Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 3674 раза

Библиографическое описание:

Калашникова, С. А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/197/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, содержание АООП, структура АООП.

 

Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно [7; 15]. Согласно приказам Министерства образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014 г., утверждены и будут применяться в правоотношениях с 01 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарты) [12; 14].

Стандарты представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

На основе Стандарта и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ОВЗ определенной категории образовательная организация самостоятельно разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ данной категории. Дифференцированные требования к вариантам АООП приведены в приложениях к Стандартам [12; 14].

Стандарты предусматривают несколько вариантов АООП НОО (от двух до четырех) в зависимости от особых образовательных потребностей той или иной категории обучающихся с ОВЗ и, соответственно, возможных уровней образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося, с учетом индивидуальной программы реабилитации (при наличии инвалидности) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [10].

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный [4; 8]. Те же требования сохраняются и к структуре АООП НОО. Описание структуры и содержания каждого раздела АООП НОО представлено в Стандартах и проектах примерных АООП НОО [6; 10; 12; 14].

В соответствии с требованиями Стандартов АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО [10; 12; 14].

При разработке АООП НОО обучающихся с ОВЗ (в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и вариантом примерной АООП НОО) образовательной организации необходимо учитывать, что составляет содержание обязательной части АООП НОО, а что — содержание части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части). Следует предусмотреть в содержании всех структурных компонентов АООП НОО указанные части с учетом требований стандартности и вариативности [6].

Обязательная часть пояснительной записки должна отражать общие цели, принципы и подходы к формированию АООП НОО; представлять ее общую характеристику. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна конкретизировать цели, принципы и подходы к реализации АООП НОО с учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и специфики образовательного учреждения, концептуальные положения выбранной системы обучения на основе согласованного мнения участников образовательного процесса.

В обязательной части планируемых результатов освоения обучающимися АООП НОО представляется общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, содержания академического компонента и жизненной компетенции. В вариативной части уточняются и конкретизируются общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, содержания академического компонента и жизненной компетенции в соответствии со спецификой образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении на основе согласованной позиции участников по определению планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности; предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения [9; 10]. Вариативная часть данного компонента АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ представляет описание оценки, критериев, процедуры и состава инструментария оценивания, формы представления результатов, условий и границ применения оценки; предусматривает приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обязательная часть программы формирования универсальных учебных действий (в зависимости от варианта АООП НОО — программа формирования базовых учебных действий) содержит описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО; связи универсальных учебных действий (базовых учебных действий) с содержанием учебных предметов; описание преемственности программы формирования УУД (в зависимости от варианта АООП НОО — базовых учебных действий) при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. В части, формируемой участниками образовательного процесса, уточняются характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (в зависимости от варианта АООП НОО — базовых учебных действий) [3].

Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности должны содержать общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; содержание учебного предмета, коррекционного курса [9]. В вариативной составляющей конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; личностные, метапредметные и предметные результаты, содержание формируемых академического компонента и жизненной компетенции при освоении конкретного учебного предмета, коррекционного курса.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся(в зависимости от варианта АООП НОО — программа нравственного развития, воспитания обучающихся) раскрывает ключевые воспитательные задачи; представляет целостную модель образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, с учетом историко-культурной, этнической и региональной специфики [2]. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает взаимосвязь традиций и особенностей воспитательной системы образовательного учреждения; включает перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ, раскрывает формы организации работы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в обязательной части раскрывает базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Вариативная часть расширяет и дополняет базовую модель в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся с ОВЗ.

В обязательной части программы коррекционной работы представляется система организации работы образовательного учреждения по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса. В вариативной части раскрываются механизмы взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы; представляется перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; показывается специфика комплексного сопровождения, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий [1; 10].

Программа сотрудничества с родителями (для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития) раскрывает общие задачи и базовую модель сотрудничества с родителями. В вариативной части конкретизируются общие задачи сотрудничества с родителями с учетом специфики организации образовательного процесса и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; представляются планируемые результаты, формы работы и перечень мероприятий.

Восновной части программы внеурочной деятельности должна быть представлена базовая модель и обязательные направления (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное) организации внеурочной деятельности в образовательной организации. В части, формируемой участниками образовательного процесса, отражаются основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности; конкретизируются цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ; приводится перечень внеурочных мероприятий по направлениям, реализуемым в образовательной организации.

Учебный план НОО определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и коррекционно-развивающей области по классам (годам обучения) в зависимости от варианта АООП НОО.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ вариативная часть учебного плана предусматривает:

-        учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

-        учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;

-        увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии;

-        введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Система специальных условий реализации АООП НОО определяет общие требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям. Вариативная часть данного компонента АООП определяет право образовательной организации включать в штатное расписание необходимых специалистов, организовывать сетевое взаимодействие с целью обеспечения комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ (в том числе, медицинского); содержит описание особенностей организации пространства и рабочего места обучающегося с ОВЗ, подбора специального и дидактического материала в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся [10; 12; 14].

При необходимости адаптированная основная образовательная программа индивидуализируется: может быть создано несколько учебных планов, специальная индивидуальная программа развития (для обучающихся с умственной отсталостью), в том числе, индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ОВЗ. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования [10].

Таким образом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ, являясь локальным нормативным документом образовательной организации, должна регламентировать все виды и содержание образовательной деятельности участников образовательного процесса с учетом требований стандартности и вариативности, определять оптимальные условия для социализации и интеграции обучающихся с учетом их способностей и состояния здоровья, обеспечивать удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

 

Литература:

 

1.                  Баранова Ю. Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. М.: Просвещение, 2014. 127 с.

2.                  Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

3.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

4.                  Калашникова С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). C. 786–790.

5.                  Калашникова С. А. О технологии проектирования адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ // Зволейко Е. В., Калашникова С. А., Девяткина О. В., Заборина Л. Г., Кузнецова Л. Н., Тарских С. Д. Психолого-педагогические аспекты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: коллективная монография/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ООО «Экспресс-Издательство», 2014. С. 60–66.

6.                  Калашникова С. А. Технология проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья// Организационно-правовые и психолого-педагогические основы инклюзивного образования: учеб. пособие / С. А. Калашникова, Е. В. Зволейко, В. А. Полухина, Лушина Е. А., Лебединская С. В., Сутурина Ю. В., Заборина Л. Г., А. Ф. Ковалевская/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ЗабГУ, 2015.

7.                  Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 02.04.2014 г.).

8.                  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 02.04.2014 г.).

9.                  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 355 с.

10.              Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции 30.02.2015. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574 (дата обращения 05.03.2015).

11.              Тарских С. Д. Теоретические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ// Зволейко Е. В., Калашникова С. А., Девяткина О. В., Заборина Л. Г., Кузнецова Л. Н., Тарских С. Д. Психолого-педагогические аспекты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: коллективная монография/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ООО «Экспресс-Издательство», 2014. С. 53- 59.

12.              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540 (дата обращения 15.01.2015).

13.              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 142269 (дата обращения 15.02.2015).

14.              Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540 (дата обращения 15.01.2015).

15.              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения 15.01.2015).



[1] Работа выполнена в рамках государственного задания вузу. НИР 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации ФГОС для детей с ОВЗ».

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, вариативная часть, образовательная потребность обучающихся, начальное общее образование, учебный предмет, коррекционный курс, образовательная организация, образовательное учреждение, обязательная часть, обучающийся.

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

О проектировании адаптированной образовательной программы...

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказом Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002 были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов [6].

Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы...

потребность, дополнительное образование, школа, образовательная потребность школьников, образование, родитель, учащийся, учебный процесс, жизненный успех, профильное обучение.

О проектировании адаптированных программ для обучающихся...

– проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации; – проектирование образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.

О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса

физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

9. предоставить разностороннее универсальное образование в сочетании с вариативными компонентами образования

Особенности формирования метапредметных результатов у детей...

О проектировании адаптированной образовательной... ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, коррекционная работа, обучающийся, психофизическое развитие, начальное общее...

Вопросы проектирования специальной индивидуальной...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г...

Основные результаты освоения обучающимися основной...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

О проектировании адаптированной образовательной программы...

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказом Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002 были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов [6].

Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы...

потребность, дополнительное образование, школа, образовательная потребность школьников, образование, родитель, учащийся, учебный процесс, жизненный успех, профильное обучение.

О проектировании адаптированных программ для обучающихся...

– проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации; – проектирование образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.

О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса

физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

9. предоставить разностороннее универсальное образование в сочетании с вариативными компонентами образования

Особенности формирования метапредметных результатов у детей...

О проектировании адаптированной образовательной... ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, коррекционная работа, обучающийся, психофизическое развитие, начальное общее...

Вопросы проектирования специальной индивидуальной...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г...

Основные результаты освоения обучающимися основной...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Задать вопрос