующие поколения учащихся школы.
  2. Работа по общему благоустройству пришкольного участка, которая предусматривает расширение разнообразия элементов современного ландшафтного дизайна: вертикальное озеленение, малые архитектурные формы, разнообразие форм клумб (см. рис. 5).

Арабеска как элемент дизайна территории МАОУ СОШ № 108

Рис. 5. Арабеска как элемент дизайна территории МАОУ СОШ № 108

Кроме этого, в общий объем работ по благоустройству территории МАОУ СОШ № 108 входит:

разработка и защита плана-проекта отдельных участков территории, закрепленных за классами и классными руководителями;

подбор растений для проектов;

подготовка посадочного материала (посев семенами, черенкование) и элементов декора (в том числе подбор природных материалов подходящего размера и цвета);

высадка растений, уход за ними в весенне-летний период, сбор урожая осенью;

— поддержание порядка на «Аллее шефов» (липы, рябины, ели);

— разработка и проведение экскурсий по опытному участку школы;

— участие в конкурсах в рамках городского экологического марафона.

Таким образом, сегодня пришкольный участок — это не только благоустроенная территория, но и неотъемлемая часть жизни школьного коллектива. Работа по благоустройству пришкольного участка помогает ребятам освоить навыки посадки растений и ухода за ними, научиться основам ландшафтного дизайна, развить у себя наблюдательность и чувство ответственности. Но самое главное, каждый ученик нашей школы уже с первого класса знает, что красота и уют на пришкольном участке зависят в том числе и от его желания и усилий (см. рис. 7).

Пришкольная территория 2023 год

Рис. 7. Пришкольная территория 2023 год

Литература:

  1. 15 видов цветников. Клумба, миксбордер или арабеска, как отличить. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/YsBrh-auRnb5luB8
  2. Рассада цветов — способы посева, выращивание, пошаговые инструкции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://teplica-exp.ru/rassada-cvetov/?utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2F
  3. Черенкование растений: несколько действенных способов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://agrodom.com/advice/cherenkovanie-rasteniy/


Ключевые слова

благоустройство, проект, дизайн, растения, волонтерство, пришкольная территория
Задать вопрос