Педагогический проект «Мир Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Козырева, А. А. Педагогический проект «Мир Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста / А. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9196/ (дата обращения: 03.06.2024).



Данный проект будет полезен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Паспорт проекта

Полное название проекта

«Мир Чуковского»

Автор проекта

Козырева Анна Акселевна, старший воспитатель

Тип проекта

Социальный, познавательно-творческий

Вид проекта

групповой

Участники

воспитатели, дети и родители группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники БИЦ «Интеллект»

Возраст детей-участников

5–7 лет (старший дошкольный возраст)

Продолжительность

краткосрочный — 2 месяца

Актуальность

Мы с вами живём в 21 веке, и в настоящее время значительную часть важной и нужной нам информации мы привыкли получать из средств массовой информации, ведь проще включить телевизор, «заглянуть» в интернет и узнать всё, что нам нужно.

А как же книги, зачем они нужны?

Мультфильмы, аудиозаписи и различные видеофильмы, которые уже дают готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействуя на людей, существенно ослабили интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует напряжения мысли и анализа прочитанного.

В наше время весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Систематическое и вдумчивое чтение книг будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей.

Чтение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, что способствует развитию мышления и воображения, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромное и незаменимое воспитательное, познавательное и эстетическое значение оказывают произведения К. И. Чуковского, т. к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литературные произведения К. И. Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказок К. И. Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.

Герои его сказок вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Цель :создание условий для приобщения детей к чтению художественной литературы в процессе закрепления и систематизирования знаний о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского.

Задачи:

— продолжать развивать умение детей понимать занимательность сюжетов литературных произведений К. И. Чуковского, особенность его языка;

— воспитывать интерес к творчеству автора;

— развивать мышление, речь, воображение и память у дошкольников;

— развивать у воспитанников творческие способности;

— способствовать повышению устойчивого интереса у детей и взрослых к семейному;

активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.

Ожидаемый результат:

Педагоги:

— собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

— созданы в группе все необходимые условия для проведения проектной деятельности.

Дети:

— повысился интерес к чтению художественной литературы;

— закрепятся и систематизируются знания о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

Родители:

— повысился интерес к образовательному процессу в ДОО;

— появился интерес к семейному чтению литературных произведений;

— повысился интерес участия в жизни группы.

Проблема. Недостаточный интерес у детей к чтению художественной литературы, а также недостаточно знаний о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

Причины:

— недостаточно уделяется времени семейному чтению;

— непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребёнка как будущего читателя;

— интерес к книге подменяется просмотром телевизора и телефона, а также компьютерными играми.

3 этапа проекта

1.Подготовительный этап

— составление и обсуждение поэтапного плана работы, постановка цели и задач;

— анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе: что есть и что надо сделать;

— подбор аудио- и видеоматериалов по теме;

— подбор методической и художественной литературы;

— изготовление различных дидактических игр;

— подбор иллюстраций по теме;

— составление сценарием досуговой деятельности со специалистами ДОО;

— составление анкеты, консультаций и рекомендаций для родителей;

— подбор необходимой информации для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.

2. Основной этап (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

Таблица 2

Социально-коммуникативное развитие

— создание тематического альбома «К. И. Чуковский»;

— разрезные картинки (созданы самостоятельно);

— Д/И «Пазлы»;

— Д/И «Лото» (созданы самостоятельно);

— Д/И «Домино» (созданы самостоятельно) см. рис.1;

— Д/И «Кубики по сказкам К. И. Чуковского» (созданы самостоятельно) см.рис.2;

— Д/И «Ромашка» (созданы самостоятельно) см. рис.3;

— Д/И «Крестики-нолики» (созданы самостоятельно) см. рис.4;

— Д/И «Узнай по контуру» (созданы самостоятельно);

— Д/И «Четвёртый лишний» (созданы самостоятельно);

Д/И «Литературные сказки» (созданы самостоятельно);

— словесная игра «Узнай героя сказки по описанию»;

— ситуативный разговор «Что вам больше нравится: смотреть мультфильм или читать с мамой книгу?»;

— интервьюирование «Зачем надо читать книжки»;

— создание читательских дневников по произведениям К. И. Чуковского совместно с родителями (семейное чтение);

— сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Ветеринарная клиника», «Книжный магазин»;

— театрализация по произведениям писателя.

Познавательное развитие

— беседа «Что такое книга и как она появилась»;

— беседы о профессиях (писатель, поэт, художник-иллюстратор, библиотекарь и т. д.);

— посещение библиотечно-информационного центра «Интеллект» (совместно с родителями);

— показ презентации «Жизнь и творчество К. И. Чуковского», беседа;

— прослушивание аудиозаписей литературных произведений писателя;

— просмотр видео материалов (советские мультфильмы по произведениям писателя).

Речевое развитие

— чтение художественной литературы по теме проекта:

— сказки К. И. Чуковского: «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Лимпопо», «Крокодил», «Федорино горе», «Доктор Айболит»;

— стихи К. И. Чуковского: «Бутерброд», «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Путаница», «Закалялка», «Храбрецы», «Обжора», «Радость», «Слониха читает», «Поросенок», «Федотка», «Песня о бедных сапожках», «Муха в бане»;

— пополнение книжного уголка группы произведениями автора;

— словесная игра «Доскажи словечко»;

— загадки;

— заучивание стихотворения «Катауси и Мауси» (сценка);

— заучивание произведения «Муха-Цокотуха» (мюзикл);

— заучивание произведения «Краденое солнце» (озвучивание диафильма).

Художественно-эстетическое развитие

— лепка (пластилинография) «Муха-Цокотуха»;

— рисование (коллективная работа): «Чудо-дерево» (парная обувь);

— рисование: «Украсим посуду для бабушки Федоры» (различные росписи);

— рисование (коллективная работа): создание книги К. Чуковского «Путаница»;

— конструктивная деятельность (ручной труд): Герои сказки К. И. Чуковского «Путаница» (из бумаги);

— творческая мастерская по изготовлению «Бабочки» (аппликация из различных материалов: нитки, пуговицы, ткань, бумага, бусины и т. д.);

— рассматривание иллюстраций и различных картинок по теме проекта;

— рассматривание с детьми иллюстраций к произведениям автора в читательских дневниках;

— «Книжкина больница» (ремонт книг для малышей совместно с воспитателем — старшие младшим);

— изготовление масок, различных атрибутов для игровой деятельности;

— раскраски;

— выставка детских работ;

— изготовление поделок (совместное семейное творчество);

— изготовление книжек-малышек по произведением К. И. Чуковского для детей младшего возраста (старшие младшим);

— рисование на асфальте «Герои сказок дедушки Корнея»;

— участие в районном конкурсе «Пожарная безопасность глазами детей» (изготовление поделки по произведению «Путаница» (Долго, долго крокодил море синее тушил пирогами, и блинами, и сушёными грибами…);

— постановка мюзикла «Муха-Цокотуха» (досуг с родителями).

Физическое развитие

— физкультминутки;

— пальчиковые гимнастики;

— гимнастика для глаз;

— беседы о здоровом образе жизни.

Работа с родителями:

— анкетирование родителей;

— консультации и рекомендации: «Семейное чтение», «Путешествие в страну книг. От слушателя к читателю», «В гости в библиотеку»;

— семейная выставка поделок «Мой любимый литературный герой по сказкам дедушки Корнея»;

— заучивание отрывков из произведения «Краденое солнце»;

— ведение с детьми читательских дневников (ФИ ребёнка, название произведения, автор произведения, краткое содержание, что (чем) понравилось, чему учит, а также иллюстрация к произведению);

— беседа с родителями об оказании помощи в организации похода в БИЦ «Интеллект» (поход за территорию детского сада);

— творческая мастерская по изготовлению атрибутов и костюмов для игровой и театрализованной деятельности (досуг).

Различные дидактические пособия и игры, изготовленные совместно с детьми и родителями

Д/И «Домино»

Рис. 1. Д/И «Домино»

Д/И «Кубики»

Рис. 2. Д/И «Кубики»

Д/И «Ромашка»

Рис. 3. Д/И «Ромашка»

Д/И «Крестики-нолики»

Рис. 4. Д/И «Крестики-нолики»

3. Заключительный этап:

— тематический альбом «К. И. Чуковский»;

— книжки-малышки (старшие младшим);

— театрализованная постановка «Катауси и Мауси» (старшие младшим);

— спортивно-музыкальный досуг «В гостях у доктора Айболита»;

— викторина «Мир Дедушки Корнея» (совместная образовательная деятельность с родителями);

— мюзикл «Муха-Цокотуха» (музыкальный досуг с родителями);

— выставки детских работ по изодеятельности;

— семейная выставка поделок;

— читательские дневники;

— результаты участия районном конкурсе «Пожарная безопасность глазами детей»;

— анализ проектной деятельности, подведение итогов о проделанной работе;

— презентация проекта (детям, родителям и педагогам).

Заключение. По результатам проведённой деятельности можно сделать вывод, что в рамках реализации проекта у детей расширились и систематизировались знания о творчестве К. И. Чуковского, а также повысился интерес к чтению как у детей, так и у родителей.

Как сказалДемьян Бедный:«Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».

Задать вопрос