Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната
Автор: Караваева Людмила Ивановна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 16.10.2023
Статья просмотрена: 54 раза
Библиографическое описание:
Караваева, Л. И. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната / Л. И. Караваева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8660/ (дата обращения: 16.05.2024).
Статья раскрывает особенности воспитательной деятельности в коррекционной школе-интернате. Описан опыт работы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Разработана и апробирована модель воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Ключевые слова: воспитание, школа-интернат, ограниченные возможности здоровья, педагог, воспитанники.
Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания при реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — жертв вооруженных и межнациональных конфликтов и т. д. [2].
Развитие воспитания в системе образования предполагает расширение вариативности воспитательных систем и технологий, которые нацелены на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка, с учетом его особенностей, потребностей, интересов. Актуальность исследования обоснована требованиями к реализации Стратегии и приоритетом социальной политики РФ в области образования и социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и условиями для получения необходимых социальных услуг для повышения качества жизни детей с ОВЗ.
В научном исследовании Е. И. Чирвы выдвинута и получила подтверждение гипотеза о том, успешность воспитательной деятельности детей с ОВЗ зависит от самого процесса воспитания и планирования индивидуальной программы с учетом структуры дефекта ребенка, его возраста и возможностей [3].
Авторами А. В. Сибиряковым, Н. М. Кулмурзаевым, Р. Б. Шайдуллаевым и Д. И. Макамбаевой описаны превентивные меры, основанные на объективных и субъективных факторах, по недопущению случаев отклоняющегося поведения у детей с ОВЗ, а также разработаны методики воспитания в образовательной системе детей с ограниченными возможностями [1].
Основываясь на научных фактах и теориях воспитания, была сформулирована цель исследования — разработка Модели воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната, учитывающей особенности воспитания и механизм ее реализации.
Объект исследования : воспитательный процесс в школе — интернате для детей с ОВЗ.
Предмет исследования : особенности воспитания детей с ОВЗ.
Задачи :
— проанализировать состояние и проблемы воспитательной работы с детьми с ОВЗ в теории и практике;
— сконструировать модель воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната и провести ее экспериментальную проверку;
— провести анализ эффективности модели.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся 7-го класса КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Всего участвовали 12 обучающихся, из них 4 девочки и 8 мальчиков. Все дети имеют психиатрические и неврологические диагнозы.
В качестве методов диагностики воспитанности обучающихся и эффективности модели использовались: наблюдение; игры; кейсы; квесты.
Рис. 1. Модель воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Результаты исследования . Разработанная модель имеет следующую структуру: цель; виды взаимодействия при воспитании детей с ОВЗ в условиях школы — интерната; направления воспитательной деятельности; основные принципы воспитания; конечный результат.
При конструировании модели учитывались особенности образовательной организации и на основе этого выявлялись особенности воспитания детей с ОВЗ. К особенностям воспитательного воздействия на обучающихся с ОВЗ относятся:
— многомерность (разнообразие и многосторонность с учетом потребностей и возможностей детей):
— самоуправляемость (как временный эксперимент, строится на доверии и ответственности);
— многофакторность (комбинаторность поведения, способность к конструктивным отношениям, профилактические мероприятия, методы поощрения и др.);
— непрерывность;
— комплексность (включает психолого-педагогическое сопровождение; педагогическое воздействие; образование; социальная адаптация и др.);
— вариативность (поиск и осознанный выбор приоритетов воспитательной деятельности и ее доминирующих направлений с учетом нозологий обучающихся);
— иерархичность (соответствует принципу подчиненности нижних уровней верхним, т. е. авторитет воспитателя непререкаем даже при демократическом стиле воспитания, а воспитатель выполняет требования заместителя директора или советника по воспитательной работе).
С целью профилактики девиантного поведения, которое часто проявляется различными видами агрессии (вербальная, предметная, физическая, эмоциональная), используются методы позитивной педагогики. Позитивная педагогика и позитивное воспитание предполагает раскрытие воспитателем позитивные возможности ребенка с ОВЗ, а также развитие способности к поиску позитивного в самом себе в жизненной ситуации и окружающей действительности.
С целью профилактики аддиктивного поведения использовались методы педагогической и воспитывающей проекции, профилактические беседы с использованием цифровых технологий и электронных образовательных ресурсов.
Для профилактики делинквентного поведения в план воспитательной деятельности включены видео ролики на различные тематики: «Буллинг и его последствия»; «Что такое экстремизм?» и др.
Таким образом, развитие общешкольной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее сотрудников и при эффективных механизмах управления, утверждаются в школе — интернате позитивные модели поведения обучающихся с ОВЗ. Для достижения результатов эффективности методов воспитания, необходимо учитывать особенности образовательной организации и, следовательно, особенности воспитательной деятельности, исходя из потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Литература:
- Сибиряков А. В., Кулмурзаев Н. М., Шайдуллаев Р. Б., Макамбаева Д. И. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2022. — Т. 16. — № 1. — С. 132–139
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
- Чирва Е. И. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: — Горно-Алтайск, 2005. — 187 с.