Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кохарова, Е. М. Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми» / Е. М. Кохарова, Л. В. Голубева, Е. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9194/ (дата обращения: 21.05.2024).



Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно-творческий

Тип проекта: групповой

Длительность проекта : среднесрочный, 1 месяц

Руководитель проекта : Кохарова Елена Михайловна

Участники проекта : воспитатели (Кохарова Е. М.; Голубева Л. В.), инструктор по физической культуре (Скворцова Е. В.), воспитанники разновозрастной группы (вторая младшая подгруппа), родители.

Актуальность

Здоровье — ценный дар, подаренный человеку природой. Здоровый малыш отличается гармоничным развитием. Дошкольный период является решающим в формировании основы физического и психического здоровья. В этот период происходит активное развитие органов и систем организма, закладываются основы личности и отношения к себе и миру. Важно обеспечить детей базовыми знаниями и практическими навыками здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни для дошкольников определяются знаниями и представлениями о правилах здоровья (соблюдение режима, гигиена, физическая активность) и умением применять их в повседневной жизни через доступные для детей методы (чистка зубов, мытье рук, зарядка). Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных стратегических целей развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Проблема : дети незнакомы с понятием «здоровый образ жизни». На вопрос воспитателя: «Что нужно делать, чтобы не болеть?». Дети отвечают: «Надо пить лекарства».

Цель проекта : формирование основ здорового образа жизни у воспитанников младшей группы.

Задачи проекта:

Для детей

Образовательные:

  1. Дать представление о здоровом образе жизни.
  2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
  3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
  4. Дать детям знания о полезных и вредных продуктах питания.

Развивающие:

  1. Развивать и закреплять культурно-гигиенические навыки у детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
  2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.

Для родителей:

  1. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
  2. Способствовать созданию активной позиции родителей в оздоровительной деятельности в ДОУ.
  3. Пропаганда ЗОЖ.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни.
  2. Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков.
  3. Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
  4. Участие в совместной деятельности родителей.
  5. Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.

Формы и методы реализации:

Формы:

— Наблюдения

— Беседы

— Ситуативный разговор

— Занятия

— Чтение художественной и познавательной литературы

— Рассматривание фотографий и иллюстраций

— Подвижные игры

— Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна)

— Физкультминутки

— Консультации, индивидуальные беседы (родителям)

Методы:

— Словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, загадки, потешки, поговорки.

— Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик.

— Практические: изобразительная деятельность, оздоровительная деятельность.

— Игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.

Продукт проектной деятельности:

  1. Создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, физкультминутки), подвижных игр.
  2. Подборка дидактических игр.
  3. Оформление картотеки бесед по формированию здорового образа жизни подбор литературы по ЗОЖ.
  4. Консультации для родителей по ЗОЖ.
  5. Совместное с родителями физкультурное развлечение «На поиски колобка».
  6. Презентация к педсовету.

Этапы реализации проекта:

1 этап — подготовительный:

Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта, планирование, работа с родителями.

2 этап– основной, практический:

Проведение: бесед, оздоровительных мероприятий.

Разучивание: потешек, стихотворений, пальчиковых игр, ежедневная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима дня.

3 этап — заключительный.

I . Подготовительный этап

  1. 1.Подборка методического и дидактического материала.
  2. 2.Подборка художественной литературы.
  3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
  4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
  5. Подборка дидактических, подвижных игр по теме проекта и атрибутов к ним.
  6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
  7. Привлечение родителей к реализации проекта.

II. Основной этап

Познавательно-исследовательская деятельность

— Беседа «Солнце, воздух и вода — нам без них никак нельзя».

Цель: формировать у детей понятия закаливающих процедур и их влиянии на здоровье.

— Беседа «Чистота — залог здоровья»

Цель: дать детям представление о необходимости гигиенических процедур.

— Беседа «Как важен сон».

Цель: формировать представление детей о значении сна, учить заботиться о себе.

— Беседа «Полезные и вредные продукты»

Цель: показать детям важность правильного питания для здоровья и роста.

Восприятие художественной литературы и фольклора

— К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»

— С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

— И. Демьянова «Замарашка»

— Стихотворение: «Что такое чистым быть?», «Я и солнышко»

— Потешки: «Водичка, водичка…», «Кран откройся! Нос, умойся!», «От водички, от водицы все улыбками искрится!»

— А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка»

— Отгадывание загадок об овощах и фруктах, о средствах гигиены

Социально-коммуникативное развитие

— Дидактическая игра «Вредные и полезные продукты»

Цель игры: дать представление детям о вредных и полезных продуктах

Правила игры: ребенку дается два игровых поля: зеленое, (на верху этого поля расположена продовольственная корзина), на это поле кладем картинки полезных для здоровья продуктов и красное поле (вверху, которого расположена мусорная корзина), здесь располагаем вредные продукты.

— Воспитание культурно-гигиенических навыков.

— Воспитание культуры поведения за столом.

Изобразительная деятельность

Рисование в раскрасках по теме ЗОЖ, по трафаретам «Фрукты и овощи».

Двигательная деятельность

— физкультминутки

— пальчиковые игры

— логоритмические игры

— подвижные игры

— гимнастика пробуждения

— утренняя гимнастика

Работа с родителями . Взаимодействие с семьей играет первостепенную роль в работе дошкольного образовательного учреждения. Одним из ключевых аспектов этого взаимодействия является совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает, что родители играют ведущую роль в формировании личности ребенка, включая его физическое развитие. Именно они формируют ценности и привычки ребенка, которые определяют его отношение к здоровью. Родители являются первыми и главными образцами для подражания, и их поведение оказывает непосредственное влияние на становление здорового образа жизни у детей. В партнерстве с семьей педагоги дошкольных учреждений реализуют эффективную программу укрепления здоровья через различные формы взаимодействия: привлечение родителей к оздоровительным мероприятиям, организация совместных спортивных праздников, привлечение родителей к проведению физкультурно-оздоровительных занятий в детском саду, индивидуальное консультирование родителей, тесное взаимодействие с медицинскими работниками и узкими специалистами для обеспечения комплексного подхода к сохранению здоровья детей. Совместная работа педагогов и родителей, основанная на доверительных отношениях и конструктивном диалоге, способствует созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формированию у них ценностей здорового образа жизни и осознанного отношения к своему физическому и психическому благополучию.

Было проведено

— Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в моей семье», «Здоровое питание-здоровый ребенок»

Консультации

— «Закаливание»

— «Здоровый образ жизни семьи»

— «Полезные привычки»

— «Поговорим о правильном питании ребенка»

III. Заключительный этап

  1. Выставка стенгазет «Мы за здоровый образ жизни».

  1. Челендж «Зарядка всей семьей».
  2. Итоговое совместное физкультурное развлечение «На поиски колобка».

Заключение

В результате проведенных мероприятий, наблюдается заметное увеличение заинтересованности детей в занятиях физкультурой, а также в применении закаливающих процедур и уходе за собой. Это свидетельствует о повышении воспитательной ценности, которую несут подобные занятия. Дети и их родители также получили дополнительные знания о методах сохранения и укрепления здоровья, понимая важность здорового образа жизни. У родителей расширилось представление о закаливающих мероприятиях, у детей знания о полезных продуктах питания. Для дальнейшего поддержания интереса к здоровому образу жизни, необходимо продолжать систематически работать в данном направлении, продолжать организовать совместные мероприятия с участием родителей, направленные на оздоровление детей, а также на сохранение и укрепление их физического и психологического благополучия. Поддерживая такие инициативы, мы сможем обеспечить более здоровое будущее для нового поколения и вдохновить их на заботу о собственном здоровье, исполнив указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации».

Литература:

  1. Золотова М. Ю. Физкультурно-оздоровительные аспекты здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях// Международ практич. Конференция 2015г.
  2. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1089г.
  3. Рунова М. «Помогите ребенку укрепить здоровье» Дошкольное воспитание№ 9, 2004г.
  4. Юрко Г. П. «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста», М. 1978г.
Задать вопрос